Система высшего образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольно - курсовой работы: проследить процесс развития и становления российской системы высшего образования, и тенденции развития в настоящий момент.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая ккр по образованию.docx

— 59.34 Кб (Скачать файл)

  -Первой ступенью является неполное высшее образование, получение которого позволяет продолжить образование на следующих ступенях.

-Вторая ступень со сроком обучения не менее 4х лет предусматривает получение академической степени бакалавра наук по избранному направлению. Все лица, получившие степень бакалавра наук, могут продолжить образование для получения квалификации или степени, соответствующей третьей ступени.

-Третья ступень высшего образования позволяет приобрести квалификацию инженера по избранной специальности или степень магистра наук по направлению. Квалификация инженера по специальности может быть получена в системе подготовки без получения степени бакалавра. Получая образование в соответствии с программой магистра, каждый обучающийся имеет право одновременно, выполнив требуемые задания и дипломный проект, получить диплом инженера. В остальных случаях обучение, с целью получения диплома при наличии диплома об образовании третьей ступени, рассматривается как получение второго высшего образования и может осуществляться на платной основе. Существенное расширение сети российских вузов и беспрецедентный рост числа студентов за последние 10 лет повлек за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия. На фоне общего демографического спада России в перспективе 15 – 20 лет, и принимая во внимание тот безусловный факт, что, начиная с 2008 г, число выпускников школ сократится в полтора раза, Россия имеет дело с острой проблемой.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Перспективы высшего образования в России

    Проблемы университетского образования, его развития, роли и места университетов в жизни общества с момента появления и до сих пор продолжают оставаться в числе наиболее злободневных. Интерес общества к образованию как обязательному условию построения собственного будущего невероятно значителен, поскольку высшее образование выступает синонимом начала успехов на жизненном пути. На протяжении всей истории существования российского университетского образования предпринимались разнообразные попытки реформирования этой сферы. В целом они имели нацеленность на расширение и углубление образованности населения Российской империи. Особо в ряду этих реформ выделяется попытка «освобождения» образования 60-70-х годов. Но все эти новации имели весьма ограниченный характер и периодически прерывались политической реакцией, связанной с ростом революционного движения в России.

    Начало XX века - переломный момент в истории России. Страна жила пониманием необходимости системных перемен, но вот каких конкретно, в каком направлении эти изменения должны осуществляться, на какие ценности, идеалы ориентироваться, единой позиции так и не сложилось. Это целиком и полностью проявилось в жизнедеятельности отечественной системы образования. С одной стороны, в этот период мы наблюдаем бурное развитие философской, педагогической мысли, а с другой - неспособность консервативной политической системы к плодотворному, сущностному взаимодействию с передовыми достижениями российской и мировой науки, к модернизации на основе смены общественных идеалов в соответствии с новыми интересами и потребностями общества. Развитию образования в социалистическом государстве способствовало официально признание властей таких ценности как коллективизм, идеологичность, массовость. В первых советских Конституциях было зафиксировано право всех граждан на всестороннее и бесплатное образование. Массовость, обязательность обучения - важнейшие достижения советской школы, закрепленные, регулярно подтверждаемые и развиваемые нормативными документами.

   Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов XX века оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться само выживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.8

     Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В развитых странах этот показатель составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения.

   Большинство современных авторов считают, что роль университетов должна возрастать, что только университетская фундаментальная подготовка дает их воспитанникам возможность более быстро и безболезненно приспосабливаться к непрерывно меняющимся потребностям общества. Определение места и роли высшего образования в системе общественного воспроизводства в современных условиях целесообразно и эффективно на основе понимания в качестве триединства - как экономического фактора, как условия адаптации людей к внешней среде и как социальной ценности. Высшее образование как экономический ресурс, т.е. как фактор производства, рассматриваем посредством двух логических цепочек: «образование - наука - производство» и «образование - человеческий капитал - производство».

   Первая цепочка «образование - наука - производство» прямо показывает, что непосредственной производительной силой является наука, но более целесообразно рассмотреть связку «образование - наука», трактуя эту связку как непосредственную производительную силу.

   Выделим три момента: 1) научные исследования и разработки, которые доведены до необходимых кондиций, предлагаются народному хозяйству (интеграция высшего образования и НИОКР); 2) вузы поставляют в сферу НИОКР специалистов и управленцев. Образование - как фактор развития НИОКР; 3) хорошо подготовленные кадры, их состав, структура, инновационность от этого зависят успехи науки и степень технологического применения достижений НИОКР к производству, масштабы и темпы отдачи науки в народном хозяйстве.

