Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 11:34, курсовая работа
Как влияет сми на людей
Введение
1 глава. Представление о современных средствах массовой информации.
§ 1. Виды средств массовой информации (СМИ)
§ 2. Функции СМИ
2 глава механизмы и способы регуляции общественного сознания.
1. Понятие термина «общественное мнение»
2. Механизм действия общественного мнения
3. Методы влияния СМИ на человеческое сознание.
3 глава СМИ и предвыборные кампании в России
Предвыборные технологии
Влияние СМИ на политические предпочтения
Заключение
Список литературы
Введение
1 глава.
Представление о современных средствах
массовой информации.
§ 1. Виды средств массовой информации
(СМИ)
§ 2. Функции СМИ
2 глава механизмы и способы регуляции общественного сознания.
1. Понятие термина «общественное мнение»
2. Механизм действия общественного мнения
3. Методы влияния СМИ на человеческое сознание.
3 глава СМИ и предвыборные кампании в России
Предвыборные технологии
Влияние СМИ на политические предпочтения
Заключение
Список литературы
В становлении гражданского общества исключительную роль играют средства массовой информации.
Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.
Эти обстоятельства приобретают
особую актуальность и значение на
фоне все более растущего
Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. И действительно, современную политику невозможно представить без прессы, интернета и телевидения. Вне всякого сомнения, в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.
Все эти крайне негативные явления особенно ярко проявились во время последних кампании по выборам в Государственную думу, и во время президентской кампании. Именно в годы избирательных компаний российские СМИ демонстрируют свои лучшие и худшие качества, и, кроме того, сами послужили неплохим индикатором, отражающим положение дел в стране.
Именно та огромная роль,
которую СМИ играют в общественной
и политической жизни страны, делает
их предметом постоянного
Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей для банкиров и политиков. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний. Технологии проведения этих кампаний становятся все изощреннее, и СМИ играет здесь, пожалуй, самую ведущую роль.
Исходя из выше сказанного, целью настоящего исследования является изучение особенностей влияния средств массовой информации на формирование образа власти в массовом сознании.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
1 . Рассмотреть деятельность средств массовой информации в современном мире, изучить виды и их функции.
2. Выявить основные механизмы и способы регуляции общественно- политического сознания.
3. Изучить предвыборные компании и предвыборные технологии, осуществляемые с помощью СМИ в России
Объект работы - общественное мнение.
Предмет исследования составляют особенности влияния средств массовой информации на формирование общественного сознания.
Представление о современных
средствах массовой информации.
1. Виды средств массовой информации (СМИ)
СМИ представляют собой учреждения,
созданные для открытой, публичной
передачи с помощью специального
технического инструментария различных
сведений любым лицам - это относительно
самостоятельная система, характеризующаяся
множественностью составляющих элементов:
содержанием, свойствами, формами, методами
и определенными уровнями организации
(в стране, в регионе, на производстве).
Отличительные черты СМИ –
это публичность, т.е. неограниченный
круг пользователей; наличие специальных
технических приборов, аппаратуры;
непостоянный объем аудитории, меняющейся
в зависимости от проявленного интереса
к той или иной передаче, сообщению
или статье.
Благодаря использованию коммуникационных
средств возникли три подсистемы СМИ:
печать, радио, телевидение, каждая из
которых состоит из огромного числа каналов
— отдельных газет, журналов, альманахов,
книжной продукции, программ радио и телевидения,
способных распространяться как по всему
миру, так и в небольших регионах (областях,
районах, округах). Каждая подсистема выполняет
свою долю функций журналистики на основе
своих специфических особенностей.
Печать (газеты, еженедельники, журналы,
альманахи, книги) приобрела особое место
в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного
станка продукция несет информацию в виде
напечатанного буквенного текста, фотографий,
рисунков, плакатов, схем, графиков и других
изобразительно-графических форм, которые
воспринимаются читателем-зрителем без
помощи каких-либо дополнительных средств
(тогда как для получения радио - телевизионной
информации нужны телевизор, радиоприемник,
магнитофон и т.д.).
Это обстоятельство способствует проявлению
ряда важных свойств взаимоотношений
прессы и аудитории.
Во-первых, имеется возможность быстрого,
обзорного ознакомления со всем “репертуаром”
сообщений, включенных в номер или книгу.
Благодаря этому можно составить общее
впечатление о содержании выпуска и, далее,
выбрав интересующий материал, определить
характер “извлечения” (просмотр, выборочное
ознакомление, подробное чтение, сохранение
номера или вырезки из него для хранения
и повторного ознакомления и т.д.). Кроме
того, у человека есть возможность самому
анализировать информацию.
