Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 23:54, реферат
Данная тема представляет интерес для исследования, поскольку социология России это часть общемировой социологической науки. Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Несмотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание России от Запада, а так же то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечественная социология концу XIX в. достигла уровня не уступающего европейскому
I. Введение……………………………………………………………………3
II. Основная часть……………………………………………………………. 4
1. Социология в России………………………………………………. 4
2. Самобытность русской социологии………………………………. 7
3. Основные направления русской социологии…………………….. 8
3.1. Социология Максима Ковалевского……………………….. 12
3.2. Социология Николая Кареева………………………………. 13
3.3. Социология Питирима Сорокина………………………….. . 14
III. Вывод…….………………………………………………………………16
IV. Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ГОРНЫЙ»
Реферат
Кафедра социологии и психологии
По дисциплине: Политология и социология
Тема: Самобытность и основные направления русской социологии
Выполнил: студент гр. НД-13-3 ___________ /Расулов М.Х./
Оценка: ________________
Дата: __________________
Руководитель: Ст. преподаватель ____________ /Рогозина О.Л./
(должность)
Санкт-Петербург
2014
Содержание
Данная тема представляет интерес для исследования, поскольку социология России это часть общемировой социологической науки. Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Несмотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание России от Запада, а так же то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечественная социология концу XIX в. достигла уровня не уступающего европейскому.
Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижения европейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.
Необходимо отметить, что российская социологическая мысль представляла собой сочетание общего и национально особенного. Уже на первом этапе ее становления появилось множество направлений, зачастую имеющих принципиальные различия и отстаивающих противоположные позиции.
В середине XIX века в российских общественных науках сформировалось
два направления: славянофильство и
Славянофилы подчеркивали особенность русской духовной культуры, самобытность русского народа, противопоставляя российское общество Западу. Наиболее яркими их представителями были Иван Киреевский, братья Аксаковы. Они выступили против, как они полагали, разрушительных сил западной культуры, считая, что только путем соблюдения традиций, под руководством церкви, русское общество может достичь гармонического единства в желаниях, эмоциях и разуме. Славянофилы отвергали все западные философские и социологические теории.
В противоположность им, представители западничества считали российское общество частью западной цивилизации и выступали за более глубокую интеграцию российской культуры в мировую.
Западники полагали, что наука, как часть
духовной культуры, не имеет национальных
границ и потому всячески способствовали
распространению в российском обществе
учений европейских философов, историков,
социологов и экономистов.
Именно среди представителей западничества в России сформировались первые социологические школы.
Первоначально, российские социологи находились под сильным влиянием концепций их западных коллег, таких как Огюст Конт и Георг Зиммель. Однако, постепенно, российская социология стала приобретать самобытные черты и к началу XX века заняла прочное положение как одна из динамично развивающихся социологических школ Европы1.
Одним из первых заявил о себе как социолог, российский историк Николай Данилевский (1822—1885). Он считается создателем первой в истории социологии антиэволюционной модели общественного прогресса. Данилевский предложил естественную систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития. Каждый социальный организм рассматривался им как целостная система, как целостный признак. По Данилевскому, «Человечество — отвлеченное понятие. Реальным выступают независимые системы как обособленные культурно-исторические типы».
С 1917 года в России установился идеологический контроль над общественными науками, целый ряд направлений в философии, истории, социологии был объявлен вредными и, вслед за этим, была осуществлена высылка из страны, либо вынужденная эмиграция, части ученых и преподавателей, среди которых оказалось и социологи, в том числе и Питирим Сорокин — ученый с мировым именем.
Другим выдающимся социологом того времени был Лев Мечников (1838—1888). Мечников выступал как крупнейший представитель «географической» школы. В своей книге «Географическая теория развития современных обществ», он попытался объяснить неравномерность развития изменением значимости тех или иных географических условий, и прежде всего — водных ресурсов, в различные эпохи, под влиянием экономического и технического прогресса. В соответствии со своей теорией, Мечников выделил 3 этапа развития цивилизации:
Усматривая критерий общественного прогресса в нарастании общественной солидарности, Мечников считал неизбежным и закономерным переход от деспотии к свободе, от угнетения к братству всех людей и народов, основанному на добровольной кооперации.
