С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:44, доклад

Краткое описание

«Манипуляция сознанием» — книга российского публициста и социолога Сергея Георгиевича Кара-Мурзы, впервые вышедшая в 2000 году в издательстве «Алгоритм». Книга включается в учебные курсы по социологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Санкт.docx

— 36.63 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский Университет Технологии и Дизайна

Институт Бизнес-Коммуникаций

Кафедра Рекламы  и Связей с Общественностью

 

 

 

                         Доклад

на тему: «С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием»

 

 

 

 

                                                                                                 Коршунова Ж.С.

                                                                                                               2-сд-43

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

                                                      2012г.

 

С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием

«Манипуляция сознанием» — книга российского публициста и социолога Сергея Георгиевича Кара-Мурзы, впервые вышедшая в 2000 году в издательстве «Алгоритм». Книга включается в учебные курсы по социологии.

Согласно рейтингу «Коммерсантъ-Деньги», вошла в список 20 самых продаваемых публицистических книг в России в 2008 году. В октябре 2007 года, согласно рейтингу Zeitgeist компании Google вошла в десятку самых популярных в интернете русскоязычных публицистических книг, войдя в том же месяце в список самых продаваемых книг по версии «Коммерсантъ-Деньги».

Содержание

В публицистическом очерке С. Г. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» рассказывается о формах и методах «манипуляции сознанием». Под этим термином автор понимает программирование мнений и устремлений отдельных лиц и масс, ихнастроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции. Подробно описываются предпосылки манипуляции и мифы общественного сознания, воздействующие на восприятие реальности индивидами.

Большое внимание уделяется влиянию  общественных институтов, массовой культуры, а также средств массовой информации на формирование манипулятивной семантики и риторики — одним из инструментов манипуляции сознанием. Другие примеры манипулятивных техник воздействия включают сознание советского человека, мифы о советском строе, а также метафоры и стереотипы перестройки и государственного переворота августа 1991 года.

По мнению автора, человечество стоит  на пороге создания такого типа общественного  жизнеустройства, где главным и  почти тотальным средством господства станет манипуляция сознанием. Главная  цель книги — дать материал для того, чтобы каждый мог подумать о том выборе жизнеустройства, которое его ожидает.

Критика и отзывы

«Старейший российский рекламист»А. П. Репьев считает, что у С. Г. Кара-Мурзы, в части психоанализа и так называемого «25-го кадра», «богатое воображение». На самом деле, по мнению рекламиста, 25-й кадр на подсознание не действует, не вреден, и законодательно запрещать его использование не надо.Сам С. Г. Кара-Мурза полагает, что телевидение обладает гораздо более эффективными манипулятивными приёмами воздействия на сознание, нежели «25 кадр».

С марксистских позиций произведение критиковал российский журналист Скиф Рэд (Р. Баженов) в книге «Ампутация сознания, или немного воска для ослиных ушей».

Философ Александр Никифоров отметил: «Когда я прочитал книгу Сергея Кара-Мурзы „Манипуляция сознанием“, я перестал смотреть телевизор. Я понял, насколько легко из меня делают идиота».

 

 

 

Введение 

     Мы  -  свидетели  и  участники событий космического  масштаба. На  глазах

одного поколения удалось  взорвать и, возможно, сломать Россию. Десять веков

эта  огромная цивилизация  соединяла  и  уравновешивала  два  главных  блока

человеческого мира -  Запад  и Восток. После  первого удара  в ХХ веке Россия,

уже в облике  СССР,  возродила свои  главные  черты,  вновь обрела свое лицо

(правда, умывшись  кровью). Но вирус остался  в ее  организме, болезнь  нашла

новые уязвимые  точки, кризис оказался  гораздо тяжелее.  Зашаталась и стала

рассыпаться  одна из  опор  всего  человеческого  общежития.  В  перестройку

втягивается, с нарастающим  ужасом, весь мир.

     По  всему   видно,  что  смута  надолго,  и  нас  ждут  еще  невероятные

приключения.  Слегка переделав  знаменитую  фразу  Хрущева,  можно  сказать:

"Нынешние поколения   советских  людей не соскучатся  до  самой смерти". И, в

отличие от предсказания Никиты  Сергеевича, этот  прогноз, похоже, сбудется.

Тем более, что продолжительность жизни при таком веселье быстро сокращается.