Во-вторых, можно пользоваться возможностями
“отложенного чтения" — после первичного
ознакомления оставить материал для внимательного
и подробного прочтения в удобное время
и в подходящем месте (допустим, перенести
знакомство с номером на вечер, прервать
чтение книги, чтобы вернуться к нему позже
и т.д.).
Однако и у печати есть свойства, по которым
она проигрывает другим средствам коммуникации.
Если телевидение, радио и особенно интернет,
которые способны передавать информацию
практически непрерывно и в высшей степени
оперативно, то печать самой технологией
обречена на дискретность выпуска номеров
и книг. В настоящее время частота выпуска
печатной периодики колеблется от ежедневного
(газета) до ежегодного (альманах). Конечно,
можно делать выпуски газет, особенно
с экстренной информацией, и несколько
раз в сутки (так часто случалось в условиях
неразвитости других средств коммуникаций),
но это связано с трудностями печати и
доставки, и поэтому с распространением
радио и телевидения такая практика почти
прекратилась.
Таким образом, пресса проигрывает в оперативности
информирования. Ведь невозможно избежать
значительного разрыва во времени между
подготовкой номера, печатанием тиража,
доставкой и получением его «потребителем».
Это особенно касается прессы, распространяемой
по всей стране.
Обратимся теперь к радиовещанию. Наиболее
характерной его чертой является то, что
носителем информации в данном случае
оказывается только звук (включая и паузы).
Радиосвязь (использующая радиоволны
— эфирное вещание, осуществляемая по
проводам — проводное вещание) позволяет
мгновенно передавать информацию на неограниченные
расстояния, причем получение сигнала
происходит в момент передачи (или — при
передаче на очень большие расстояния
— с небольшой задержкой). Отсюда возможность
такой оперативности радиовещания, когда
сообщение поступает практически в момент
свершения события, чего невозможно в
принципе добиться в прессе. Кроме того,
радио очень популярно среди автолюбителей,
поскольку нет возможности обращаться
к печатным изданиям и телевидению.
Если первоначально радио было способно
транслировать только речевые сообщения,
то по мере совершенствования передающей
и принимающей радиотехники стала возможной
передача звука всех типов — звучащей
речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио
способно создавать полноценную звуковую
картину мира. Изобретение различных способов
записи звука позволило широко использовать
возможности монтажа, воспроизводить
полностью или “цитировать” давно прошедшие
передачи, и т.д. Характерным для радио
является вневизуальность - (лат. viceo «видение»).
На первый взгляд это недостаток радио,
на самом же деле, составляя глубокую основу
специфики радио, вневизуальность позволяет
реализовать возможности звука в такой
мере, в какой не позволяет сделать это
телевидение. Отсутствие видеоряда представляет
слушателям радио две группы возможностей
восприятия. Слушатели радио имеют возможность
воспринимать звук более полно и глубоко,
поскольку слушатель не отвлекается от
звучащей речи, музыки, голосов жизни,
“не делит” своего внимания между звуком
и тем, что его сопровождает. В этом смысле
существует большая разница между прослушиванием
концерта классической музыки по радио
и “слушанием – смотрением” его по телевидению
(ведь в первом случае аудитория воспринимает
уже “сделанное” произведение, а во втором
– имеет возможность наблюдать за тем,
“как делается" произведение дирижером,
оркестровыми группами, отдельными оркестрантами
и т.д.) Радио как бы отфильтровывает звук
от всех других элементов ситуации, несущих
при зрительном восприятии информацию,
часто ненужную и даже нежелательную,
и тем самым сосредоточивает восприятие
на нем “самом по себе”. Но “монополия"
звука, разумеется, ограничивает возможности
для аудитории “увидеть”, как и кем создается
“звуковая картина”. Помимо этого, еще
одна особенность радио – та, что отсутствие
видеоряда позволяет слушателям проявить
свои способности “фантазирования” мысленного
образа. Радиотеатр, радио мемуары, чтение
художественных произведений и передача
литературно - музыкальных композиций
позволяют создавать с помощью музыки
и текста свое видение персонажа, соответствующее
личному характеру восприятия художественного
произведения (хотя актер или ведущий
некоторым образом “задает рамки” слушательской
фантазии). Однако особенности радио определяют
и некоторые его негативные свойства.
