Роль общественного мнения в процессе правотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:49, реферат

Краткое описание

Изучение влияние общественного мнения на процесс правотворчества на современном этапе развития и становления правового российского государства имеет важное значение. Это связано с тем, что в общественном регулировании системы политических, экономических и других отношений, а так же в закреплении государственного, общественного строя и массовых социальных явлений главенствующее место отводится именно праву и социальным правовым нормам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРАВОСОЗНАНИЕ 5
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПРАВА 7
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРАВОТВОРЧЕСТВО 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Социология права - реферат.docx

— 41.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

Социология  права

Тема: «Роль общественного мнения в процессе правотворчества»

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРАВОСОЗНАНИЕ 5

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПРАВА 7

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ  ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРАВОТВОРЧЕСТВО 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение влияние общественного  мнения на процесс правотворчества  на современном этапе развития и  становления правового российского  государства имеет важное значение. Это связано с тем, что в общественном регулировании системы политических, экономических и других отношений, а так же в закреплении государственного, общественного строя и массовых социальных явлений главенствующее место отводится именно праву и социальным правовым нормам.

Однако деятельность государства  может вступать в конфликт с общественными  интересами или не иметь общественной поддержки по реализации и охране социальных норм права. Зачастую такая  ситуация возникает в случаях  неправильного толкования правовых предписаний.

Существует и другая проблема, которая  заключается зачастую в необъективности  общественного мнения по социально - правовым вопросам также может  вызывать сомнения. Такая ситуация возникает в результате низкого  уровня правосознания, при этом общественное мнение не поддерживает социальные нормы  права, что приводит к торможению становления правового демократического общества, вследствие чего происходит увеличение уровня преступности.

Таким образом, наблюдается парадокс. По мере увеличения количества социально-правовых норм, увеличивается и степень  общественного несогласия с различными законами и подзаконными актами.

В развитии современного общества становится, очевидно, что путем государственного принуждения невозможна реализация социальных норм права. Таким образом, для реализации права необходимо, во-первых, учитывать общественное мнение, а во-вторых, усилить общественный контроль над правоприменительной деятельностью самих органов государственной власти.

Спектр социально-правовых функций  общественного мнения велик. Общественное мнение способно повлиять не только на степень общественного согласия-несогласия с применяемыми социальными нормами, но и на само содержание, толкование и практическую реализацию законодательных актов государства. Однако ее объективность не однозначна, т.к. по своей природе общественное мнение является социальным и психологическим явлением, оно подвержено манипуляциям и аффективному отражению действительности. Общественное мнение стихийно, неустойчиво, некритично, зачастую неадекватно.

Изучение влияния общественного  мнения на процесс правотворчества  имеет не только прогностическое, но и социально-регулятивное значение. Оно предоставляет возможность  предвидеть степень распространенности законопослушного или отклоняющегося поведения в обществе, прогнозировать вектор социально-правового развития страны.

 

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРАВОСОЗНАНИЕ

Впервые термин «общественное мнение»  появилось в конце 18 века. В настоящее  время, по мнению Д.П. Гавра, данное понятие  является дискуссионным «ни западная, ни российская социология в настоящее  время не имеют удовлетворительных комплексных теоретических построений, отражающих социологический аспект существования и динамики общественного  мнения» [2].

В отечественной литературе можно  встретить следующие определения  общественного мнения.

А.К. Уледов рассматривал общественное мнение как одно из состояний общественного сознания, проявление общественного сознания в деятельности масс [11].

Б.А. Грушин под общественным мнением  понимал состояние массового  сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных  групп людей к событиям и фактам социальной действительности [4].

М.П. Скалецкий понимал общественное мнение как состояние сознания той или иной общности, в котором на основании их коренных интересов выражается их оценочное отношение к явлениям, событиям и процессам социальной действительности [8].

По мнению В. А. Коробейникова,  общественное мнение выступает как проявление общественного сознания (в виде суждений или актов поведения), в котором отражается оценка социальными группами, народом в целом актуальных явлений действительности, представляющих общественный интерес [5].

