Российская деловая культура: современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь делового человека непосредственно связана с общением. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции формируются на основании национального, конкретно-исторического и социально-культурного компонента, практическом использовании психологических техник управления людьми, системном понимании сущности общения, его многофункциональности и деятельностной природы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. От Российской Империи до современной России 5
Глава 2. Российская деловая культура: современное состояние 9
Заключение 16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

2 КР Экономическая социология.docx

— 55.29 Кб (Скачать файл)

Несмотря на обилие партий и специальных организаций, призванных защищать предпринимательские интересы, большинство предпринимателей демонстрируют  отстраненность от политики, подчеркивают свою независимость и приоритет  бизнеса как чисто профессионального  занятия. Специфической чертой отечественных  предпринимателей является также то, что вместо организованного лоббирования групповых интересов посредством союзов и ассоциаций они гораздо чаще используют свои индивидуальные связи в органах управления, вплоть до прямого подкупа чиновников.

В деловых отношениях высоко ценятся взаимное доверие и личная преданность. Предприниматели редко  имеют дело с совершенно незнакомыми  людьми, когда разворачивают дело. Большинство предпочитает привлекать своих родственников, друзей, знакомых или использовать механизм личных рекомендаций и на этой основе формировать свою доверенную команду.

Предприниматель стремится  сосредоточить в своих руках  максимум функций и полномочий управленческих и собственнических. Не менее половины руководителей негосударственных  предприятий объединяют в своем  лице высшее хозяйственное руководство, основного организатора и, по крайней  мере, одного из собственников предприятия.

При анализе стилей руководства  хозяйственными предприятиями обращают на себя внимание сохранившиеся от советского периода элементы технократизма, ставившего производственно-технологические  вопросы выше экономических, а последние  – выше социальных. Причем советский  технократизм имел милитаристский оттенок, чему способствовало обилие режимных учреждений. Речь, таким образом, идет об отношении к подчиненным как  к трудовой армии, мобилизуемой с  помощью полувоенной дисциплины. Впрочем, этот порядок дополняется  и смягчается политикой патернализма, сочетающей достаточно жесткие авторитарные методы управления с проявлением  «отеческой заботы» о подчиненных в виде неформальной помощи, различных льгот и поблажек

Поддержание централизованного  контроля требует немалых сил. Возник своеобразный культ хронической  занятости предпринимателей, призванных работать «на грани инфаркта». Их рабочий день в среднем достигает 11 часов при шестидневной рабочей неделе. Не менее 1/4 предпринимателей можно со всеми основаниями отнести к трудоголикам. При этом, чем выше уровень руководителя, тем длиннее его рабочий день, тем чаще у него исчезает разница между буднями и выходными. Эта поглощенность работой, хотя и вызывает уважение, отчасти обусловлена тем, что управленческие функции слабо дифференцированы. Руководитель привык сам вникать во все крупные и мелкие детали, а подчиненные обычно бегают к первым лицам практически по любому вопросу.

Риск является тяжелым  бременем для любого предпринимателя (кроме особого типа - «игроков»). Однако ситуация, в которой развивается российский бизнес, приучает предпринимателей к неизбежности повышенного риска. Деловым людям присуща смелость, с которой они разворачивают новые, достаточно масштабные проекты, зачастую без детального их планирования и должной подготовки. Испытанным способом распределения и снижения риска служит диверсификация хозяйственной деятельности. Нередко является вынужденной стратегией борьбы за элементарное выживание.

Привычка бороться за выживание, жить в постоянном напряжении порождает  изобретательность и умение выходить из безвыходных ситуаций. Адаптационные  способности российских предпринимателей проявились, в частности, в успешной деятельности за пределами России, в быстром освоении чужих деловых  правил и норм поведения часто  при плохом знании иностранных языков.

Богатые традиции дореволюционной  филантропической деятельности российских предпринимателей хорошо известны. Отношение  сегодняшних деловых людей к  благотворительности достаточно сдержанное. Впрочем, налоговое законодательство не стимулирует иного отношения. Среди благотворительных акций  на первый план отчетливо выдвигаются  помощь детям, поддержка малообеспеченных и нетрудоспособных, развитие медицинских услуг. Соответственно дети и медицинские учреждения получают самое большое число пожертвований.

Отношение к партнерам, оказавшимся  в качестве гостей на предприятии, не стеснено обычно рамками протокола. Для российского предпринимателя  характерны традиции хлебосольства, выходящие  за пределы чисто деловой необходимости. Традиционной чертой российской деловой  культуры можно считать и подчеркнутое уважение к представителям дальнего зарубежья. Поиск зарубежных партнеров  рассматривается не только как источник серьезных материальных вложений, но и как символ делового престижа предприятия. Пиетет к иностранцам сохраняется, несмотря на зачастую негативный опыт общения с иностранными партнерами.