Основным направлением развития российской социологии в конце XIX века стал субъективизм, который можно рассматривать как новое течение в европейской социологии. Российский субъективизм оказал значительное влияние на развитие мировой социологии и дал много нового методологии социологического исследования. Наиболее яркими представителями субъективизма были Петр Лавров, Николай Михайловский, Сергей Южаков и Николай Кареев.
Петр Лавров (1823—1900) явился первым теоретиком российского субъективизма и ввел целый ряд новых понятий, используемых до сих пор2.
Лавров утверждал, что в социологии и истории есть вечные, неизменные и абсолютные истины, также как в других науках. Они объективны, о них могут не знать в какую-то эпоху, но они находятся в другую. Социология содержит такие истины, которые не могут быть обнаружены до некоторого момента по причине субъективной неготовности общества понять и принять их.
Лавров был первым российском социологом, который дал определение предмету социологии. По Лаврову, «Социология есть наука исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями, и поэтому охватывает, с одной стороны — все животные общества, в которых особи выработали в себе достаточную степень индивидуального сознания, с другой — не только уже существующие формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное и более справедливое общежитие, а также те практические задачи, которые неизбежно вытекают для личности и стремление осуществить свои общественные идеалы».
Николай Михайловский (1842—1904) — другой представитель субъективизма — утверждал, что коренная и ничем не изгладимая разница между отношением человека к человеку и человека к остальной природе, состоит прежде всего в том, что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к определенной цели, тогда как во втором, цель эта не существует. Различие между ними до того важно и существенно, что само по себе намекает на необходимость применения различных методов к «двум великим областям человеческого ведения». Мы не можем общественные явления оценивать иначе, чем субъективно3.
К концу XIX века, российская социология утвердилась в системе общественных наук России, однако официальной поддержки со стороны государства и министерства народного просвещения так и не получила. В отличие от Европы и Америки, ни в одном университете России, социология не была включена в перечень изучаемых дисциплин. Возникшие первые социологические объединения выступали в качестве общественных организаций, в основе которых лежали усилия и интересы отдельных энтузиастов. В целом, можно утверждать, что российская социология к началу XX века находилась на подъеме и обладала достаточно высоким потенциалом. К тому времени, такие социологи как Питирим Сорокин уже заявили о себе как о крупных теоретиках и получили международную известность, однако революция 1917 года резко изменила общественный строй России и отношение государства к науке.
Самобытность русской социологи
Особенности русской социологии — ее тесной связи и, по существу, переплетении с социально-философским анализом. Русская социология в своей национально-специфической форме прошла путь, характерный в целом для мировой социологии: от философии к социальной философии и далее через социальную теорию к теоретической социологии.
Она заключалась в постоянном противоборстве двух тенденций — реалистической и утопической. Каждая из них получала свое воплощение не только в теоретических аргументах, но и в политических программах целых общественных движений — либерализма и радикального народничества. Реалистические идеи либералов находили свое социологическое выражение в концепции многофакторного развития общества в рамках которой общество рассматривалось в состоянии сложного динамического равновесия между социальными субъектами и основными социальными формами их жизни4.
В России, как хорошо известно, воздействие религиозного мировоззрения было весьма значительным и не могло не сказаться на развитии социологии. В этом плане достаточно назвать лишь несколько «знаковых» имен: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, определивших возникновение христианской социологии. Несомненно, под влиянием религиозной философии и социологии происходило обращение к жизненному миру конкретного человека, выражавшееся в стремлении описать структуру его сознания на базе применения методов «понимающей» науки.
Самобытность русской социологии — наличие в ней двух парадигм: объективной и субъективной. В западноевропейской классической социологии эти парадигмы, как известно, были связаны с именами наиболее ярких их выразителей — Э. Дюркгейма и М. Вебера.
Несмотря на теоретический и практический интерес к миру и обществу как его органичной части, центром притяжения социологического внимания в российской науке всегда оставался человек. Проблема человека традиционно считалась ключевой. Антропологизм как один из основных методологических принципов составлял важную особенность российской социологии. Отсюда в ней проявлялся большой интерес к этическим проблемам жизни общества, которые в работах социологов были тесно связаны с поведением человека5.
Информация о работе Самобытность и основные направления русской социологии