     Чтобы, сводя  счеты с  жизнью, не  было  мучительно стыдно за наделанные

нами глупости, полезно  нам  порассуждать:  что же произошло? Почему  же  мы

хотели  как лучше, а  получилось не как всегда, а  как и в страшном  сне не

приснится? Ведь  до  сих  пор вкладчики  банка  "Чара" жалуются друг  другу:

"Просыпаюсь с надеждой: все это был сон. Не мог  же я, такой умный и  хитрый,

отнести и отдать все  мои сбережения жуликам. Добровольно!". Нет, все  это -

не сон. Да и "Чара" - мелочь. Вернее, не мелочь, а та капля  воды, в  которой

отразилась  вся эта  перестройка, реформа, демократия  и  что там  еще было у

фокусника под шляпой.

 

     И потом,  люди  мы в основном неверующие (свечки  и  крестики -  это не

совсем  то),  но у большинства  свербит  тайная  мысль: придется  ведь ответ

держать перед  нашими  мертвыми.  Спросит меня отец, не  пришедший  с войны:

"Чего вы там намудрили? Объясни, мы тут все гадаем,  понять не можем". Надо

же готовиться, нашим предкам речь  Горбачева под нос не сунешь:  вот, мол,

этими истинами увлеклись. У  них мышление было не новое, а здравое.

    

     Успех манипуляции  сознанием народов СССР и прежде  всего русского народа

(по  словам  Даллеса, "самого  непокорного народа") опасно  вскружил  голову

политикам-победителям  и  их экспертам. Сегодня  пресса полна  торжествующими

воплями  о  принципиальной  возможности  полного  контроля  над   поведением

человека,  причем с  очень  небольшими затратами. С другой стороны, множество

тех,  кто посчитал себя жертвами манипуляции,  впали в  уныние и  уверовали в

какое-то  тайное  оружие,  разработанное КГБ  или  ЦРУ  (или  совместно),  в

какие-то   психотропные  средства,  с  помощью  которых   коварные  политики

"зомбируют" людей.  Ясно,  что вера в мистическую   силу противника парализует

волю к  сопротивлению. Так что "создание" этой веры  (путем  слухов, статей,

"обличений"  и "признаний") - само  по себе есть важное  средство манипуляции

общественным сознанием.

    

     Поэтому в  книге, которая предлагается читателю  всего лишь как  основа,

матрица  для  диалога,  мы постараемся  избежать обвинений  и оценки идеалов.

Будем  говорить  о делах  - их  можно и  нужно оценивать  с  позиций совести,

поскольку  они  затрагивают  жизнь  людей.  Но  и  скрывать  свои  установки

бесполезно и  даже вредно, это  же не агитпроп.  Вербовать  в  свою веру  не

нужно,  гораздо важнее создать очаг  диалога в  нашем  расколотом  обществе.

Поэтому  предпочитаю  предупредить, что книга написана  с позиций  неприятия

манипуляции и общественным, и личным сознанием. Я  уверен, что  на этом пути,

который, конечно же,  обеспечивает  удобства и комфорт,  человека ждет беда.

Истощение бытия и угасание всего  рода  человеческого, включая  касту жрецов,

сидящих у пульта манипулирующей машины.

     Но это - личное, об этом лучше читать  у Достоевского. Мы же поговорим  о

вещах  явных и осязаемых - о той технологии манипуляции сознанием, которая

сложилась в наше время  и которая была применена против "совка", против  меня

и моих сограждан.

Раздел I. Что такое манипуляция  сознанием

 Глава 1. О чем идет  речь

Наше внимание привлекают не состояния покоя, не торчащий в  доске гвоздь

и  не  мирная  гора  песка,  а  ситуации  слома  стабильной  системы,  смены

("перестройки")  ее  структуры  -  ситуации  катастроф.  Нас  поражает,  что

маленький, даже по капельке, ручеек может  размыть огромную плотину. И этого

ручейка нельзя  допускать  ни  в  коем случае, ибо  он  "запускает"  цепной,

самоускоряющийся процесс. Сдвинув одну  песчинку, капля немного расширяет

поток воды. В нашу  культуру вошла голландская притча  о  маленьком мальчике,

который  увидел, как через плотину сочится вода, и заткнул дырочку пальцем.

Изнемогая, он простоял на своем  посту, пока его не нашли взрослые.

  В  общем, человек  живет не  только в объективно существующем физическом

мире,  но  и в искусственно созданной им  так называемой ноосфере  - мире,

созданном  сознательной деятельностью рода  человеческого. Понятие ноосферы

независимо друг от друга  ввели французский антрополог-иезуит Тейяр де Шарден

и наш  великий естествоиспытатель и философ В.И.Вернадский.  Сужая понятие,

можно сказать, что человек  живет в искусственно созданном  мире культуры.