Радиовещание в определенном смысле принудительно
— передачу можно слушать лишь в то время,
когда она идет в эфир, притом в том же
порядке, темпе и ритме, которые заданы
в студии. Поэтому невозможно отложить
прослушивание на удобное время, делать
это быстрее или медленнее, в избранном
порядке, тем более “просматривать”,
как это свойственно контактам с печатными
текстами. Эти черты радио заставляют
внимательно изучать возможности тех
или иных слоев аудитории и составлять
программы с учетом распределения времени,
характера занятий, психического и физического
состояния слушателей в различные временные
отрезки. Соответственно повышается роль
предваряющего передачи обзора их содержания
(типа “сначала новости вкратце”), а также,
разумеется, большей опоры на предпочтения,
интересы, мотивы аудитории при обращении
к информации радио. Наконец, следует отметить,
что, хотя и возможно создание множества
каналов радиовещания, слушатель в определенный
отрезок времени способен воспринимать
только одну программу, отказавшись от
всех других, одновременно идущих (ведь
отложенное слушание, как, например, отложенное
чтение, невозможно). Поэтому важна строгая,
четко рассчитанная на аудиторию программная
политика, при хорошей реализации которой
аудитория слушателей будет максимальной.
Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах
и стало, как и радио, равноправным участником
«триумвирата» средств массовой информации
в 60-х годах XX века.
Телевизионная специфика родилась как
бы на пересечении возможностей радио
и кино. От радио телевидение взяло возможность
передавать сигнал с помощью радиоволн
на далекие расстояния - этот сигнал одновременно
имеет звуковую и видеоинформацию, которая
на экране телевизора в зависимости от
характера передачи несет кинематографический
характер или же характер фотокадра, схемы,
графика и т.д. На экране телевизора может
быть воспроизведен и печатный текст.
Как и на радио, на телевидении возможна
организация оперативных передач, как
из студии, так и с места событий (хотя
прямое включение имеет ряд трудностей
технического порядка, преодолеваемых
с развитием видеотехники и каналов связи).
Преимущества же такой оперативной «живой»
передачи, идущей прямо в эфир с места
события, в значительно большем, чем у
радио, «эффекте присутствия», поскольку
в органическом единстве находятся звуко-
и видеоряд и задействованы оба важнейших
типа рецепторов человека, что обеспечивает
создание более прочных связей с аудиторией.
Печать, радио, телевидение представляют
собой “триумвирам” средств массовой
информации в современном мире, каждое
из которых обладает рядом особенностей,
проявляющихся в виде и способах донесения
информации до аудитории. Однако при наличии
специфичных свойств печать, радио, телевидение
и интернет имеют нечто общее — это способность
донести до массовой аудитории более или
менее оперативно словесно-понятийную
и эмоционально-образную информацию. Но
есть и своеобразные черты, принадлежащие
только какому-либо одному средству (кинематографическое
изображение на телевидении, словесно-буквенная
информация в прессе, вневизуальное звуковое
сообщение на радио).
К этим “триумвирам” в последнее десятилетие
присоединяется и активно развивающийся
четвертый тип каналов информации — всемирная
компьютерная сеть (представленная в наше
время Интернетом), в которой значительное
место (наряду со специальной) занимает
массовая информация. Это электронные
версии и дайджесты газет, т.е. сетевые
газеты и журналы, радио- и теле – “сете
вещание”, сайты (“странички") отдельных
журналистов, притом оперативно меняющие
содержание и получаемые в режиме реального
времени. Таким образом, компьютерные
сети соединяют в себе возможности всех
типов СМИ, правда, печатные тексты могут
читаться лишь с монитора (и при необходимости
распечатываться на собственном принтере).
Важно учесть также, что наибольшая часть
информации передается на иностранных
языках, что затрудняет для многих полноценное
освоение информации даже при наличии
в компьютере программы-переводчика. Более
того, нынешняя информационная среда Сети
перегружена чисто компьютерной информацией,
равно как и сильно политизированной информацией
в социальных областях. С другой стороны,
ситуация медленно меняется в том смысле,
что вся информация становится коммерческой,
то есть коммерциализированной. На многих
сайтах невозможно увидеть полной структуры
новостей, поскольку преобладают так называемые
“горячие” темы, сенсации дня. Интернет
– пользователю предлагается лишь краткий
обзор наиболее важных событий. Сложно
сказать, является ли Интернет средством
массовой информации. Скорее всего пока
не является, но ситуация развивается
таким образом, что Интернет как источник
информации становится более структурированным,
подборка новостей начинает осуществляться
менее хаотично, многие новости распространяются
официальными источниками. В скором времени,
вероятно, Интернет станет полноценным
средством массовой информации.
2.Функции СМИ
Функция (лат. functio "обязанность,
назначение, характер деятельности, исполнение
обязанностей") .Рассмотрение и анализ
функций любой системы социальной деятельности
- важнейший момент ее теории.
Это связано с тем, что процессы, происходящие
в каждой системе социальной деятельности,
определяются, в конечном счете, тем, что
она осуществляет определенную функцию
в более широком целом.
Вообще у СМИ огромное количество функций
в совершенно разных сферах.