Десятилетия усилий по атеистической  пропаганде не прошли даром. Несмотря то, что сегодняшняя демонстрация религиозных чувств – нечто большее, чем просто мода, глубоко верующих среди предпринимателей, как и среди прочих групп населения, все равно немного. По данным опросов, верующими людьми считают себя лишь чуть больше трети предпринимателей. И почти каждый четвертый затрудняется с ответом. А регулярно соблюдают религиозные обряды лишь считанные единицы. В формировании норм экономического поведения ведущая роль остается за иными, социокультурными и этическими факторами.

Основную часть российских предпринимателей характеризует высокая  образованность, хотя образование часто  является непрофильным. Несмотря на заявления  о том, что главное в работнике  сегодня не диплом, а реальная квалификация, предприниматели уделяют особое внимание обучению собственных детей, для которых тщательно выбирают лучшие детские сады и школы, а  для получения дальнейшего образования  стремятся послать их за рубеж.

Потребительство в узком  смысле не является выраженной чертой предпринимательской культуры в  России. Многие достаточно обеспеченные люди вызывают скромность и умеренность в личном потреблении. Распространенные случаи показного расточительства в первую очередь преследуют цель повысить собственный престиж. Более всего российские предприниматели расположены к сохранению привычного уклада жизни и работы, а не к бездумной погоне за наслаждениями. Судя по их высказываниям, они также в большей степени обеспокоены упрочением своих социальных позиций, нежели материальным вознаграждением как таковым. Впрочем, материальные требования, судя по всему, имеют большее значение, нежели пытаются показать сами предприниматели. Однако чаще всего это связано со стремлением оказать поддержку родным и близким, а также с необходимостью развивать собственное дело.

 

Заключение

Культура - это ядро, основа общества; материальные и духовные ценности человека; способ жизнедеятельности людей; их отношения между собой; своеобразие жизни наций и народов; уровень развития общества; накапливаемая в ходе истории общества информация; совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций; религия, мифология, наука, искусство, политика, знаковые системы и т.д.

Деловое общение - это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникативная  деятельность представляет собой сложную  многоканальную систему взаимодействия людей.

Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между  людьми. Фундаментом стиля общения  личности являются ее нравственно-этические  установки и оценки социально-этических  установок общества.

Культура делового общения, ее содержание и социальные функции  формируются на основании национального, конкретно-исторического и социально-культурного  компонента, практическом использовании  психологических техник управления людьми, системном понимании сущности общения, его многофункциональности  и деятельностной природы.

Российский бизнес не изолирован от мирового, и условием его развития является усвоение этических норм и  приемов использования. Если несколько  лет назад существовала возможность  быстрого успеха только благодаря отсутствию конкуренции, отмыванию денег, получению  льгот, уклонению от уплаты налогов  и др., то сегодня ситуация меняется, и важным условием развития бизнеса  становятся усвоение и соблюдение этических  норм принятых в мировой практике.

За первой волной свободного бизнеса в России уже видна  вторая - представители новой деловой  культуры. В наши дни положительные  примеры ведения бизнеса и  деловая культура все больше актуализируются.

Для Российской деловой культуры характерны следующие черты: отношения между людьми важнее бизнеса, забота о людях является одной из основных ценностей, честность и правдивость, деловой человек должен быть верен своему слову, люди должны быть скромными по умолчанию, люди работают, чтобы жить.

Исходя из этого, российская деловая культура не должна оглядываться на другие, она должна строиться  индивидуально, в соответствии с  происходящими в сфере бизнеса  изменениями, а также общим развитием  экономики страны. Российский человек  – это уникальный человек, его  нельзя подогнать под рамки какой  либо культуры, поэтому наше желание  быть похожими на Запад крайне безрассудно.

Таким образом, деловая культура - важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека и предпринимателя. Знание её норм - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Инструменты, средства и способы  человеческого общения возникали на протяжении всей истории человечества и продолжают создаваться сейчас.

 

Список литературы

 

  1. Баринов В.А., Макаров Л.В., «Корпоративная культура организации в России», 2008
  2. В. А. Спивак, Питер, cерия «Теория и практика менеджмента», 2009
  3. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. В 2-х томах./Пер. с англ. - СПб.: Экономическая школа, - М.: Издательская группа «Прогресс», 2007
  4. Зеленова Н.Ю. Ценностные детерминанты российской трудовой и деловой культуры // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2007. № 1
  5. Иванов А. С. - кандидат экономических наук, ученый секретарь Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, «Честь превыше прибыли. Российская деловая культура», Журнал «Социальное партнерство», №2, 2005
  6. Мирошниченко А.А. Этика деловых отношений. Учебный курс /  А.А.Мирошниченко. - М: МИЭМП, 2007
  7. Мицек С.А. Россия на переломе: проблемы и перспективы // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2010, № 1
  8. О. В. Гавриленко, канд. социол. наук, зам. зав. кафедрой по науке, доц. кафедры социологии организаций и менеджмента социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, «РОССИЙСКАЯ ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ», Вестник Московского университета,  № 1, 2011
  9. Ясин Е.Г., Лебедева Н.М. Культура и инновации: к постановке проблемы // Форсайт. 2009. № 2

Информация о работе Российская деловая культура: современное состояние