Система социального партнёрства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами[1], интересы работодателей - союзами предпринимателей[2].

Вложенные файлы: 1 файл

соц партнерство.docx

— 44.64 Кб (Скачать файл)

Поэтому предприниматели  стремятся в своих отношениях, скажем, с профсоюзами проводить  согласованную политику по вопросам оплаты условий труда, занятости, социальным гарантиям и т.д. Тем самым диалог между двумя социальными партнерами — профсоюзами трудящихся и объединениями  предпринимателей — может стать  важным инструментом в регуляции  трудовых отношений.

У партнеров объективно существует различие в целях и  позициях, которое на первый взгляд кажется непреодолимым: у предпринимателей — получить максимальную прибыль, у  рабочих — большую оплату труда. Однако обе стороны вовлечены  в единый процесс, находятся во взаимодействии и не могут существовать друг без  друга.

Работодатель и  работник одинаково заинтересованы в получении прибыли: первый —  в виде дохода, второй — в форме  заработной платы. Неодинаков, однако, социальный подтекст поведения каждой из сторон. Если работодатель при любой  форме собственности (частной, коллективной, государственной) стремится присвоить  себе неоплаченный труд работника, то задача профсоюза — не допустить, чтобы работодатель утаил от дележа соответствующую долю прибыли, предназначенную  для заработной платы. Профсоюз обязан добиваться, чтобы уровень зарплаты обеспечивал как минимум простое  воспроизводство рабочей силы, был  связан с результатами труда и  выполнял стимулирующую функцию.

Важнейшими задачами предпринимательства в области  формирования социального партнерства  в настоящее время являются:

• содействовать  образованию национальных, региональных и отраслевых ассоциаций как социальных партнеров на разных уровнях;

• определить уровень  представительной ассоциации предпринимателей;

• законодательно установить права и полномочия предпринимательских  объединений в системе социального  партнерства, разграничив с правами  и полномочиями профсоюзов и государства;

• очертить рамки  ответственности и возможных  санкций за нарушение принципов  социального партнерства и заключенных  соглашений.

Практическое осуществление  предпринимательства на эффективном  уровне возможно лишь при наличии  определенной предпринимательской  среды, под которой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений и соответствующая личная свобода предпринимателя, позволяющая ему принять такое решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и прибыльным для него. Базовым свойством предпринимательства является экономическая свобода хозяйствующего субъекта, т.е. наличие у него определенной совокупности прав, гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы активности, методов ее осуществления, использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью. При этом ограничениями могут выступать лишь «общие правила игры» — добровольное выполнение взятых на себя договорных обязательств, непосягательство на чужую собственность и соблюдение законов, действующих в государстве.

 

8 Государство является и важнейшим субъектом социального партнерства.

Каким быть социальному  партнерству в России, во многом зависит от того, какое государство мы строим. Это может быть государство с выхолощенной социальной сферой и социально-ориентированное.

Как показывает всемирный  опыт, ныне возможны две основные модели государства с различными их модификациями. Первая — так называемаялиберальная (монетаристская) модель. Она основывается на отрицании государственной собственности и соответственно абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель построена на принципе самовыживания, формирования личности - независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий («если ты живешь бедно, то ты сам в этом и виноват»).

Вторая модель — социально-ориентированная. Она покоится иа свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства. Социально-ориентированное государство берет на себя Целый ряд общенациональных функций, например, в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения. Оно в большей степени защищает человека.

К первой модели ближе  всего государство в США. В  России эта модель настойчиво внедрялась последние 10 лет.

Вторая модель характерна в основном для европейских и особенно для скандинавских стран, а также Израиля, Канады. Эту же парадигму развития выбрали Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока. Хотя, строго говоря, нигде в чистом виде ни одна из названных моделей не существует.

Наиболее концентрированное  выражение социально-ориентированная  модель развития государства получила в таком понятии, как «социальное государство». Это понятие появилось в Конституциях западных стран (ФРГ, Италии, Франции и др.) после Второй мировой войны. В конституционном порядке была признана социальная ответственность государства перед своими гражданами и в первую очередь перед малоимущими слоями населения, неквалифицированными рабочими, безработными, пенсионерами, инвалидами, детьми и т.д.

Идея «социального государства» заложена и в Конституции  Российской Федерации, где установлено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Идея «социального государства» в Конституции РФ лишь зафиксирована. Предстоит еще много  сделать для практической реализации этой идеи.

Социальным можно  считать лишь то государство, где  соблюдаются следующие права  и гарантии:

• право на свободу  человека;

• право на свободную  реализацию трудового и интеллектуального  потенциала, с тем чтобы каждый гражданин смог обеспечить себе и  своей семье материальное благополучие;

• гарантии в проведении при любых системах и структурных  преобразованиях в обществе сильной, последовательной социальной политики, ориентированной на максимально  возможные инвестиции «в человека»: на достижение высоких жизненных  стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

• гарантии создания благоприятных условий для реального  участия основных производительных сил общества в выработке и  социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

• права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи  — основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан  и прежде всего молодежи; на бережное отношение к наследию предков  и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций;

• права и гарантии, признающие и реализующие систему  социального партнерства в качестве основного механизма Достижения общественного согласия, баланса  интересов работника, работодателя, государства при регулировании  социально-экономических и трудовых соглашений[61].

Социальное государство  имеет прямое отношение к социальному  партнерству. Социальное партнерство  и предусматривает социально-ориентированную  политику, проводимую государством.

Социальная ответственность  государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших  социальных функций:

• корректирует стихийные  процессы поляризации богатств, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла  допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев — в этом состоит существенное значение социального государства;

• определяет прожиточный  минимум, который реализует через  установленные законы о минимальных  размерах заработной платы, пенсий, пособий  по безработице;

• обеспечивает гражданам  определенный комплект бесплатных услуг  в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности  к культурным благам;

• создает минимально необходимые условия для социального  страхования[62].

Место государства  в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями  и регулирующей ролью. Государство  в социальном партнерстве выступает  в трех ипостасях: собственника, законодателя и арбитра (посредника).

Государство было и  продолжает оставаться крупным (доминирующим) собственником и работодателем. На долю государственной собственности  ныне приходится более 30% собственности  России. Приватизация собственности  будет изменять ситуацию, однако необходима не только формальная смена собственника, но и реальная перестройка экономических  отношений и стереотипов поведения.

В условиях социального  партнерства роль государства заключается, в частности, в разработке соответствующего трудового и социального законодательства. В настоящее время правовая база социального партнерства в России слаба. Принятие закона о коллективных договорах, президентских указов о  социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов), о создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и других знаменует  собой лишь первые шаги к правовому  регулированию социально-трудовых отношений на принципах социального  партнерства. Прежде всего, следует  закрепить принципы социального  партнерства как один из конституционных  принципов создаваемого правового, социального государства.

Для успеха социального  партнерства в России принципиально  важно:

• определиться со стратегией государственного строительства, уточнить тип общества, который избирает Россия: социально-правовое государство, гражданское общество с эффективной  социальной рыночной экономикой или  государство и общество, где социальные интересы одного из партнеров могут  стать жертвой капитализма ранней модели;

• закрепить принципы социального партнерства в Конституции  РФ как одни из ключевых принципов  социального государства и создаваемого гражданского общества;

• зафиксировать  в Конституции наряду с политическими  также социально-экономические права, имеющие основополагающее значение для формирования социального партнерства;

• вывести социальное партнерство из сферы политики противоборства; оно не должно быть заложником каких-либо политических сил в их играх.


Информация о работе Система социального партнёрства