Система Социальной защиты безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ СУЩНОСТЬ…………...………..……………...……….5
1.1 Причины существования безработицы…………………………..………7
1.2 Виды безработицы………………………..…………………………..……9
1.3 Социально-экономические последствия безработицы………………...10
1.3.1 Экономические последствия безработицы …………………………..10
1.3.2 Социальные последствия безработицы……………………………….11
2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ.............................................13
2.1 Выплата пособий по безработице……………….………………………13
2.2 Временная занятость…………………………...……………….……..…14
2.3 Профессиональная ориентация, профессиональное обучение и переквалификация безработного населения……………………………………..15
2.4 Организация общественных работ……………………………………...16
3 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ.…..………...18
3.1 Причины низкой конкурентоспособности молодежи………………….19
3.2 Комплекс мер социальной защиты молодежи от безработицы……….21
3.2.1 Программа «Молодежная практика»………………………………….22
3.2.2 Организация и проведение ярмарок вакансий………………………..23
3.2.3 Программа «Первое рабочее место»………………………………….24
3.2.4 Молодежные биржи труда…………………………………..……........25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………..................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………….…...28

Вложенные файлы: 1 файл

Система социальной защиты безработных.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

1) На национальном уровне безработица прежде всего:

    1. снижает объем производства валового внутреннего продукта;
    2. уменьшая ВВП, приводит к сокращению налогов;
    3. росту инфляции;
    4. замедляет рост производительности труда;
    5. снижает гибкость рынка;
    6. увеличивает расходы государства по мере ее роста;
    7. в конечном счете может привести к еще большему росту безработицы.

2) На уровне человека безработица:

    1. означает потерю постоянного и регулярно получаемого дохода;
    2. также означает потерю квалификации;
    3. препятствует улучшению условий труда. Она бьет не только по тем, кто непосредственно остался без работы, но и по работающим, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
    4. усиление конкуренции между работниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие места;
    5. позволяют предпринимателям манипулировать высоким уровнем безработицы в своих интересах (например, понизить цену рабочей силы и др.).

1.3.2 Социальные последствия безработицы

 

При оценке последствий  безработицы надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства  людей рассматривается не только источником дохода, но делом чести, гражданской доблести. Следовательно, лишение его возможности трудиться – это еще и большая социальная трагедия. Безработица, снижая доходы семей:

  1. усиливает дифференциацию населения;
  2. способствует росту преступности,
  3. ухудшению здоровья, сокращению продолжительности жизни,
  4. росту алкоголизма,
  5. появлению депрессий, психических расстройств, вплоть до самоубийств;
  6. происходит маргинализация общества (маргинальный статус становится не столько исключением, сколько нормой существования значительного числа людей),
  7. ослабление семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей,
  8. снижение естественного прироста населения,
  9. нарастание социального возмущения и политической нестабильности, что в итоге может привести к социальному взрыву. Это возможно, когда ее уровень превысит допустимый размер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ

 

Ранее не работавшие граждане

Ранее работавшие граждане

Паспорт гражданина РФ или  документ, его заменяющий

Заявление-анкета о предоставлении государственной услуги в поиске подходящей работы

Документ об образовании

Документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию

 

Трудовая книжка

 

Справка о среднем  заработке за последние три месяца по последнему

месту работы

Индивидуальная программа  реабилитации инвалида(для граждан, являющихся инвалидами)




Порядок регистрации безработных граждан утвержден постановлением Правительства от 22.04.1997 г. № 458 . Административный регламент Роструда по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников прописан в приказе Минздравсоцразвития от 03.07.2006 г. № 513. Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов (См. Рисунок 3).

Рисунок 3 - Документы, необходимые для регистрации в службе занятости

 

2.1 Выплата пособий по безработице

 

При расторжении трудового  договора в связи с сокращением  численности или штата либо ликвидацией  организации увольняемому сотруднику, кроме заработной платы и компенсации за неиспользованные отпуска, полагается выплатить дополнительное выходное пособие - сумма материальной помощи на время трудоустройства, выплачиваемая администрацией при увольнении работника без его вины. (См. Таблицу 1).

 

Пособие

Размер пособия

 

 

Основное пособие

 

 

Средний месячный заработок

Не свыше 2 месяцев  со дня увольнения

Для районов Крайнего Севера и 

приравненных к ним  местностей – не свыше 3 месяцев  со дня увольнения

 

 

Пособие на период трудоустройства

Сохраняется средний  месячный заработок на период трудоустройства

(с зачетом выходного  пособия)

В течение 3 месяцев со дня 

увольнения1

Для районов Крайнего Севера и 

приравненных к ним  местностей – в

течение 4–6 месяцев со дня 

увольнения2

Сохраняется средний  месячный заработок на период трудоустройства

(в исключительных  случаях по решению службы  занятости)

Пособие при

досрочном

расторжении

трудового договора

 

Средний заработок работника, исчисленный пропорционально времени,

оставшемуся до истечения  двухмесячного срока предупреждения об увольнении

Пособие работникам,

занятым на сезонных работах

 

Двухнедельный средний  заработок




Таблица 1 - Выходное пособие, положенное сокращаемым либо увольняемым в связи с ликвидацией   организации работникам

 

2.2 Временное трудоустройство

 

Временное трудоустройство является решением проблемы заработка в условиях безработицы. Это временная занятость, на какой либо период времени, начиная от двух недель до 6 месяцев. Для безработного гражданина временная работа - это шанс в дальнейшем получить постоянную работу. С работодателем заключается гражданско-правовой договор (договор подряда), либо срочный трудовой договор на определенный срок, в зависимости от требований заказчика, вида выполняемой работы и от заинтересованности работника. Для заключения договора, обычно, необходимы следующие документы: паспорт, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), карточка пенсионного страхования, фотография. Если у гражданина нет опыта работы – временные работы это находка для него. Работая на временных работах, гражданин приобретет неоценимый опыт, который, возможно даст ему путевку в жизнь.

