Роль церкви в развитии социального призрения за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся, возникшая в последнее десятилетие, в контексте проводимых социально-экономических реформ, заставляет исследователей обращаться за помощью к методам социальной помощи накопленных за тысячелетия общественной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………..3
Понятие общественного призрения………………………….4
Зарождение идей благотворительности в первых цивилизациях ……………………….……………………….5
Благотворительность в эпоху средневековья ….…………..10
Благотворительность и религиозные верования …………..14
Каритативная деятельность католической церкви…………14
Протестантизм и благотворительная деятельность……….16
Милосердие в исламе……………………………………18
Православное христианство и его роль в развитии милосердия………………………………………………21
Иудаизм и благотворительность…………………………24
Список используемой литературы………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

ист соц раб контр.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Роль церкви в развитии социального призрения  за рубежом

Содержание

 

Введение………………………………………………………..

3

1.

Понятие общественного  призрения………………………….

4

2.

Зарождение идей благотворительности  в первых цивилизациях ……………………….……………………….

5

3

Благотворительность в эпоху средневековья ….…………..

10

4.

Благотворительность и  религиозные верования …………..

14

4.1

Каритативная деятельность католической церкви…………

14

4.2

Протестантизм и благотворительная  деятельность……….

16

4.3

Милосердие в исламе……………………………………

18

4.4

Православное христианство и его  роль в развитии милосердия………………………………………………..

 

21

4.5

Иудаизм и благотворительность………………………

24

 

Список используемой литературы………………………...

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся, возникшая в последнее десятилетие, в контексте проводимых социально-экономических реформ, заставляет исследователей обращаться за

помощью к методам  социальной помощи накопленных за тысячелетия  общественной жизни. Социальная работа представляет собой сложный процесс, имеющий тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющийся в культурно-исторической перспективе. В конце XX в.  появляется потребность в изучении ее истории не только в стране, но и за рубежом.  В своем историческом развитии социальная забота о нуждающихся приобретала различные формы, в том числе и общественное призрение – в значении «опекать», «заботиться о ком-то», «приглядывать за кем-то» - это одна из наиболее цивилизованных форм благотворительности, осуществляемых государством, церковью, обществом и частными лицами и выражающаяся, прежде всего в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. Это организованная система помощи сложившаяся в России в XIX веке со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Призреть кого-либо – значит дать ему приют и пропитание. Это простейшая форма социальной поддержки,

содействие  в удовлетворении простейших человеческих потребностей. В данной работе мы рассмотрим роль церкви в развитии социального  призрения за рубежом, как основного  механизма призрения до начала XVI века, в так называемый период общественной, церковной благотворительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  общественного призрения

 

Исторически сложились  две основные системы призрения: «открытая» и «закрытая». Открытая система призрения — это нерегламентированная, хаотическая помощь нуждающимся, в  основе которой лежит личное участие и желание (например, подаяние). Закрытая система призрения — это специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержание работы которых регламентированы законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно (приюты, богадельни, больницы, инвалидные дома, работные дома и т. п.). Конкретное содержание и самые формы проявления двух систем призрения с течением времени, конечно же, менялись, находясь в зависимости от общего уровня развития цивилизации.

        Общественное призрение – совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, имеющих целью оказание помощи лицам, которые по болезни, старости и иным причинам лишены возможности добывать себе пропитание самостоятельно. Различают системы государственного, общинного и частного призрения бедных, а по форме оказываемой помощи - системы обязательных работ трудовой, натуральной и денежной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Зарождение идей благотворительности  в первых цивилизациях (Месопотамия,  Индия, Китай, Греция, Рим)

 

У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. Письменные источники по Древнему Египту донесли до нас слова вельможи Пиопинахта: "Я давал хлеб голодному, одевал нагого", а в "Поучении Птахотепа" говорится: "Не будь алчен по отношению к родичам своим, мольбы кротких могущественнее

силы". У древних  египтян уже имеется представление  о милосердии - "вспомоществование" и "бескорыстие".