     Таким образом,  все живые существа воздействуют  на поведение тех,  с кем

они  сосуществуют в своей  экологической нише, используя природные  объекты  и

записанные природой в  виде инстинктов программы. Но  человек  в дополнение  к

этому  воздействует на  поведение других людей,  оказывая влияние  на  сферу

культуры.

В  этой  книге  мы  не  будем  обсуждать  ни  применение  электродов  в

"коррекции"  поведения,  ни  лоботомирование,  ни  воздействие психотропными

лучами  или  газами.  Все  это,  по   русским  меркам,  является  преступным

вмешательством в организм  человека  и, надо  надеяться,  в  ближайшие  годы

открыто и в  массовом  масштабе  использоваться не будет. А если  в каких-то

чрезвычайных  ситуациях  эти средства  и применялись, это рано или поздно

вскроется  и  какое-то  возмездие мерзавцев  настигнет. История дает  в этом

отношении основания для оптимизма.

Само слово  "манипуляция"  имеет корнем латинское  слово  manus  - рука

(maniрulus - пригоршня,  горсть,  от  manus и рle  -наполнять). В словарях

европейских языков слово  толкуется как обращение с  объектами с определенными

намерениями,  целями  (например,   ручное   управление,  освидетельствование

пациента врачом  с  помощью рук  и  т.д.).  Имеется  в виду,  что  для  таких

действий требуется  ловкость  и сноровка.  В  технике  те приспособления для

управления механизмами, которые как бы  являются  продолжением  рук (рычаги,

рукоятки), называются манипуляторами. А  тот,  кто  работал с радиоактивными

материалами, знаком с манипуляторами, которые  просто имитируют человеческую

руку.

     Отсюда  произошло   и современное  переносное  значение  слова  - ловкое

обращение с людьми как  с  объектами, вещами. Оксфордский  словарь английского

языка трактует  манипуляцию  как "акт влияния на людей  или  управления ими с

ловкостью, особенно с пренебрежительным  подтекстом, как скрытое  управление

или обработка".

2. Учение о гегемонии Антонио  Грамши

Гегемо́ния (греч. ηγεμονία, «предводительство, управление, руководство») — первенство, превосходство в силе, влиянии.

Антонио  Грамши,  основатель  и теоретик  Итальянской  коммунистической

партии,  депутат  парламента, был арестован  фашистами в 1926 г., заключен в

тюрьму, освобожден совершенно больным по амнистии 1934 г. и умер в 1937 г. В

начале 1929 г. ему разрешили в тюрьме писать,  и он начал свой огромный труд

"Тюремные тетради". Опубликован он был впервые  в  Италии в  1948-1951 гг., в

1975 г.  вышло четырехтомное  научно-критическое издание с   комментариями.  С

тех пор переиздания на всех языках,  кроме русского, следуют  одно за другим,

а исследовательская литература, посвященная этому труду, необозрима - тысячи

книг и статей. На русском  языке вышла примерно четверть "Тюремных тетрадей",

а  с начала  70-х  годов,  когда на всех  парах пошла  скрытая  подготовка  к

перестройке,  на имя Грамши идеологи КПСС  наложили полный запрет (хотя судя

по  косвенным признакам  можно сказать,  что  самими идеологами  перестройки

работы Грамши усиленно изучались).

     Поводом (совершенно  надуманным) для  изъятия Грамши  из оборота  служили

его якобы глубокие  расхождения  с  Лениным. На  деле причина, видимо, в том,

что  учение Грамши  было  положено  в  основу  всей  грандиозной  кампании по

манипуляции сознанием населения  СССР для проведения "революции  сверху".

     "Тюремные  тетради"  были написаны Грамши  не  для печати, а  для себя, к

тому  же под  надзором  тюремной цензуры.  Читать их  непросто, но  усилиями

большого  числа  "грамшеведов"  восстановлен  смысл почти всех материалов, и

расхождения в толковании невелики. В целом  речь идет  о  важном вкладе почти

во все  разделы гуманитарного  знания - философию и политологию, антропологию

(учение о человеке), культурологию и педагогику.  Этот вклад Грамши  сделал,

развивая  марксизм  и  осмысляя опыт протестантской  Реформации,  Французской

революции,  русской  революции  1917 г.  - и одновременно  опыт фашизма.  Он

создавал,  таким  образом,  новую  теорию  государства  и  революции  -  для

современного общества (в  развитие и, пожалуй, преодоление, ленинской  теории,

созданной для условий  крестьянской России). Однако  оказалось,  что, работая

ради  победы  коммунизма,  Грамши  сделал  множество  открытий  общенаучного

значения.

Один из ключевых  разделов труда  Грамши  -  учение о гегемонии.  Это -

часть общей теории  революции  как  слома  государства и  перехода  к  новому

Информация о работе С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием