Регулирование конфликтов между органами власти и населением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Конфликты стали реальностью нашей повседневной жизни. Происходящие реорганизации экономических, политических и правовых институтов пока не оказали заметного влияния на изменение тенденции к обострению разнообразных ситуаций. Наличие конфликтов в различных сферах жизни диктует потребность в их анализе; выявлении причин и условий, порождающих конфликтные ситуации, выработке мер по предупреждению, прекращению развития конфликтов, по их разрешению.

Содержание

Введение……………………………………………………………..............3
1. Теоретические аспекты изучения конфликтов между органами
власти и населением…………..……………………………………………...7
1.1. Понятие и виды конфликтов…………………………………………7
1.2. Органы власти и население, как участники конфликта………......11
1.3. Методы регулирования конфликтов между органами власти
и населением………………………………………………………..14
2. Современная ситуация в сфере конфликтного взаимодействия
органов власти населения…………………………………………............22
2.1. Анализ конфликтов между органами власти и населением……..22
2.2.Проблемы регулирования конфликтов органов власти
и населения…………………………………………………………...26
3. Совершенствование системы управления конфликтами между
органами власти и населением….………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………..32
Список используемой литературы………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТУ.docx

— 67.50 Кб (Скачать файл)

     Роль  конфликта в основном зависит  от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения  конфликтной ситуации, а также  правильно определить к какому виду относится этот конфликт. Слишком  уж часто управляющие считают, что  основной причиной конфликта является столкновение личностей. Однако анализ показывает, что «виноваты» другие факторы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Органы власти и население, как

     участники конфликта 

     Конфликты между государством и населением (проблема легитимности). Если государственная  власть не отвечает интересам народа, не обеспечивает эффективность управления, то она теряет авторитет у населения. Падение авторитета власти, ее престижа, утрата общественного доверия –  это острые сигналы конфликта  между властью и обществом. Наиболее характерный конфликт – гражданское  неповиновение, массовые протесты, выступления, демонстрации, пикетирование, забастовки. Еще опаснее создание альтернативных структур власти, незаконное наделение  теми или иными правами общественных объединений, съездов, национальных конгрессов, формирование вооруженных отрядов. Все эти действия свидетельствуют  о недоверии официальным властям  и стремлении решать дела по собственному усмотрению. В этой связи резко  обостряется проблема легитимности (т.е. правомочности власти) в ее теоретическом  и прикладном аспектах.

     Принцип легитимности сформировался в рамках классической теории демократии (теории общественного договора) как результат  поиска формулы разрешения противоречия между необходимостью государственного порядка и недопустимостью произвола  властителя. Согласно представлениям классических либералов, лишь та форма  правления правомочна, которая гарантирует  всеобщее и сознательное участие  в политическом процессе и получает активную поддержку граждан. Узурпатору, недостойному правителю подданные  имеют право не повиноваться.  Более того, народ имеет право на восстание, если правитель злоупотребляет властью.

     С точки зрения прикладной конфликтологии, легитимность не означает следования принципу «чем больше законов, тем меньше конфликтов», она требует добровольного  согласия, готовности людей соблюдать  установленный порядок. Если, например, какой-то закон устарел, а другой, отвечающий новым условиям, не принят, то роль эффективной институциональной процедуры может выполнять и незаконный (с точки зрения юриспруденции) акт, если он поддерживается значительной частью общества. И наоборот, если большинство не склонно исполнять тот или иной закон или указ, они становятся бессильными.

     Чем сильнее поддержка, тем эффективнее  сможет действовать государственный  лидер и тем шире его возможности  в случае необходимости использовать принудительные или непопулярные меры для выполнения принятого решения. Но если необходимая мера легитимности не достигнута и добровольное желание  выполнять это решение у большинства  населения отсутствует, то, следовательно, не признается и право управляющих  органов на принуждение с целью  реализации данного решения.

     Очень важно также, от кого исходит то или  иное решение. Если решение само по себе хорошее, а предлагающий его  человек или орган непопулярен, то оно может не сработать. С другой стороны, популярный человек может  ввести собственный механизм, даже попирая имеющиеся нормы и  установленные процедуры режима и заменяя их другими.

     Государство реализует свои функции через  государственную службу. Обеспечивая  результативность органов государственной  власти, содействуя реализации законов, защищая права и законные интересы граждан и, тем самым, связывая общество и государство, государственная  служба призвана отвечать за прочность  и стабильность государственной  жизни, реализацию на деле демократической  сущности государства, поддержание  жизнедеятельности и устойчивости общества в целом. Но, когда государственные  чиновники подменяют служение общенациональным интересам своими корпоративными интересами, мы получаем один из самых значительных видов конфликтов в системе государственного управления – конфликт между гражданами и государственными служащими, поскольку  нарушается система обратных связей между обществом и государством.

     Главный источник данного вида конфликтов заключается  в объективно существующем и постоянно  воспроизводящемся противоречии между  плюрализмом политической сферы  общества и целостностью (единством, суверенностью) государственной власти. Если бы удалось грамотно контролировать его и регулировать наиболее взрывоопасные  участки взаимоотношений, возможно, удалось бы сделать более привлекательным  имидж власти и значительно укрепить ее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Методы регулирования конфликтов

     органов власти с населением 

     Методы  регулирования конфликтов разнообразны, как и сами конфликтные ситуации, но все они могут быть сведены  к некоторым основным группам.

     Во-первых, уход от конфликта.

     Эта тактика является весьма популярным способом поведения в конфликтной  ситуации, к ней прибегают как  участники конфликта, так и менеджеры, когда улаживают конфликт. Суть тактики  – игнорирование конфликта, отказ  от признания его существования, самоустранение (физическое или психологическое). Может показаться, что тактика  плохая, но она имеет свои достоинства  и недостатки.