В древнекитайской цивилизации любовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка были одними из важнейших нравственных заповедей. Это входило у древних китайцев в понятия "гуманность", "справедливости и долга". Они входили в китайскую этическую систему "пяти постоянств", разработанную Конфуцием и обозначающую отношения между ближними:

"отцовская любовь, сыновняя  почтительность, дружественное отношение  старшего брата к младшему, почтительное  отношение младшего брата к  старшему, согласие между супругами".

Средством поддержания  справедливого порядка Конфуций называл не закон, а соблюдение традиций и моральных основ, закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении меры во всем, что должно побуждать человека к уступкам и компромиссам. Чувством гуманности и милосердия пронизано разработанное Конфуцием учение

о "сяо" - сыновней почтительности. Почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, чтить их при любых обстоятельствах. "Как может благородный муж добиться имени, если отвергает милосердие?! Благородный муж даже на время трапезы не забывает о милосердии". Конфуций считал, что "лишь милосердный человек умеет и любить людей и ненавидеть", что "если стремиться к милосердию, не будет зла". В древнекитайских текстах можно встретить следующее высказывание, развивающие данную идею: “Почитая своих старших, распространяйте (это почитание) и на старших других людей. Любя своих детей, распространяйте (эту любовь) и на чужих детей, и тогда легко будет управлять Поднебесной. Поэтому, когда проявляют милосердие, этого достаточно, чтобы защитить всех в пределах четырех морей. Когда же не проявляют милосердия, то невозможно защитить даже жену и детей”.

Традиции милосердия, гуманного  отношения к ближнему, сострадания  были присущи духовной культуре древней  Индии. В гимнах "Ригведы" имеются такие слова: "Богатства подающего не уменьшаются... Тому, кто имея пищу, пожалеет се для слабого, просящего подаяния, кто не внемлет страждущему, пришедшему к нему (за помощью), и кто занимается (только своими собственными удовольствиями) перед лицом страждущего, - тому человеку не будет утешения". Добродетель - это повиновение закону божию, включающее в себя любовь к человеку. В религиозных книгах древних индийцев можно встретить высказывания: “Будь благосклонен ко всем живым существам, радуйся при виде добродетели, сострадай и сочувствуй

страдающим, будь терпим к праздным и ведущим себя дурно”.

Позднее стали появляться правовые документы регулирующие социальное взаимодействие – самый известный  из этих документов «Законы Ману». В  них описывалось формы брака, механизмы усыновления, особенности наследования имущества (исключались из числа наследников дети, слабоумные, бедные и больные).

Идеи милосердия, взаимоподдержки, благотворительной деятельности получили свое развитие в духовной культуре античного мира. В древней Греции считалось долгом поддерживать бедных, потому что эти нуждающиеся состояли в родстве или были так называемыми клиентами тех семейств, предки которых были основателями города-государства.

Именно в древнегреческих  полисных государствах были заложены основы государственного регулирования благотворительности и призрения.

Уже в героический  период в силу религиозных верований  чужестранцы и нищие считались  находящимися под особым покровительством Зевса. Кроме того, предполагалось, что сами боги зачастую странствуют по земле под видом людей. Поэтому прибывшего гостя радушно встречали, подавали воду для омовения рук и ног, угощали и только потом спрашивали, кто он, откуда и зачем приехал; при отъезде давали ему хорошие подарки. К нищим также проявляли сострадание, давали милостыню, приют, иногда одежду и обувь, приглашали к участию в пиршествах. Впоследствии в Коринфе и Афинах возникают первые общественные гостиницы для приезжих, существовавшие на государственный счет. Размещение в гостинице не требовало денег, но о

собственном пропитании приезжий должен был заботиться сам.

