Сервисная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Среди основных направлений развития современной экономики, сфера услуг занимает доминирующее положение. Это относится не только к странам с развитой рыночной экономикой, но и к государствам с экономикой переходного типа, лишь недавно вставшим на путь рыночных реформ, к которым принято относить и Россию. Изучение сферы обслуживания и жизненных условий населения занимает большое место, как в отечественной, так и в зарубежной статистике.

Содержание

Введение.
Глава 1.Понятия : «уровень жизни» и «сфера обслуживания».
1.1.Уровень жизни населения и его сущность.
1.2.Показатели уровня жизни.
1.3.Задачи изучения уровня жизни.
1.4.Сфера обслуживания :понятие, особенности.
Глава 2.Анализ динамики основных показателей уровня жизни в Российской Федерации и взаимосвязь их с сферой обслуживания.
2.1 Состояние жизненного уровня населения России.

Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

сервисная деятельность..docx

— 337.86 Кб (Скачать файл)

 

Содержание. 
 

Введение.  
 
Глава 1.Понятия : «уровень жизни» и «сфера обслуживания».

 
1.1.Уровень жизни населения и его сущность.

1.2.Показатели уровня жизни.

1.3.Задачи изучения уровня жизни.

1.4.Сфера обслуживания :понятие, особенности.

 

Глава 2.Анализ динамики основных показателей уровня жизни в Российской Федерации и взаимосвязь их с сферой обслуживания. 

2.1 Состояние жизненного уровня населения России.

    
Заключение. 
 
Список литературы. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
 
Среди основных направлений развития современной экономики, сфера услуг занимает доминирующее положение. Это относится не только к странам с развитой рыночной экономикой, но и к государствам с экономикой переходного типа, лишь недавно вставшим на путь рыночных реформ, к которым принято относить и Россию. Изучение сферы обслуживания и жизненных условий населения занимает большое место, как в отечественной, так и в зарубежной статистике.

Под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей народного хозяйства, продукция которых выступает  в виде определённой целесообразной деятельности (услуг). Развитие сферы  услуг непосредственно соотносится  с ростом уровня жизни населения. Удовлетворив базовые потребности  в материальных благах, люди получили возможность больше приобретать  услуги.

Уровень жизни населения  — представляет собой экономическую  категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными  благами и услугами.

С переходом на систему национальных счетов сфера услуг стала рассматриваться в качестве самостоятельного сектора экономики. Она играет определяющую роль в экономике развитых стран. Так, доля данной сферы в структуре ВВП, например, США держится на уровне 80%. В странах Восточной Европы этот показатель колеблется от 67% до 71%. В нашей стране доля сферы услуг занимает более 50% валового внутреннего продукта.

Что влияет на этот процентный показатель!? В рамкам моей курсовой я изучу один из важных факторов, который влияет на этот показатель.  

   «Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы»1: 
 
- политические факторы; 
 
- экономические факторы; 
 
- социальные факторы; 
 
- научно-технический прогресс, 
 
- экологические факторы и др.

 

 

Но об этом я расскажу более подробно в главах.

   А сейчас про  актуальность темы:

Со временем, уровень жизни населения то падет, то поднимается. В соответствии с этим меняется и уровень восстребованности услуг. Как дальше будет развиваться сфера обслуживания и сервиса зависит  от доходов людей. Поэтому  изучив динамику уровня жизни прошлых лет, мы сможем предположить насколько востребована будет сфера  услуг в будущем. 
 
Целью данной курсовой работы является изучение содержания уровня жизни,  ее динамики и  влияние на сферу обслуживания.

На основе намеченной цели были поставлены следующие задачи: 
 
1. Уточнить содержание уровня жизни , показать его место в общей системе жизнедеятельности людей с учетом понятий благосостояния и качества жизни. 
 
2. Охарактеризовать основные показатели уровня жизни населения России. 
 
3. Провести анализ уровня жизни в РФ. 
 
4. На основе анализа определить современное состояние уровня жизни населения России. 
 
5. Определить, насколько и как, динамика уровня жизни влияет на сферу обслуживания.

 
Предмет исследования определяется как совокупность экономических отношений, обусловливающих уровень жизни населения.

 Объектом исследования  является уровень жизни населения  и влияющие на него условия  как определенный срез социально-экономических  отношений. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Понятие «уровень жизни».

 

 1.1Уровень жизни населения и его сущность.

 
Уровень жизни — степень удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей людей, обусловленная уровнем развития производства и господствующим общественным строем.2 Но необходимо учитывать, что уровень жизни – это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов. 

Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно- образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др

 
Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства, развития сервисной деятельности как  государственных предприятий так и частных. 

Н.И. Бузляков отмечает: «… в экономической литературе наиболее распространено представление об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил». 
 
Несколько иной подход к пониманию уровня жизни населения определяет И.И. Елисеева: «Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей», «денежная же оценка благ и услуг представляет собой стоимость жизни».  
С моей точки зрения, изложенные подходы к определению понятия уровня жизни вполне правомерны. 
Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и другими, но я считаю, что наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

 
Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потребностей.3 
 
Представляется достаточно обоснованным определение уровня жизни в узком и широком смысле. 
 
В узком понимании - через характеристику уровня потребления населения и степени удовлетворения потребностей (изменение доходов, расходов и потребления населением благ и услуг). Потребность, понимается как необходимость и относится к числу первичных экономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил, побудителей производственно-экономической деятельности. Потребность можно определить как непосредственное выражение необходимости, которая требует своего удовлетворения, благодаря чему выступает исходной причиной деятельности. Привычки, вкусы, наклонности и предпочтения человека влияют на формирование различных потребностей. Это влияние носит субъективный характер. но именно с учетом особенностей в индивидуальном порядке каждого человека развивается сервис и он подразделяеться по всевозможным критериям.