   Другая логическая цепочка «образование - человеческий капитал- производство» дает возможность показать образование в качестве экономического ресурса, действующего через категорию человеческого капитала. Высшее образование как условие адаптации людей к внешней среде рассмотрим через две логические цепочки: «образование - человеческий капитал - производство» и «образование - личность - общество». Первую цепочку «образование - человеческий капитал - производство» можно истолковать, как ориентация людей на постоянное повышение своего профессионально-квалификационного уровня с учетом самообразования. Что касается второй цепочке «образование - личность - общество» возрастающую значимость высшего образования как самоценности, что неразрывно связано с цивилизационными основами нынешнего общества и что находится в полном соответствии с идеями постиндустриализма.9

   Высшее образование как самоценность обеспечивает реализацию таких потребностей человека, как самореализация, самоуважение, но в то же время при наличии у человека необходимых нравственных принципов вузовское образование дает возможность человеку получить соответствующее признание в коллективе и обществе. В данном случае образование как самоценность надлежит рассматривать не только в смысле развития человеческой личности, но и как момент адаптации, а также как экономический ресурс. Высшее образование как социальную ценность рассматриваем через самостоятельный анализ цепочки «образование - личность - общество». Во-первых, человек, обучаясь в вузе, формируется не только как специалист, но и как личность. Во-вторых, о необходимости формирования специалиста как гражданина, т.е. как социально ответственной личности. И, в-третьих, люди не только трудятся, но и кооперируются по интересам (различные любительские общества и пр.), т.е. взаимодействуют друг с другом как личности. Это выступает как условие нормальной жизнедеятельности и внутренней душевной комфортности. Высшее образование в сочетании с необходимыми морально-этическими качествами формирует человека как социально самодостаточного. Это предполагает, что человек выступает как некая самоцель общественного развития. Выгоды и преимущества, которые получает индивид, выступающий как носитель высшего профессионального образования. Но в то же время высказывания по этому вопросу не носят систематизированного характера, приобретаемые человеком выгоды теоретически не сведены в пучок полезностей.

   Выгоды и преимущества высшего образования, приобретаемые индивидом, можно свести в следующие группы:

-индивид приобретает в ходе трудовой деятельности (престижная работа, благоприятные условия труда, повышенная заработная плата, возможности карьерного роста, авторитет в коллективе);

-повышенная адаптационность, наличие приспосабливаться к меняющейся внешней среде, свойство мобильности рабочей силы, повышенная конкурентоспособностью на рынке труда, возрастание позитива в общении с другими людьми, при этом не только по работе, но и в иной обстановке;

-развитие человека как личности, при этом люди осуществляют свои наиболее высокие потребности, связанные с самореализацией и с необходимостью обеспечения признания со стороны общества.

   В итоге можно сказать, что развитие системы высшего профессионального образования в настоящее время определяется целым комплексом условий. Выделим некоторые из них. Это рост общественной востребованности высшего образования в мире вообще, и в России в частности; последствия длительного недофинансирования высшей школы со стороны государства; отставание материальной базы вузов от мирового уровня и требований качественного образования и др.

Заключение

Высшее образование в Российской Федерации - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Образование в Российской Федерации - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Структура образовательной  системы РФ состоит из двух основных звеньев - общеобразовательного образования  и профессионального. Оба звена  государство финансирует за счет средств федерального (20%), регионального  и местного бюджетов (80%). Также финансирование производится на добровольной основе - спонсорами, родителями и т.д.

Построение современной  системы управления качеством образования  неразрывно связано с изменением существующего содержания образования  и образовательных технологий. Место  предметных знаний и предметной обученности  должны занять ключевые компетенции. Усвоение школьных предметов перестает быть единственной и главной целью  обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аврус А.И. История российских университетов. Очерки. М., 2001г.-350с.

 

  1. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. – М., 2004-350с.
  2. Гуртов, В.А, Финансирование системы образования - М.: Издательский дом «Ажур», - 2010. -400с.
  3. Жуков, Н.М. Канаев. – Социология образования. Москва, ЭКМОС, 2000- 356с.
  4. Зинченко Г.П., Учебное пособие для вузов - Высшее образование. Феникс, 2004 - 388 с.
  5. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце ХIХ — начале ХХ века. М., 2001г.-289с.
  6. Каюмов Р. А. Образование и человеческое развитие. М.: ТЕИС., 2008. - 213 с.

 

  1. Кукушкина Е.И, Образование в России - М.: Просвещение и наука, 2008. - 122 с.
  2. Куров С.В. Образование и гражданское право: Учеб. пособие. – М.: «Готика», 2004.-345с.
  3. Маневич Л.А. Двухуровневая система высшего образования: за и против - М.: Просвещение, 2008. – 250с.
  4. Новое качество высшего образования в современной России Коллективная монография // Под науч. ред. Н.А.Селезневой и А.И.Субетто. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2005 — 258с.
  5. Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине Х1Х века. Формирование системы университетского образования. Кн. 1 и 2, ч. 1 и 2. М., 2004г.- 156c.

1 Зинченко Г.П., Учебное пособие для вузов - Высшее образование. Феникс, 2004 – 103с.

2 Зинченко Г.П., Учебное пособие для вузов - Высшее образование. Феникс, 2004 – 104-106с.

3 Кукушкина Е.И, Образование в России - М.: Просвещение и наука, 2008. - 122 с.

4 Кукушкина Е.И, Образование в России - М.: Просвещение и наука, 2008. – 123-124 с.

5 Каюмов Р. А. Образование и человеческое развитие. М.: ТЕИС., 2008. - 213 с.

6 Кукушкина Е.И, Образование в России - М.: Просвещение и наука, 2008. - 122 с.

7 Жуков, Н.М. Канаев. – Социология образования. Москва, ЭКМОС, 2000- 112-113с.

8 Маневич Л.А. Двухуровневая система высшего образования: за и против - М.: Просвещение, 2008. – 135с.

9 Новое качество высшего образования в современной России Коллективная монография // Под науч.ред. Н.А.Селезневой и А.И.Субетто. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2005 — с.199.

 


Информация о работе Система высшего образования в России