Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:38, реферат
Краткое описание
Целью написания данной работы является попытка рассмотреть семейную социализацию как процесс формирования социально компетентной личности, выявить его проблемы и противоречия, а также показать, что нарастающая тенденция девиантного поведения в обществе является прямым следствием искажения понятия семьи. Задачи написания работы: 1. Рассмотреть семью как главного агента социализации; 2. Дать понятие семейной социализации;
Дети,
совершившие впоследствии корыстные посягательства,
чаще воспитывались в эмоциональноотчужденных
семьях, что вело к задержке в формировании
устойчивости самооценки, личностной
определенности, адаптированности.
Изучение
семей, которые вызывают или могли бы вызвать
отклоняющееся поведение детей, позволило
обобщенно разделить их на три группы.
К первой группе относятся такие семьи,
члены которых имеют психические или другие
тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании,
алкоголю и т. п. или асоциальное поведение.
Ко второй группе относятся семьи, в которых
во взаимоотношениях между родителями
существует непонимание, дефицит любви,
враждебность доминирующее влияние одного
из родителей, проявление насилия во взаимоотношениях.
Для третьей группы характерны деформации
в сфере воспитания: острая ролевая дихотомия,
когда отец является авторитетным представителем
общественных норм и в то же время не интересуется
личностным развитием ребенка, а мать
отвечает за воспитание ребенка; дефицит
заботы и любви у одного или двух родителей
к ребенку; преобладание штрафного воздействия
на детское поведение; ограничивающий
характер требований к ребенку, которые
высказываются часто в форме запретов
(«не делай этого!»), что приводит к дефициту
конструктивных элементов в детском поведении;
воспитательное воздействие направлено
преимущественно на формирование послушания
и дисциплины у ребенка. В подобных семьях
распространено также либеральное воспитательное
воздействие, в результате которого затрудняется
формирование последовательной системы
ценностей и норм у ребенка; чрезмерная
опека над ребенком со стороны одного
или двух родителей; воспитание ребенка
в духе неуважения к общественным нормам
социального контроля.
Необходимо
отметить, однако, что каждая семья является
уникальной системой и проявление вышеперечисленных
признаков может быть различным и многовариантным.
В системе анализа взаимодействий семьи,
школы и среды важными представляются
факторы, определяющие жизненную позицию
старшеклассников. В этой связи ученикам,
родителям и учителям некоторых школ г.
Новосибирска был предложен вопрос: «Что
определяет жизненную позицию подростка?».
Всего было опрошено 139 представителей
каждой стороны.
Как
видно из таблицы, все категории опрошенных
считают семью основой формирования жизненной
позиции подростка. При этом, правда, учителя
и родители одним из главных влияющих
факторов считают наследственные задатки.
Обращает на себя также внимание низкая
оценка возможностей школы в определении
жизненной позиции, особенно учеников
и родителей.
Мнение
учеников разнопланово. Они отмечают воздействие
средств массовой информации, молодежной
среды. Эти их суждения вполне согласуются
с системой жизненных ценностей подростков,
которые подтверждаются многими исследованиями.
Семья
располагает не просто большими, а уникальными
возможностями для интенсивного общения
детей и родителей, передаче детям социальной
программы общества — целей и ценностей
общества, средств, которыми эти цели и
ценности достигаются и сохраняются.
Формирование
тонких психологических механизмов, удерживающих
личность от отклонения представляет
сферу взаимодействия семьи и школы. Однако
семья как социальный институт в настоящее
время значительно изменилась. Она находится
в сфере многочисленных воздействий, одновременно
экономических, социальных, правовых и
пр. Семья испытывает трудности в приспособлении
к динамичному развитию современного
общества, к новой экономической ситуации,
вызванной вступлением в рыночную систему
хозяйствования. Следует помнить, что
отдельные сферы жизнедеятельности общества
развиваются неравномерно.
Глубокие
преобразования, повлиявшие на облик современной
семьи, произошли в обществе не одновременно.
В литературе встречаются попытки ответить
на вопрос «куда направлен процесс изменения
семьи?». Ответить точно, наверно, невозможно,
но можно согласиться с мнением видного
американского социолога Э. Берджесса,
который утверждает, что процесс городской
индустриализации и сопровождающее его
дробление и обезличивание жизни должны
усилить потребность в устойчивых личностных
отношениях. Семья не исчезает, но изменяется
и ее форма, и ее основы.,
Проведенные
нами обследования ценностных ориентаций
16летних подростков показали, что при
значительных общих изменениях в шкале
ценностей ценность семьи остается у них
незыблемой. Это залог того, что после
родительской семьи они будут создавать
собственные семьи. Соглашаясь с оптимистическими
прогнозами, одновременно следует реально
смотреть на те серьезные изменения, которые
рождают не только позитивные, но и негативные
последствия, создают новые проблемы в
воспитании молодежи.
Семья
утрачивает некоторые ценности и меняет
приоритет в их реализации, испытывает
ослабление общественного контроля за
поведением людей, что связано с ростом
урбанизации, и ослабление экономической
взаимосвязи членов семьи, падение авторитета
ее главы — мужчины, что связано с ростом
экономической и юридической самостоятельности
женщин и т.д. Без укрепления нравственнопсихологической
основы семьи будет продолжаться падение
ее стабильности со всеми вытекающими
отсюда отрицательными последствиями.