Поддержка бедных была одной из важнейших  забот в греческих городах-полисах. Часто устраивались раздачи неимущим гражданам припасов и денег. Перикл даже раздавал деньги нуждающимся гражданам на посещение театров и народных собраний. Это был обычай, общий для всех демократических городов-государств. В Древней Греции особое внимание уделялось уходу за больными в так называемых "ятрейях". В то же время принимались меры для призрения военных инвалидов, которые вместе с семейством содержались за счет государства. Солону (640/635-559 гг. до н. э.) приписывается закон, согласно которому все граждане, изувеченные на

войне, содержались за счет государства. Позднее это постановление  было распространено на всех неспособных к труду неимущих. Сыновья воинов,

убитых на войне, также  воспитывались на государственный  счет до своего совершеннолетия, а затем  получали от государства полное вооружение. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде даровой раздачи или дешевой продажи хлеба, закупленного казной.

Демократическое устройство требовало новой, необходимой и  обязательной системы милосердной  деятельности, в основе которой было попечительство над бедными. Так, с  усложнением города-государства изменяется институт благотворительной деятельности и объект этой деятельности. Если первоначально получали припасы и деньги лишь полноправные граждане, то впоследствии эти задачи были распространены на всех свободных бедняков без различия.

Проблема организации социальной помощи стояла и перед правителями древнего Рима. Пытаясь обеспечить порядок в государстве филантропическим путем Август учредил специальные должности чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за

распределение хлеба  среди народа; при Клавдии появляются чиновники, отвечавшие за опеку сирот. Тем самым государственная филантропия впервые приобретала социально организованный характер с системой управления, подчинения и контроля. Формы взаимопомощи возникали и без

участия государства. Известно, например, о существовании так называемых “похоронных товариществ”, главной целью которых было предоставление своим членам приличного погребения.

В общественном сознании также возникали идеи необходимости  организации системы государственной помощи нуждающимся. Так, например, римский писатель и ученый Плиний Старший считал, что “нужно разыскивать и поддерживать тех, кто находится в нужде, окружая их как бы товарищеским союзом”. Политический деятель и писатель Цицерон считал, что "нет ничего согласного более с природой человека, чем  благотворительность. Так в сознании людей укреплялась мысль, что богатство и расточительность являются своеобразной общественной

повинностью, направленной на пользу сограждан и государства. Однако идея милосердия, помощи бедным отнюдь не встречала однозначной поддержки. Например, Гораций подвергает осмеянию "грязную бедность". Особое внимание в античном Риме уделялось благотворительной помощи и призрению осиротевших и покинутых детей, детей бедных родителей, которых много появилось на закате Римской империи. Эта помощь осуществлялась на государственном уровне. При императорах

Нерве и Траяне различные  поместья скупались государством и  отдавались в аренду или получали ссуду под залог земли. Полученный доход шел на воспитание детей, особенно сирот.

Одновременно с государственной  благотворительностью существовала муниципальная. С увеличением имущественного неравенства, пауперизации свободных ремесленников  и землевладельцев только бедные граждане имели право жить за счет казны. Тит Ливии сообщает, что бедные граждане Рима имели право жить за счет казны, причем их нельзя было использовать

на "грязных низких работах и ремеслах". Римляне  военным инвалидам давали земельные  участки и назначали в их пользу часть добычи, а впоследствии денежное содержание.

Во период с II в. до н. э. по II в. н. э. оформилась правовая система  древнего Рима — так называемое римское право. В нем существовал  и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения:

Усыновление – двух видов: для получения наследника при отсутствии собственных детей и усыновления для получение дополнительной рабочей силы в семью. Опека и попечительство – была призвана выразить заботу об опекаемых, так как по римскому праву они не имели ни имущества и возможности им самостоятельно распоряжаться.

Виды опеки и попечительства выделяли в зависимости от зависимости  от объекта опеки:

-Попечение о несовершеннолетних;

-Опека над женщинами;

-Попечительство над  безумными;

-Попечительство над  расточителями.

Таким образом, и в Древней Греции, и в Древнем Риме особое развитие получила филантропическая деятельность, осуществлявшаяся как государством, так и частными лицами и означавшая зачастую любое доброе начинание: сюда могли входить и раздача денег и хлеба, так и устройство празднеств и зрелищ.

Информация о работе Роль церкви в развитии социального призрения за рубежом