2.3 Профессиональная ориентация, профессиональное  обучение и переквалификация  безработного населения

 

Одним из направлений  политики в области занятости  населения является профессиональная ориентация граждан.

Основная цель профессиональной ориентации – оказывать содействие гражданам, обращающимся в центр  занятости, в определении подходящего  места работы в соответствии с  их личными интересами, потребностями  работодателей и рынка труда путем:

  1. профессионального информирования и консультирования,
  2. психологической поддержки с целью повышения конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда,
  3. групповых форм работ, направленных на социальную адаптацию к условиям рынка труда (в г. Новосибирске этим занимается Центр занятости населения – «Клуб ищущих работу»).

Прямым продолжением профориентационной работы является профессиональное обучение, переобучение и повышение  квалификации граждан.

Основная цель – повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда посредством широкого спектра образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития спроса на рабочую силу в отраслевом и территориальном разрезе.

Программа профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации безработных граждан  в соответствии со ст. 23 Закона «О занятости» направлена на людей:

  1. не имеющих профессии (специальности),

б) для которых невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации,

в) для которых необходимо изменить профессию (специальность, род  занятий) в связи с отсутствием  работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам,

г) утративших способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляется в образовательных учреждениях  профессионального и дополнительного  образования, учебных центрах органов служб занятости. В Новосибирске это:

а) Новосибирский технологический техникум питания,

б) Профессиональное училище № 62,

в) Профессиональный лицей № 60,

г) Профессиональное училище № 67,

д) НП УКЦ "Экселенс",

е) ГОУ ДПО СИПК "Надежда".

 

2.4 Организация общественных работ

 

Одной из форм трудоустройства  безработных граждан является проведение оплачиваемых общественных работ в  организациях, находящихся в государственной  и муниципальной собственности, и по договорам - в других организациях в целях обеспечения временной занятости. Эта форма трудоустройства служит не только материальной поддержкой, но нередко помогает найти постоянное место работы.

Под общественными работами согласно ст. 24 Закона «О занятости  населения в РФ» понимается трудовая деятельность, имеющая социальную полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Право на участие в  общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Общественные работы организуются для реализации следующих  целей:

  1. удовлетворение потребностей субъектов территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный полезный характер и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития;
  2. предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;
  3. приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;
  4. сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе;
  5. трудовая реабилитация лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности.

В период участия безработных  граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, не получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев, а также работники, высвобождающиеся в результате реорганизации предприятия и т.д.

 

3 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

Последствия социально-экономического кризиса в Российской Федерации наиболее тяжело отразились на условиях жизни и на развитии подрастающего поколения. Резко обострились негативные тенденции, характеризующие положение детей и молодежи в Российской Федерации. Угрожающий характер приобретает рост безработицы среди молодежи. Молодые граждане составляют 39 % от общего числа безработных, в ряде регионов - почти 50 %. Отсев из образовательных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования составляет в настоящее время до 2 миллионов человек.

Невостребованность наиболее профессионально подготовленной части молодых граждан составляет почти 50 %. Государство сегодня не гарантируют обеспечение занятости молодежи, создавая тем самым условия для дестабилизации общества, роста напряженности и криминальных проявлений среди молодежи.

Снижение интеллектуального  потенциала страны, ухудшение положения  молодежи различных возрастных групп  и различной степени профессиональной подготовки, потеря значительной частью молодежи понимания значимости труда  как важнейшей жизненной ценности грозят дальнейшим углублением негативных тенденций в социальной, социально-экономической, и культурной сферах общества.

Именно неработающая молодежь по сравнению с другими  группами безработного населения предрасположена  к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры.

Затруднения с поиском  нового места работы у законопослушных  молодых людей сопровождаются снижением  самооценки, приводят к проблемам  трудовой адаптации, когда работа уже  найдена, деформируют мотивацию  трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы.

Рисунок 4 - Структура занятой молодежи по возрасту и уровню образования в среднем за 2009г. (по данным обследований населения по проблемам занятости, в процентах)

 

Из рисунка 4 видно, что:

  1. с высшим и средним профессиональным образованием женщин работает больше (35,5% и 27,2% соответсвенно), чем мужчин (23,5% и 21,4%);
  2. с начальным, средним общим и основным общим образованием мужчин работает больше (22,3%, 25,4% и 6,7% соответсвенно), чем женщин (14,1%, 19,4% и 3,8%);
  3. городское население в своем большинстве работает имея высшее образовани, когда сельское – среднее общее;
  4. в целом занятая молодежь в возрасте 15-29 лет работают имея высшее и среднее профессиональное образование;
  5. 0,5% молодежи работают, не получив при этом основного общего образования.

Информация о работе Система Социальной защиты безработных