Семья
чрезвычайно чувствительна ко всем процессам,
которые происходят в обществе, она отзывается
тем или иным образом на них. Сложности
и противоречия исторического развития
нашего общества наложили отпечаток на
жизнь семьи и на ее воспитательные возможности.
Сохранение
семьи как воспитательного института
особенно значимо сейчас, когда идет коренная
ломка традиционной структуры воспитания.
Важность семейного воспитания заключается
в том, что в семье формируются не только
социально значимые функции личности,
но и свойственные ей оценочные критерии,
эмоциональная инфраструктура, первооснова
личностных функций индивида.
Заключение
В
результате проделанной работы были изучены
особенности семейной социализации в
обществе. Главной проблема, которая ставилась
в данной работе, является девиантное
поведение в обществе.
Была
достигнута цель работы: рассмотрен процесс
семейной социализации как, т.е. формирование
социально компетентной личности, выявлены
его проблемы и противоречия, а также показано,
что нарастающая тенденция девиантного
поведения в обществе является прямым
следствием искажения понятия семьи.
Были
достигнуты следующие задачи:
1.
Рассмотрено понятие семья, как главный
агент социализации;
2.
Дано понятие семейной социализации;
3. Показано,
что социальные аномалии, являются результатом
разрушения института семьи;
4.
Рассмотрена роль социальной
педагогики в укреплении института
семьи и снижения социальных
аномалий в обществе.
Была
подтверждена гипотеза, что через укрепление
роли семьи в обществе, как основного института
воспитания и взращивания личности возможно
преодолеть проблемы социальных аномалий.
Таким
образом, Семья — агент первичной социализации.
Родители передают детям свой жизненный
опыт, социальные роли, обучают ремеслам
и теоретическим знаниям, закладывают
основы владения устной и письменной речью,
контролируют их действия.
Социализация
– процесс, посредством которого индивидом
усваиваются нормы его группы таким образом,
что через формирование собственного
«Я» проявляется уникальность данного
индивида как личности, процесс усвоения
индивидом образцов поведения, социальных
норм и ценностей, необходимых для его
успешного функционирования в данном
обществе. Главную роль в процессе социализации
играет семья.
Семья
является неотделимой составной частью
общества. И жизнь общества характеризуется
теми же духовными и материальными процессами
как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи,
следовательно, тем выше культура всего
общества. Общество состоит из людей, которые
являются отцами и матерями в своих семьях,
а также их детей. В этой связи очень важны
роли отца и матери в семье, а в частности
воспитательная функция (семейная социализация)
семьи. Ведь от того, как родители приучают
своих детей к труду, уважению к старшим,
любви к окружающей природе и людям, зависит
то, каким будет общество, в котором будут
жить наши дети. Будет ли это общество,
построенное на принципах добра и справедливости.
И только через духовнонравственное совершенствование
семьи возможен духовный рост общества.
Процесс
социализации достигает определенной
степени завершенности при достижении
личностью социальной зрелости, которая
характеризуется обретением личностью
интегрального социального статуса. Однако
в процессе социализации возможны сбои,
неудачи. Проявлением недостатков социализации
является отклоняющее (девиантное) поведение.
Этим термином в социологии чаще всего
обозначают различные формы негативного
поведения лиц, сферу нравственных пороков,
отступления от принципов, норм морали
и права. К основным формам отклоняющегося
поведения принято относить правонарушаемость,
включая преступность, пьянство, наркоманию,
проституцию, самоубийство.
Многочисленные
формы отклоняющегося поведения свидетельствуют
о состоянии конфликта между личностными
и общественными интересами. Отклоняющееся
поведение – это чаще всего попытка уйти
из общества, убежать от повседневных
жизненных невзгод и проблем, преодолеть
состояние неуверенности и напряжения
через определенные компенсаторные формы.
Однако отклоняющееся поведение не всегда
носит негативный характер. Оно может
быть связано со стремлением личности
к новому, передовому, попыткой преодолеть
консервативное, мешающее двигаться вперед.
Список
литературы
1.
Антонов А.И. Микросоциология семьи.
Методология исследования структур
и процессов. М. Социология, 1998.
2.
Булатов М.А. Философия образования. Учебное
пособие для студентов ВУЗов. Киев, "Фита",
2001.
3.
Волков А.Г. Семья – объект демографии.
М.: Наука, 1996.
4.
Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (Социологические
проблемы) – СПб.: Гардарика, 1999.
5.
Голод С.И. Семья и брак: истрикосоциологический
анализ. – СПб.: Гардарика 1998.
6.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология
и методы психологопедагогического исследования:
Учеб. Пособ. – М.: Издательский центр «Академия»,
2003.
7.
Иваненков С.П. Проблемы социализации
современной молодежи. Оренбург.: Издательство
ОПУГ, 1999.
8.
Лукашевич Н.П. и др. Социология воспитания.
Краткий курс лекций. Киев, МАУП, 1999.
9.
Лукашевич Н.П. и др. Социология образования.
Конспект лекций. Киев, МАУП, 2003.
10.
Тараданов А.А. Семейный круг: результаты
социологических исследований проблем
семьи в Уральском регионе. Челябинск,
2000.
11.
Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат,
2000.
12.
Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная
семья и её проблемы. М.: ИнфраМ, 1998.