Роль социальных служб в решении проблем молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.

Содержание

Введение
1 Проблемы и потребности молодежи
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи
2 Роль социальных служб в решении проблем молодежи
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
2.3 Сущность и принципы государственной молодежной политики
2.4 Технологии социальной работы с молодежью
Заключение
Список литературы
Реферат
Словарь терминов

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 46.03 Кб (Скачать файл)

Так, например, основной задачей  московского объединения "Педагогический поиск" являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников  детских домой и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения  помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать  за своим жилищем и за собой. Здесь  открыты мастерские прикладного  творчества, где подростки выполняют  различные виды работ и могут  зарабатывать деньги.

 

 

2.3 Сущность и принципы  государственной молодежной политики.

Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной  социальной

незащищенностью превращают молодежь в дестабилизирующую общественную силу.

Вместе с тем речь идет о формировании пополнения, способного принять на себя заботу о будущем  страны, т.е. необходимости эффективного использования созидательного потенциала молодежи.

Социальная работа с молодежью  и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.

Объектом государственной  политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.

Основными целями государственной  молодежной политики являются:        

-Содействие социальному, культурному, культурному и физическомуразвитию молодежи;

-Недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

-Создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

-Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненногопути, достижении личного успеха;

-Реализация инновационного потенциала молодежи в интересахобщественного развития и самой молодежи.

Реализация государственной  молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

-Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

-Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой

защищенности молодых  граждан, необходимой для восполнения  обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

-Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

-Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и региональном.

Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи

определяется расширением  возможностей молодежи для самостоятельных  и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.

Работа по созданию единой общероссийской информационной системы  для молодежи ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети. С учетом того, что около 70 % молодых людей отмечают нехватку информации при решении своих проблем, развитие информационных услуг для молодежи является одной из важнейших государственных задач в области социально-экономического и культурного развития России.

Проблематичным остается состав информационных услуг. Формирование

информационной системы  для молодежи в качестве социальной службы началось в конце 80-х годов ХХ века молодежной общественной организацией – комсомолом – при поддержке государства, но ввиду изменения структуры молодежного движения в начале 90-х годов потеряла системность. Современные молодежные и детские объединения не в состоянии самостоятельно решать такую крупную задачу.

Тем не менее, перспектива  развития системы социального обслуживания молодежи видится в максимальном приближении к такому положению, когда значительная часть этой деятельности будет выполняться молодежными общественными объединениями при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления. Это и должно составить важный принцип государственной молодежной политики, а значит, и социальной политики в России.

Начинается движение в  этом направлении и в субъектах  РФ. Начала формироваться нормативно-правовая база государственной поддержки на региональном уровне социальных инноваций молодежных объединений.

В целом же пока именно на уровне законодательства субъектов  РФ получает закрепление приоритет информационных услуг в системе социального обслуживания молодежи, что соответствует идеям, составившим концепцию государственной молодежной политики в РФ.

 

 

2.4 Технологии социальной работы с молодежью.

Социальная терапия - это  отрасль научного знания, ориентированная  на решение социально-терапевтических  проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных оринетаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие  технологии:

Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;

Арттерапия - «терапия искусством»  через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых  учреждений;

Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание  музыкальных композиий;

Библиотерапия - воздействие  на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через  подбор специальной литературы;

Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента  и формировании его смысло-жизненных  ориентаций;

Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального  творчества;

Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение  словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления  людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях. [18;С.68]

 

Заключение.

Во все времена свои главные надежды общество связывало  с молодежью, с ее энергией, стремлением  к инновациям, уверенностью в собственных  силах, оптимистичным восприятием  жизни. В настоящее время общество и государство еще не до конца  преодолело потребительское отношение  к молодежи, что в свою очередь  сформировало иждивенческую позицию  молодого поколения.