 Но на формирование  потребностей оказывают влияние  не только субъективные факторы. В качестве объективного «раздражителя»  потребностей выступают различные  внешние рычаги, которые могут  быть экономическими, социально-психологическими или организационными. В совокупности они составляют объективные факторы формирования потребностей. 
 
Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей.  Потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и другие. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (материальные) и вторичные (духовные). 
 
При изучении уровня жизни в узком смысле в большинстве случаев речь идет о материальных и важнейших духовных потребностях. 
 
К материальным, как правило, относят потребности в питании, одежде, жилье, предметах быта, транспорте, здоровье и других. К духовным в свою очередь относят потребности в образовании, культурном развитии. Важно подчеркнуть, что практически все потребности имеют материальную основу, то есть требуют материальных затрат, а источником их покрытия является доход. Именно поэтому доход применительно к уровню жизни следует трактовать, как потребность и как источник удовлетворения потребностей. Следует заметить тот факт, что выделенная совокупность потребностей может изменяться в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и природными условиями существования человека - одни потребности исключаются из ряда необходимых, другие, напротив, добавляются к их числу. Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, духовных потребностей. 
 
Таким образом, в узком смысле слова уровень жизни выражается в количестве и в качестве потребляемых человеком благ и услуг, или, иначе – как отношение уровня доходов населения к стоимости жизни. 

В широком понимании уровень жизни представляется через характеристику уровня человеческого развития (состояние здоровья и возможности населения для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения). Другими словами, уровень жизни в данном аспекте рассматривается как совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. 
 
Учитывая, что потребности людей находятся в постоянном изменении и развитии, оценить количественную и качественную сторону уровня жизни весьма сложно. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели уровня жизни. 
 
Показатель - численная характеристика отдельных сторон деятельности. Социально-экономические показатели уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также, с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты уровня жизни населения.  
 
 
Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др. 
 
К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества. 
 
К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др. 
 
Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.) 
 
Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально - квалификайионный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы. 
 
Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки. 
 
К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях. 
 
Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения. 
 
Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения благосостояния населения.  
 
Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и ряд других.  
 
1.3 Задачи изучения уровня жизни.  
 
«Важнейшая зaдачa статистики уровня жизни - выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследований - могут носить либо общий характер, либо частный, связанный, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами. 
 
К задачам изучения уровня жизни относятся также: 
 
- комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей; 
- дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на это изменение; 
- оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка этой основе обобщающих показателей уровня жизни»4.  
Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей. 
Все эти данные позволяют определить доходы населения, состав его денежных доходов и расходов, потребление продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, показатели дифференциации доходов и расходов, эластичность потребления и т.д. 
На основе собранных данных можно составить иерархию потребностей и значимость  определенных услуг  для предоставления их  населению.

Но как уже говорилось, потребности с течением времени меняют свою направленность и соответственно  предприятия должны поспевать за временем и всеми  изменениями. Так как я говорю  о взаимодействии сферы услуг и уровня жизни  в массовом порядке ,то  целесообразно говорить о сфере обслуживания, как о социальной инраструктуре.

Разберем понятие сферы обслуживания  в следующей главе.

Сфера обслуживания :понятие ,особенности.

Сфера обслуживания — это группа отраслей народного хозяйства, которые предоставляют населению различные услуги и организуют процесс потребления духовных и материальных благ. Для современного человека сфера обслуживания является необходимой базой его полноценной жизни.

Услугой в научном смысле называется труд, направленный на удовлетворение потребностей конкретных людей. Именно конкретных — заказчиков, клиентов, покупателей и т.д., а не обезличенной, усредненной массы потребителей, с которой имеет дело, например, легкая промышленность. Сфера обслуживания в связи с этим должна учитывать их индивидуальные особенности, вкусы, интересы.

Социальную инфраструктуру нельзя целиком отнести ни к материальному производству, ни к непроизводственной сфере. Часть ее отраслей, например, общественное питание, пошив и ремонт одежды или обуви, ремонт бытовой техники и др. относится к материальному производству, так как в них создаются или восстанавливаются предметы потребления. Другие отрасли относятся к непроизводственной сфере: народное образование, здравоохранение, культурно-просветительное обслуживание. Некоторые услуги занимают промежуточное положение между материальным производством и- непроизводственной сферой: розничная торговля, услуги личной гигиены (бани, парикмахерские).

По функциональному принципу в составе сферы обслуживания можно выделить следующие группы отраслей:

Жилищно-коммунальное обслуживание.

Розничная торговля.

Общественное питание.

Бытовое обслуживание.

Общее образование (просвещение) и воспитание детей.

Медицинское обслуживание.

Социальное обеспечение.

Обслуживание досуга и отдыха населения.

Культурно-просветительное обслуживание.

Кредитно-страховое обслуживание.

Охрана имущества и прав граждан.

Услуги связи.

Информационное обслуживание.

Пассажирский транспорт.

Важная особенность сферы обслуживания, отличающая ее от других отраслей народного хозяйства, состоит в том, что для оценки ее работы нельзя применять обычные экономические подходы: стремление к получению максимальной прибыли или к снижению затрат на ее развитие. Деятельность сферы обслуживания преследует социальные цели (развитие личности, общества), поэтому к ней должны применяться и социальные критерии: степень удовлетворения тех или иных потребностей, уровень удобства получения услуг и др. Экономическим показателям при ее планировании принадлежит роль ограничителя: исходя из объема имеющихся ресурсов, надо достичь максимального удобства для населения. Многие отрасли обслуживания не могут работать на хозрасчете. Просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, почти все культурно-просветительное обслуживание могут существовать только на дотации государства (т.е. с помощью постоянного вложения государственных средств).

Информация о работе Сервисная деятельность