Семья и брак в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:08, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является:
• Изучение семьи и брака в разрезе современного общества
Можно выделить следующие задачи работы:
1) Изучить эволюцию семьи как социального института
2) Выделить сущность и функции современной семьи
3) Определить проблемы современной семьи и возможные пути их преодоления.

Содержание

Введение
I. Эволюция семьи от института к группе.
II. Сущность, структура и функции современной семьи
III. Брак и семья сегодня
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реф по политологии 2.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

 

 Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Кафедра социологии и психологии

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

По дисциплине:                  Cоциология

                                                           (наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

Тема:

 Семья и брак в современно обществе

 

Автор: студентка гр. БА-09-2                ___________                                      /Такташева Е.А./

                        (подпись)                                                                    (Ф.И.О.)

ОЦЕНКА: ______________

 

Дата:___________________

 

ПРОВЕРИЛ

 

Руководитель проекта: доцент              ___________                             /Завражин В.Н./

      (должность)                                 (подпись)                                                (Ф.И.О.)

 

 

Санкт-Петербург

2013 

Содержание

 

 

Введение

Семья — это первичная  ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Семья представляет собой  сложное социальное явление, в котором  переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. 

Нельзя не отметить, что семья для каждого человека – это не одно и то же. Мы можем называть своей семьей родителей, супруга, а иногда семьей становятся друзья или даже домашние животные.

Очевидно, что в разные промежутки времени в течение истории слово «Семья» так же имело разное значение и силу.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что семья – это один из важнейших социальных институтов в нашей жизни. Он с течением времени развивается, меняется, а потому требует неустанного контроля и изучения.

Целью данной работы является:

    • Изучение семьи и брака в разрезе современного общества

Можно выделить следующие задачи работы:

    1. Изучить эволюцию  семьи как социального института
    2. Выделить сущность и функции современной семьи
    3. Определить проблемы современной семьи и возможные пути их преодоления.

 

I. Эволюция семьи от института к группе

Социология семьи является одной из интенсивно развивающихся  социологических специализированных теорий второй половины ХХ века. В каждой стране есть свои лидеры в исследовании современной семьи. К примеру: У. Гуд в США, Р. Кениг в Германии , Р. Флетчер в Англии, Л. Руссель во Франции, А. Хорчев в России. Несмотря на разные теоретические подходы в изучении семьи, они выражают активную обеспокоенность кризисным состоянием моногамии, ссылаясь при этом на одни и те же факты: увеличение числа одиноких мужчин и женщин, рост разводов, снижение уровня рождаемости, рост числа неполных семей, активизацию добрачных и внебрачных сексуальных связей и т.п. Однако исследователи различных аспектов семейно-брачных отношений не ставят вопрос о крахе семьи. Речь, по их мнению, идет о том, что современная семья, особенно в условиях крупных городов, находится в стадии интенсивных изменений, переживает переходное состояние от насильственной, патриархальной к добровольной, эгалитарной моногамии. Главное направление эволюции современной семьи - ее трансформация от института к группе. Это означает, что в современной семье происходит ослабление экономической функции, главным в ней становится психологическая атмосфера, личностное взаимодействие супругов. Такая семья в зарубежной социологии получила различные названия: «брачная», «товарищеская», «партнерская» семья. В отечественной социологии формирующаяся новая семья называется «супружеской». Это семья, в которой основная ось отношений определяется не родством и родительством, а брачностью, с непременной акцентацией личных аспектов [1,177-187c.] Супружеская семья, безусловно, продолжает быть социальным институтом, ибо в ней по-прежнему ведется домашнее хозяйство, рождаются и воспитываются дети, однако супружеская семья является в большей мере социально-психологической группой, где на первое место выходит эмоциональное взаимодействие супругов.

Первая глубинная причина трансформации современной семьи является добровольный брак, т.е. самостоятельный выбор брачного партнера по личным склонностям. Второй предпосылкой формирования семьи супружеского типа является кардинальное изменение социального положения женщин. Как это не парадоксально, такое прогрессивное явление как социальное освобождение женщин отрицательно отразилось на семейном образе жизни, породило ряд серьезных проблем.

