Рынок труда и занятости, отечественный и зарубежный опыт. Правовой и экономический аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Но, несмотря на все сказанное, проведение общественных работ в России в настоящее время может быть достаточно эффективным13, поскольку превышение спроса на рабочие места по сравнению с возможностями экономики удовлетворить этот спрос не дает оснований рассчитывать на значительное расширение числа вакансий, предлагающих постоянную работу, прежде всего в тех регионах и отраслях экономики, где безработица особенно велика.

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок труда и занятости курсовая.docx

— 33.79 Кб (Скачать файл)

Рынок труда и  занятости, отечественный и зарубежный опыт. Правовой и экономический аспекты

к недостаткам существующих общественных работ следует отнести  также то, что они практически  не создают условий для профессиональной ориентации и подготовки участвующих  в них работников, не способствуя, таким образом, их дальнейшей занятости.

Но, несмотря на все сказанное, проведение общественных работ в  России в настоящее время может  быть достаточно эффективным13, поскольку  превышение спроса на рабочие места  по сравнению с возможностями  экономики удовлетворить этот спрос  не дает оснований рассчитывать на значительное расширение числа вакансий, предлагающих постоянную работу, прежде всего в тех регионах и отраслях экономики, где безработица особенно велика. Кроме того, сокращая безработицу, программы общественных работ могут предоставить трудовые ресурсы для охраны окружающей среды, развития инфраструктуры, снизить социальное напряжение и удержать работников от ухода с рынка труда.

Разрабатывая различные  варианты сокращения безработицы, государственные  органы пытаются не только уменьшить  расходы, заботясь о рациональном использовании  налоговых поступлений, но снять  даже оттенок благотворительности  с государственной деятельности в этой области. Именно поэтому все  более широкое распространение  получают такие направления политики занятости, которые призваны подтолкнуть  безработных к более активному  поиску. Речь в первую очередь идет о действующих сейчас уже в 17 странах  ОЭСР программах, допускающих выплату  лицам, не имеющим работы, всей суммы  пособия по безработице за максимальный срок при условии открытия ими  собственного дела. Безработный, желающий начать свой бизнес, подает заявление  с необходимыми обоснованиями в  агентство по трудоустройству, где  его рассматривают специалисты  и готовят свое заключение. Около 60 процентов таких просьб удовлетворяется. При этом стартовый капитал нового предприятия может быть обеспечен  за счет его владельца лишь на 10 процентов, до 70 процентов государственные  субсидии и около 20 процентов кредиты. Фирма, не приносящая прибыли, освобождается  на определенный срок от уплаты налогов. Как показывает опыт, именно развитие подобных предприятий позволяет  создать значительную часть новых  рабочих мест. Так, во Франции 1/4 всех вновь образовавшихся фирм за последние 4 года финансировалась за счет средств  государственного страхования по безработице.

Поддержка государства, которая, кроме денежной помощи, включает предоставление консультационных и иных услуг, определяет высокую степень выживаемости этих предприятий. Например, в Великобритании через 2 года после открытия, то есть когда уже прекращалось поступление  государственных дотаций, продолжали успешно функционировать 65 процентов  самостоятельных хозяев.

В России мелкое производство в разнообразных формах имеет  большие перспективы. Известно, что  только 3-5 процентов людей имеет  склонности и способности к открытию своего дела. Исходя из этого функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Большую помощь в выявлении способностей, необходимых предпринимателю, оказывает метод тестирования, позволяющий рекомендовать или нет гражданину заниматься бизнесом, а также решить вопрос о предоставлении ему кредита.

Приоритетным направлением активной позиции занятости остается облегчение проблемы трудоустройства  молодых людей14, ибо они вдвое  чаще, чем взрослые, оказываются  в рядах безработных, а молодежная безработица социально взрывоопасна. Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме на государственные  курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Так, в Великобритании в 1983 г. вступила в действие программа  профессионального обучения молодых  людей, предусматривающая профессиональную подготовку и работу на производстве для выпускников школ. Во Франции  для молодежи от 16 до 21 года, бросившей  учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации  недостатков в образовании. Специалисты  считают, что весьма эффективно чередование  занятий в старших классах  и на профессиональных курсах.