Молодое поколение нашей  страны на рубеже XX-XXI вв. оказалось  в чрезвычайно трудной ситуации сразу по нескольким причинам. Главная  из них – радикальное изменение  механизма включения молодых  в общественную жизнь, в социальную структуру, их взаимодействия с различными общественными институтами  - семьей, школой, профессиональным образованием, трудовыми коллективами, общественными  организациями, со своими сверстниками. Молодежь по-иному стала относиться к прошлому, настоящему и будущему своей страны, своей жизни.

Молодежи необходимо иметь  представление о жизни и окружающем мире. Им нужно знать законы того мира, в котором он живет. Вся эта  информация поступает к ребенку  от родителей, друзей, педагогов, из сказок, мультиков, песен и кинофильмов. А молодежь получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта.

В процессе написания курсовой работы на тему: «Технологии социальной работы с молодежью» автором были изучены проблемы молодежи, нормативно-правовые акты молодежной политики, структура  и задачи социальных служб работающие с молодежью и рассмотрены  технологии социальной работы с молодежью

Исходя из изученных проблем  можно сделать вывод, что проведение реформ и строительство новой  жизни могут быть эффективными и  успешными лишь при активном участии  молодежи в этом процессе и в ее интересах. Для этого необходимо на государственном уровне решить назревшие  молодежные проблемы, создать стимулы  для включенности молодых в общественные процессы и тем самым расширить  социальную базу преобразований.

Также можно сделать вывод, что наиболее актуальными проблемами при трудоустройстве молодежи остаются: завышенные запросы, неумение оценить  свою реальную себестоимость на рынке  труда; низкий уровень заработной платы молодых специалистов, отсутствие социальной поддержки; низкая востребованность выпускников среднего профессионального образования и многие другие.

В современной молодежи заложен  прообраз российского будущего. В  каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.

 

Список литературы

1. Всемирная программа  действий, касающихся молодежи до 2000 г. и на последующий период. Резолюция принята Генеральной  Ассамблеей ООН // Культура мира  и демократии. Москва,1997г.

2. Указ Президента РФ  от 17 мая 2000г. № 867

3. Постановлении ВС РФ  от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных  направлениях государственной молодежной  политики в Российской Федерации»

4. ФЗ «О внесении изменений  в законодательные акты Российской  Федерации и о признании утратившими  силу некоторых законодательных  актов РФ в связи с принятием  ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных и исполнительных  органов власти субъектов РФ  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  от 22.08.2004г. № 122// Российская газета 31.08.2004г.

5. Закон о профилактике  безнадзорности и Федеральная  программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» 1998г.

6. Федеральная программа  «Молодежь России (2001-2005 годы)» 2001г.

7. Федеральная программа  «Молодежь России» 1994год

8. Федеральная программа  «Молодежь России (2006-2010 годы)» 2006г.

9. правонарушений несовершеннолетних  в Краснодарском крае

10. Приказ № 635 от 28.02.2002г.  «Об утверждении Плана дополнительных  неотложных мер министерства  образования Российской Федерации  по решению проблем детской  безнадзорности»

11. Решение расширенного  заседания Совета безопасности  при главе администрации Краснодарского  края от 25.05.2004г. № 17 «О мерах  по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних  в Краснодарском крае»

12. Алещенок С.В. «К проблеме  новой концептуализации молодежи»  («Методические проблемы исследования»)  П.А. Ручкин, П.И. Бабочкин , 1998г.

13. С.И. Григорьев, Л.Г.  Гуслякова, С.А. Гусова «Социальная  работа с молодежью». Издательство  «Гардарики» г. Москва, 2006г.

14. Алещенок С.В., Луков  В.А., Полдыева Д.Р. «Некоторые  подходы к формированию государственной  молодежной политики», 1991г.

15. Официальный сайт Департамента  молодежной политики Краснодарского  края www.molod-info.com

16. Государственная молодежная  политика - 98: региональный опыт реализации. Москва 1998г.

17. Международные документы  о молодежной политике. Москва, 1993г.

18. Григорьев С.И., Гуслякова  Л.Г. «Социология для социальной  работы» Москва, 2002г.

Информация о работе Роль социальных служб в решении проблем молодежи