Главное противоречие состоит  в том, что у женщин, получивших много прав, появилось значительно  больше обязанностей. Современная женщина, совмещая семейно-бытовые и профессиональные роли предельно перегружена. К традиционным семейно-бытовым ролям добавились и совершенно новые: распорядитель бюджета, организатор, психотерапевт, главный воспитатель. Таким образом, с одной стороны, в результате эмансипации женщин современная семья значительно изменила свой облик, превратившись в добровольный, эгалитарный союз. С другой стороны, отсутствие реальных условий гармоничного сочетания профессиональных и семейных ролей привело к негативным явлениям в области семейно-брачных отношений: росту разводов, падению рождаемости, детской смертности, асоциальному поведению подростков и т.п. Назрела необходимость поставить российскую женщину материально и социально в совершенно другие условия, чтобы она имела возможность выбора (реальную, а не декларативную): посвятить ли себя только дому, уйти только в профессиональную карьеру или совмещать то и другое [2,с. 292.] Прочность старой семьи держалась на женской зависимости. В патриархальной семье вполне обычен был стабильный брак при полной неудовлетворенности отношениями между супругами. Стабильность же супружеской семьи поддерживается исключительно гармонией семейных отношений: нет гармонии - брак распадается. Таким образом, в современной семье, с одной стороны, неизмеримо повышается «удельный вес» психологической гармонии, с другой - психологических коллизий и конфликтов.

II. Сущность, структура и функции современной семьи

Семья - малая социальная группа общества, основанная на супружеском  союзе и родственных связях (муж  и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства  и взаимной моральной ответственности [3,c.75.]

Жизнь семьи характеризуется  материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения  людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят  от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного  развития общества. Естественно, чем  вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует  путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему  отношений, чем брак, т. к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Внутрисемейные отношения  могут быть, как и персональные (отношения между матерью и  сыном) так и групповые (между  родителями и детьми или между  супружескими парами в больших семьях).Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями  семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

  • Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.

На репродуктивную функцию  семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству  самих себя. Как свидетельствует  статистика, до 15% семей страдают бесплодием, причем 40% из них по причине бесплодия  мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и  правовыми положениями.

  • Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Тенденция к установлению равноправия в семье позитивна  по своей сути. В то же время перекос  в сторону феминизации семейного  управления в связи с возросшей  экономической самостоятельностью женщины, ее определяющей ролью в  воспитании детей ведет к нарушению  психологического комфорта.

Семья как первичная  ячейка является воспитательной колыбелью  человечества. В семье главным  образом воспитываются дети. В  семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там  он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному  потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с  деньгами.

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев  дети являются отражением родителей. Конечно  же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и  о самовоспитании в семье.

Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает  опыт заботы о родителях, братьях  и сестрах, а главное, учится разумному  потреблению материальных и духовных благ.

Эффективность семейного  воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой - от нравственно-психологического климата[4]

Семья оказывает влияние  на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути, когда закладываются  нравственные, психологические, эмоциональные  основы личности. Как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного  воздействия. Это особенно доверительная  нравственно-эмоциональная атмосфера  между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей  в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем  и т.д.

Семья легче и эффективнее  всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся (порой очень рано) положительные  качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни  ребенка приходится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семейного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лишается их вообще.

Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы  и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут  быть направлены и на воспитание ханжеских  и корыстных качеств). Эти возможности  определяются всей совокупностью духовно-нравственных, личностных черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической  атмосферой.

Подлинный авторитет завоевывается  не просто дидактическими назиданиями (как это пытаются делать в семье, а особенно в школе), а своим  образом жизни, поведением. Обычно такой  авторитет не подвержен никакой  инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха легко переходит в свою противоположность, как только лишается своих подпорок. Например, у подростка  появляется физическая сила, и родители уже не в состоянии его наказать. Или: молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими подачками, заставить его «уважать» себя, прислушиваться к их мнению. Проблема нравственного внутрисемейного авторитета очень важна и актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.

Настоящее воспитание в  семье - большой труд: и физический, когда мать ухаживает за малышом, и умственный, когда речь идет о  его духовном развитии. К сожалению, это требование в должной мере не осознается обществом (воспитание недостаточно стимулируется материально, а нравственная и социальная ценность труда матери-воспитательницы  не приравнена ни в общественном мнении, ни в трудовом законодательстве к  профессиональному труду), да и самой  семьей, которая часто воспитывает (иногда и неплохо) лишь своим «бытием».

  • Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг  служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто  досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным  отдыхом. Человек нуждается в  активном отдыхе-путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Информация о работе Семья и брак в современном обществе