Помимо возможности участия  в различных программах профессиональной подготовки молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые  рабочие места. Так, во Франции государство  стимулирует компании, принимающие  на работу молодежь без специальности  или квалификации, беря на себя расходы  по ее страхованию от безработицы  и болезни на срок до 1 года, что  снижает затраты на рабочую силу на 20-25 процентов. Аналогично, в Испании  предприниматели, нанимающие или обучающие  молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование. А в Великобритании, Италии, Швеции государство покрывает  до 80 процентов издержек фирмы при  трудоустройстве молодежи 16-18 лет  без среднего образования. Кроме  того, в большинстве стран ОЭСР продолжают действовать программы  создания дополнительных рабочих мест для молодых людей, финансируемые  из государственных источников (общественные работы).

Уровень материального обеспечения  молодежи, охваченной программами профессиональной подготовки и занятости, различается  по странам, но везде определяется, исходя из следующих принципов: выплаты  должны быть адекватны разумному  уровню жизни; они должны привлекать людей к программе, но не быть столь  высоки, чтобы не было необходимости  искать другую работу; выплаты должны формировать правильное представление  о потенциале трудящихся, чтобы они  не хотели слишком многого в будущем.

Высокий уровень безработицы  среди молодых людей 16-24 лет может  быть вызван не только их слабой подготовкой  или отсутствием рабочих мест, но и самим процессом поиска работы с перспективой. Увольнение же работников в возрасте 55 и выше ставит более  серьезные проблемы, а трудоустройство  решается намного сложнее из-за слабой адаптации пожилых людей к  растущим требованиям современного производства. Государство старается  стимулировать их найм с помощью субсидий предприятиям, как это делается, например, в ФРГ для привлечения трудящихся старше 50 лет.

Практически полностью зависят  от государственного финансирования и  длительно безработные. Эта категория  имеет свои специфические трудности: они потеряли привычку работать и  не представляют поэтому интереса для нанимателей. Как правило, их образовательный и квалификационный уровень невысок.

Общественные работы хотя и облегчают положение длительно  безработных, но все же дают им лишь временную передышку: срок трудоустройства  ограничен 1 годом и только в редких случаях может быть продлен еще  на 6 месяцев (ФРГ, Великобритания). Предпринимателям, привлекающим безработных, не имевших работы в течение долгого периода, даются государственные субсидии для доплат к их заработной плате, которая обычно находится ниже нормальной величины, а также на профессиональную подготовку длительно безработных.

В тщательном внимании на рынке  труда нуждаются инвалиды и хронические  больные, для которых могут открываться  особые мастерские, как в Швеции, или квотироваться рабочие места, как во Франции.

Какова же теоретическая  оценка программ, субсидирующих трудоустройство  отдельных групп рабочей силы? Известная в США Программа  целевых налоговых льгот на повышение  занятости (1979г.) была создана для  помощи молодым рабочим и охватывала фирмы, привлекающие молодежь в возрасте 18-24 лет. Работодатели получали налоговые  скидки на 2 года, что, по мнению государственных  деятелей, способствовало преодолению  первоначального сопротивления  при найме молодых работников и давало им возможность приобрести трудовой опыт за 2 года субсидированной  занятости. Данная программа просуществовала  до 1985г., а затем была отменена из-за вызванных ею негативных последствий, общих для всех аналогичных программ. Дело в том, что в краткосрочном  периоде снижение налогов сдвигало кривую спроса на труд вправо, увеличивая этим равновесные значения заработной платы и занятости для данной группы рабочих. В длительной же перспективе  субсидии вели к замене капитала, несубсидируемого низкооплачиваемого труда и квалифицированного труда субсидируемым трудом. Таким образом, рост занятости рабочих определенной категории не приводил к общему снижению безработицы. Кроме того, поскольку субсидии и налоговые льготы распространяются только на малоквалифицированных работников, предприниматели начинают уменьшать обучение своего персонала, что в конечном итоге ведет к расширению группы рабочих, сильно подверженных воздействию безработицы.

В России риск безработицы  наиболее высок для молодых людей  и лиц, испытывающих потребность  в социальной реабилитации. Ясно, что  в сложившихся условиях, когда  закрытие нерентабельных производств  и высвобождение трудящихся неизбежны, столь же неизбежно осложнение нахождения рабочего места для тех, кто не имеет объективных возможностей на равных конкурировать на рынке  труда. Все это не оставляет сомнений в том, что специальные программы  по поддержанию занятости в нашей  стране просто необходимы, даже несмотря на их негативные стороны, о которых  говорилось ранее. Что же может предложить российская служба занятости? Разумеется, это те меры, которые используются для сокращения безработицы вообще, но могут быть применимы и по отношению  к отдельным группам безработных, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности  в поиске работы.