М.К. Горшков под общественным мнением  понимал проявление состояния массового  сознания, отражающего данную общественную ситуацию [3].

Таким образом, общественное мнение, как особое общественное явление и как социальный институт, заключается в  ситуативном состоянии массового сознания, которое проявляется в общественных и публичных суждениях и массовом поведении, выражает отношение общества к значимым фактам социальной жизни и оказывает непосредственное влияние на функционирование общественно - политических отношений.

Роль и значение общественного  мнения в условиях развитой демократии ограничены авторитарной представительной властью, при этом воздействие на государственную деятельность происходит опосредованно через политические партии, парламентские фракции, многочисленные опросы и т.д.

На формирование общественного  мнения как института гражданского общества в современной России большую  роль оказывает правовое регулирование, которое осуществляется посредством  соответствующих норм Конституции  Российской Федераций и федеральных  законов.

Остановимся более подробно на анализе отношений между общественным мнением и правосознанием общества. Следует отметить, что эти понятия  отражают в себе особенности и  характеристики общества как субъекта.  Однако правосознание в отличие от общественного мнения в большей степени отражает реальность в форме знания. В правосознании более ярко выражены когнитивные, рациональные, познавательные элементы и то, что принято называть правовой идеологией. Таким образом, правовое сознание выступает как результат сознательной деятельности общества.

Общественное мнение, в отличие  от правосознания, по своей сути представляет собой стихийную реакцию людей  на события и факты, которые затрагивают  их общие интересы, ему присущи  аффективные, эмоционально-чувственные  компоненты, оно ближе к правовой психологии, чем к правовой идеологии.

Таким образом, можно сказать, что  правосознание является формой общественного  сознания, при этом общественное мнение выступает как феномен общественной психологии.

Сильное и устойчивое общественное мнение может отразиться на правосознании  общества, на содержании правовых норм и наоборот. Следует отметить, что  субъект, в процессе формирования общественного  мнения, воспринимает события и факты  сквозь «призму» своей психологии, своих социально правовых установок, которые могут значительно отличаться от норм господствующего правового  сознания. Именно это отличие, это  обстоятельство объясняет, почему общественное мнение по одному и тому же вопросу  может значительно колебаться по степени интенсивности своей  поддержки - не поддержки какой-либо нормы или решения, и даже менять свой «знак» на противоположный.

Таким образом, общественное мнение отражает психологическое состояние субъекта, которое находиться под влиянием как социально - правовых установок  населения, так и ситуативных  чувств и настроений (паника, страх, агрессивность, тревожность и т.д.). Общественное мнение непосредственно  выражает ситуативные потребности  и интересы субъекта, его состояние  в данный конкретный момент его жизни. Что может быть опасным для  самого субъекта, т.к. ситуативная импульсивная реакция на какое-либо событие не всегда адекватно отвечает базовым  потребностям и интересам самого субъекта. Она может быть сформирована в результате манипуляции или  массового конформизма общественности, либо в результате плохой информированности  и массового заблуждения.

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПРАВА

Процесс формирования норм права или  «правотворчество» представляет собой  «одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменения, отмену или дополнение» [7].

Под правотворчеством понимается «организационно - оформленная, установленная процедурная  деятельность государственных органов  по созданию правовых норм, или по признанию  правовыми сложившихся, действующих  в обществе правил поведения» [1].

Правотворчество отражает не только деятельность государственных органов  в создании и совершенствовании  целостной системы правовых норм, но и стремиться удовлетворить потребности, ожидания всех субъектов общества.

Народ и его  общественное мнение становится одним  из субъектов права в достижение общественного согласия, т.к. в коллективных суждениях людей отражаются их интересы, потребности. Однако реализация норм права  может быть затруднительной в  случаях явного или скрытого противодействия  населения. В практике существует ряд  примеров, когда принятые законы были в последующем отменены по причине  их явного несоответствия общественным потребностям, интересам. Например, антиалкогольная  кампания М.С. Горбачева в России, т.к. населением она отторгалась, а  государству из-за вырубки виноградников  и усиления позиций теневого рынка  был нанесен экономический урон.