Например, Е.П. Прохоров, считая журналистику
полифункциональной системой, выделяет
следующие шесть функций журналистики:
1.коммуникативную - функцию общения, налаживания
контакта, которую автор называет исходной
функцией журналистики;
2.непосредственно-
3.идеологическую (социально-ориентирующую),
связанную со стремлением оказать глубокое
влияние на мировоззренческие основы
и ценностные ориентации аудитории, на
самосознание людей, их идеалы и стремления,
включая мотивацию поведенческих актов;
4.культурно-образовательную, заключающуюся,
по мнению автора, в том, чтобы, будучи
одним из институтов культуры общества,
участвовать в пропаганде и распространении
в жизни общества высоких культурных ценностей,
воспитывать людей на образцах общемировой
культуры, тем самым способствуя всестороннему
развитию человека;
5.рекламно-справочную, связанную с удовлетворением
утилитарных запросов в связи с миром
увлечений разных слоев аудитории (сад,
огород, туризм, коллекционирование, шахматы
и т.д. и т.п.)";
6.рекреативную (развлечения, снятия напряжения,
получение удовольствия).
Но, на мой взгляд, самое простое разделение
функций можно встретить в современных
исследованиях:
• гуманитарные функции СМИ - информирование,
образование, развлечение и т.п.;
• политические функции СМИ - формирование
массового общественного сознания и/или
направленное влияние на отдельные группы
населения.
Видимо, эти функции названы политическими,
поскольку политическая власть воздействует
на общественное мнение, формирует определенную
идеологию в массах, привлекает к политическим
идеям различные группы лиц. Особенно
сильно процесс влияния на общественное
мнение происходит во время политических
выборов, когда внедряются установки,
стереотипы, навязываются свои цели и
человек побуждается к определенному
действию.
2 глава. Механизмы и способы регуляции общественного сознания
2.1 Понятие термина «общественное мнение»
Общественное мнение - это оценочные суждения большинства членов больших общностей людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности.
Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли в государственной жизни уделено много места в знаменитом трактате «Государь» итальянского мыслителя и государственного деятеля Н. Макиавелли. В XVII-XVIII вв. словами «общественное мнение» обозначалось представление о политическом мнении публики и избирателей, проявляющееся вне парламента в противоположность их гласному обсуждению политических вопросов в парламенте. С конца XVIII в. этот термин стал общепринятым.
Общественное мнение отражает все или почти все стороны жизни общества. Оно включает в свое содержание те же рациональные, волевые и эмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Так, если мнение высказывается по политическим или нравственным вопросам, то оно тем самым включает в себя и политические, и нравственные идеи, т.е. рациональные моменты.
Общественное мнение широко охватывает также сферу чувств, так как оно оценивает поступки людей, одобряет, или осуждает их. Чувства расположения, симпатии или гнева, ненависти всегда присутствуют в общественном мнении.
Ключевыми понятиями феномена «общественное мнение» являются понятия объекта и субъекта. Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъект общественного мнения - это доминирующее большинство того или иного общества. Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности.
Мнения - это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту. Для выяснения специфики мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. В процессе такого взаимодействия высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений поведения людей. Специфика состоит в том, что в суждении выражается отношение к чему-либо в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается общественностью.
Мнение зависит не только от знаний, но и от интересов людей, их мировоззрения. Выражение отношения в формах одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения. В общественном мнении всегда выражается определенное отношение людей к решению тех или иных вопросов общественной жизни, к деятельности правительства, политических партий, к отдельным личностям. Как мнению большинства общественному мнению присуще внутреннее единство.
Другим важным признаком общественного мнения является то, что оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам. Важным признаком общественного мнения является не только то, что оно публично высказывается и защищается, но и то, как широко оно распространено.
Общественное мнение как суждение, выражающее обыкновенное сознание людей, не основывается на научных положениях, однако нельзя рассматривать наличие в общественном мнении ложных представлений его специфической чертой.
Мнения весьма подвижны. Особенность их такова, что с изменением условий, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинстве или единодушным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений делает необходимым анализ всей их совокупности.
В процессе социологического изучения общественного мнения фиксируется прежде всего направленность мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. Ставится задача определить не только отношение людей к какой-либо проблеме, но и их суждение о возможных, наиболее эффективных путях решения этой проблемы. Подобные исследования являются необходимым элементом принятия управленческих решений
2.2. Механизм действия общественного мнения
Раскрытие проблемы действия механизма общественного мнения предполагает выявление трех взаимосвязанных аспектов: этапов развития общественного мнения, его функций и факторов, влияющих на механизм действия общественного мнения.
1. Первый - это этап зарождения.
Здесь происходит становление
индивидуально-группового типа
Информация о работе СМИ как фактор формирования общественного сознания