Большое внимание уделяется  молодежи, для улучшения положения  на рынке труда которой предусматриваются  самые разнообразные мероприятия: компенсация работодателям расходов, связанных с привлечением и использованием труда молодых людей, в том  числе на создание специальных ученических  рабочих мест; открытие специализированных молодежных центров по трудоустройству, социальной и психологической адаптации  выпускников учебных заведений; широкое информирование выпускников  учебных заведений о возможностях получения дополнительной профессии (специальности) для нахождения работы; организация временной занятости  молодых людей; реализация проектов развития молодежного предпринимательства, самозанятости, создание обучающих курсов и оказание финансовой поддержки по открытию собственного дела; совершенствование механизма квотирования рабочих мест для выпускников учебных заведений.

Для трудовой реабилитации инвалидов предполагается организация  модельных центров, разработка специальных  методик и программ профессиональной подготовки, способствующих повышению  их конкурентоспособности на рынке  труда, а также поддержание занятости  на предприятиях, применяющих труд лиц с ограниченной трудоспособностью.

Заключение

 

Процесс становления рынка  труда в переходной экономике  России и формирования новых социально-трудовых отношений пронизывает всю экономическую структуру общества. Рыночные отношения, призванные повысить эффективность общественного производства, вместе с тем ведут к обострению социальных противоречий, расслоению населения, что чревато социальным взрывом. Опыт цивилизованного развития рынка труда и рыночных отношений в целом предусматривает наличие и функционирование системы надежной социальной защиты наиболее уязвимых социально-демографических групп населения. Роль государства в условиях социальной рыночной экономики заключается в обеспечении гарантий социального мира, одной из форм которых является проведение активной политики занятости. Такая политика предусматривает определяющую роль государства в обеспечении занятости путем поддержки рабочих мест, организации подготовки и переподготовки кадров, профориентации и специальных форм работы с незанятым населением.

В условиях развивающейся  экономики России особенно важным представляется опыт активной позиции занятости  зарубежных стран на рынке труда, представляющей собой систему мероприятий  по регулированию рынка труда, таких  как помощь в трудоустройстве, программы  профессиональной подготовки и переподготовки, программы общественных работ, содействие самозанятости и предпринимательской инициативе. Анализ зарубежного опыта может представлять интерес и сам по себе, и как предмет изучения, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России.

Важная роль в проведении активной позиции занятости на рынке  труда принадлежит службе занятости, роль которой в настоящее время  качественно изменилась. Из простого посредника по трудоустройству она  превращается в активный элемент  регулирования рынка труда. Она  должна выполнять многопрофильные  функции. Ее деятельность должна базироваться на осуществлении превентивных мер  с тем, чтобы влиять на процессы, происходящие в области занятости, а не устранять их негативные последствия.

На данный момент в России сохраняется тенденция нарастания интенсивности предложения рабочей  силы при резком падении спроса на нее, что отражает ухудшение ситуации на рынке труда. Исходя из этого, представляется необходимым оценить современное состояние системы вакантных рабочих мест и текущего движения рабочей силы, проанализировать на их основе изменение отраслевой потребности в работниках, а также установить зависимость между этим изменением и динамикой основных показателей социально-экономического развития страны и на основе выясненных закономерностей определить, как будет меняться спрос на рабочую силу по отраслям на перспективу. Сделать это можно, используя данные сводной отчетности по труду Госкомстата РФ, Федеральной службы занятости России, а также центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.

В условиях перехода к рыночной экономике Россия поставлена перед  необходимостью разработать собственную  политику профессионального образования, соответствующую ее особым условиям и новым принципам хозяйствования.

Главной целью политики в  области труда является повышение  его эффективности на основе качественного  совершенствования всех организационно-экономических  параметров трудовой деятельности для  обеспечения роста благосостояния населения.

Однако, проведение многомасштабной государственной политики в этом смысле наталкивается на ресурсные ограничения, связанные с экономическими реалиями переходного периода. Поэтому объективно неизбежен для достижения поставленной цели выбор приоритетных, преимущественно неинвестиционных направлений реформирования в сфере труда. К ним в первую очередь относится реформирование системы оплаты труда и развитие социального партнерства как инструмента формирования нового механизма трудовых отношений в России. Развитие социального партнерства происходит неравномерно и не лишено недостатков.

Информация о работе Рынок труда и занятости, отечественный и зарубежный опыт. Правовой и экономический аспекты