Для раскрытия  сущности влияния общественного  мнения на формирования  социальных норм права, следует проанализировать взаимосвязь конфликтов интересов  между явлениями правосознанием и общественным мнением.

Социально-правовой конфликт выражается в том, что общественное мнение не принимает те или иные законы и  способы реализации правовых норм, которые в них изложены, полагая, что эти нормы противоречат их потребностям и интересам. Проявляется  это в массовом нарушении их или  протесте против их применения. Урегулирование сложившегося конфликта происходит путем согласия методами убеждения, воспитания, пропаганды, принуждения  со стороны государства. В случае если данные способы регулирования конфликта на практике не помогают, государство меняет правовую норму или способы ее осуществления, которые отражены в соответствующем законе или указе.

В любом демократичном обществе принято считаться с общественным мнением по средствам проведения опроса населения. Таким образом, закон имеет наибольшие шансы стать эффективным, если будет соответствовать общественному мнению.

В качестве государственного института  законодательный орган базируется на воле своего народа, а не на изменчивом общественном мнении, т.к. свои полномочия законодатель получает от граждан как  политических субъектов, а не от членов гражданского общества как частных  лиц. В данном случае общественное выступает  как частное лицо, а не как граждане - избиратели. Позиция гражданина - избирателя на выборах законодательного органа ориентирована на общегосударственные  интересы и вызвана необходимостью решения общегосударственных задач. Сама процедура выборов подразумевает, что выбрать нужно тех, кто  лучше других сможет выразить общие  интересы. Такая двойственность позиции  человека как гражданина государства  и как члена гражданского общества довольно часто не учитывается при  анализе взаимодействия законодателя и общественного мнения.

Общественное  мнение изменяется в силу объективных  потребностей общественной жизни. Эти  потребности могут и неосознаваться носителями общественного мнения, т.к. на практике реальные интересы людей зачастую расходятся с их позицией, отраженной в ходе опросов общественного мнения. Общественное мнение для органов власти должно стать индикатором социальных потребностей и интересов. Характер такой информации определяется содержанием работы на разных стадиях процесса создания закона. На начальных этапах, когда необходимо выявить потребности в правовом регулировании, законодатель должен получить информацию о наличии социальной проблемы, требующей правового решения. В стадии работы над данной концепцией исследования общественного мнения должны дать информацию о соотношении различных социальных интересов и о возможности их согласования на правовой основе. В итоге законодателю нужен выражающий общую волю правообразующий интерес, который является результатом разнонаправленных социальных интересов. После подготовки проекта закона, необходимо узнать общественное мнение по поводу некоторых принципиальных его положений, а после введения закона в действие законодатель должен получать информацию, о его соответствии общественным ожиданиям, степени его эффективности или неэффективности, и т.д. Такую схему социологического обеспечения законотворческой деятельности целесообразно использовать при разработке законов особой социальной значимостью. В других случаях информация об общественном мнении может быть не столь комплексной.

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ  ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Процесс применения норм права тесно  связан с реализацией норм права.

Классификация форм реализации права  проводится по многим основаниям:

  1. по субъектному составу:
  • индивидуальная форма реализации;
  • коллективная форма реализации).
  1. по характеру действий субъектов, степени их активности и направленности:
  • соблюдение норм права;
  • исполнение норм права;
  • использование норм права [10].

В процессе применения норм права  выделяют три стадии:

  1. установление фактических обстоятельств дела, доказательство истинности и объективной достоверности отобранных и изученных обстоятельств дела.
  2. выбор конкретных юридических норм, анализ их соответствия рассматриваем фактам, проверка действия нормы по времени, пространству и кругу лиц, проверка подлинности текста статьи и его соответствия действующему законодательству и т.п.
  3. решение конкретного юридического дела и его документальное оформление [10].

Информация о работе Роль общественного мнения в процессе правотворчества