     Достоинства тактики сводятся к тому, что уход от конфликта легко и быстро осуществляется, не нужны материальные и психологические  ресурсы (например, руководитель, избегая  конфликта, не отвечает на просьбу сотрудника о повышении заработной платы).

     Данная  тактика приемлема, когда назревает  конфликт, связанный с несущественными  для данной группы делами.

     Однако  при определенных условиях эта тактика  может привести к эскалации конфликта, так как причина конфликта  не устраняется, а консервируется. Если проблема, которая ведет к конфликту, существенна, то консервация конфликта  может привести к обострению, а  не к улаживанию конфликта.

     Тактика избегания конфликта является успешной в определенных условиях:

    – если причина, порождающая противоборство, является верхушкой

айсберга  и свидетельствует о наличии  других, глубоких предпосылок конфликтов;

       – отсутствие у одной из сторон сил, с помощью которых возможно в данный момент разрешить конфликт.

       –  если причина коренится в ограниченности имеющейся информации о конфликте, нужна дополнительная работа, сбор данных, которая обеспечивает эффективное разрешение конфликта.

     Стиль поведения при рассматриваемой  тактике – это утаивание, засекречивание информации с целью не допустить  обострения конфликта, а также отказ  от признания самого факта существования  причин конфликта в расчете на то, что он решится сам по себе.

     Во-вторых, метод применения силы.

     Использование этого метода свидетельствует о  готовности к разрешению конфликта, по крайне мере, у одной из сторон.

     Суть  метода: принудительное навязывание  своего решения одной из сторон.

     У одной из сторон должно быть наличие  решающего перевеса ресурсов (например, администрация завода справляется  с бастующими работниками путем  набора новых работников); должна возникнуть чрезвычайная ситуация; должна быть необходимость  принятия непопулярного решения; а  также бесспорная правота одной  из сторон.

     Формами проявления тактики насилия являются такие, как:

     –  использование силовых методов;

     –  применение жесткого, приказного стиля общения;

     –  использование мер наказания при одновременном поощрении добросовестных сотрудников.

     В-третьих, тактика уступок и компромиссов.

     Предыдущие  тактики рассчитаны на выигрыш одной  из сторон и

     проигрыш  другой, являются самыми древними способами  разрешения конфликтов.

     Они вошли в привычку и используются автоматически, но современная конфликтология рассматривает эти тактики негативно, в них преобладает иррациональный подход.

     К цивилизованным методам регулирования  конфликта относятся методы «выигрыш-выигрыш», тактика односторонних уступок  или тактика двусторонних компромиссов, взаимовыгодных соглашений.

     Эти тактики нацелены на конструктивное, положительное разрешение конфликтов. Овладение ими – это условие  современной эффективной управленческой деятельности.

     Рассмотрим  сначала тактику односторонних  уступок (приспособления). Предпосылками  для применения такой тактики  являются следующие:

       – явная ошибка во взаимоотношениях, допущенная одной из сторон;

     отказ от уступок грозит более серьезным  уроном;

       – в условиях, когда будущее грозит кризисными событиями для данной группы и надо беречь энергию для этого, и ценой уступок по менее значимым проблемам, сохранить резервы для будущих кризисов.

     Слабость  тактики уступок состоит в  том, что она частично реализует

     принцип «выигрыш-выигрыш», выгоду получает только одна сторона. Более надежна тактика  компромиссов (взаимных уступок), которая  становится надежной основой долговременного  сотрудничества. Эта тактика –  это классический (образцовый) способ разрешения конфликтных ситуаций. Компромисс – это путь взаимных уступок, взаимовыгодные сделки, частичное удовлетворение интересов  обеих противоборствующих сторон, поиск  взаимоприемлемых позиций.

     Условиями для применения данной тактики являются следующие:

     обе стороны готовы к взаимным уступкам;

     невозможность разрешения конфликта силовым методом, нет возможности ухода.

     Большая роль в этой тактике отводится  переговорам, которые позволяют  выяснить зоны согласия, точки соприкосновения  интересов.

     Однако  существуют и трудности в применении данной тактики. Среди них можно  выделить следующие:

       – возможность отказа одной из сторон от первоначально занятой позиции;

       – в компромиссном соглашении всегда имеется элемент отказа от первоначально занятой позиции, возможно возвращение к первоначальной позиции;

       – решение, принятое в результате переговоров, может оказаться противоречивым.

       Достоинства тактики можно свести к тому, что она:

       – ведет к взаимовыгодному результату;

       – Демонстрирует уважение сторон к достоинству друг друга.

     Анализ  конфликтов убеждает в том, что цена конфликта может быть очень высокая. Неудача в разрешении конфликта: тревога, чувство одиночества, стрессовая ситуация.

     Урегулированный конфликт – это утверждение в  душе чувства покоя, умиротворения, веселья, усиление энергии, готовности к новым делам, чувство расширения возможностей, перспектив, а также  укрепление здоровья.

     Социальные  последствия неудачи в разрешении конфликта: материальные потери и  человеческие потери.

     Поэтому следует сделать вывод, что наиболее правильный путь к позитивному результату – это тактика переговоров, компромиссов.

     Рассмотрим  переговоры и компромиссы с точки  зрения политики.

     Переговоры  прежде всего предполагают:

       – взаимное уяснение позиций сторон;

       – выявление зоны и уровня конфронтационных притязаний;

     выявление условий компромисса;

       – нахождение неконфронтационного поля (его ценностей, зоны взаимных уступок);

Информация о работе Регулирование конфликтов между органами власти и населением