Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:18, контрольная работа
Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами[1], интересы работодателей - союзами предпринимателей[2].
Поэтому предприниматели
стремятся в своих отношениях,
скажем, с профсоюзами проводить
согласованную политику по вопросам
оплаты условий труда, занятости, социальным
гарантиям и т.д. Тем самым диалог
между двумя социальными
У партнеров объективно существует различие в целях и позициях, которое на первый взгляд кажется непреодолимым: у предпринимателей — получить максимальную прибыль, у рабочих — большую оплату труда. Однако обе стороны вовлечены в единый процесс, находятся во взаимодействии и не могут существовать друг без друга.
Работодатель и
работник одинаково заинтересованы
в получении прибыли: первый —
в виде дохода, второй — в форме
заработной платы. Неодинаков, однако,
социальный подтекст поведения каждой
из сторон. Если работодатель при любой
форме собственности (частной, коллективной,
государственной) стремится присвоить
себе неоплаченный труд работника, то
задача профсоюза — не допустить,
чтобы работодатель утаил от дележа
соответствующую долю прибыли, предназначенную
для заработной платы. Профсоюз обязан
добиваться, чтобы уровень зарплаты
обеспечивал как минимум
Важнейшими задачами предпринимательства в области формирования социального партнерства в настоящее время являются:
• содействовать образованию национальных, региональных и отраслевых ассоциаций как социальных партнеров на разных уровнях;
• определить уровень представительной ассоциации предпринимателей;
• законодательно
установить права и полномочия предпринимательских
объединений в системе
• очертить рамки
ответственности и возможных
санкций за нарушение принципов
социального партнерства и
Практическое осуществление предпринимательства на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной предпринимательской среды, под которой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений и соответствующая личная свобода предпринимателя, позволяющая ему принять такое решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и прибыльным для него. Базовым свойством предпринимательства является экономическая свобода хозяйствующего субъекта, т.е. наличие у него определенной совокупности прав, гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы активности, методов ее осуществления, использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью. При этом ограничениями могут выступать лишь «общие правила игры» — добровольное выполнение взятых на себя договорных обязательств, непосягательство на чужую собственность и соблюдение законов, действующих в государстве.
8 Государство является и важнейшим субъектом социального партнерства.
Каким быть социальному партнерству в России, во многом зависит от того, какое государство мы строим. Это может быть государство с выхолощенной социальной сферой и социально-ориентированное.
Как показывает всемирный опыт, ныне возможны две основные модели государства с различными их модификациями. Первая — так называемаялиберальная (монетаристская) модель. Она основывается на отрицании государственной собственности и соответственно абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель построена на принципе самовыживания, формирования личности - независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий («если ты живешь бедно, то ты сам в этом и виноват»).
Вторая модель — социально-ориентированная. О
К первой модели ближе всего государство в США. В России эта модель настойчиво внедрялась последние 10 лет.
Вторая модель характерна в основном для европейских и особенно для скандинавских стран, а также Израиля, Канады. Эту же парадигму развития выбрали Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока. Хотя, строго говоря, нигде в чистом виде ни одна из названных моделей не существует.
Наиболее концентрированное
выражение социально-
Идея «социального государства» заложена и в Конституции Российской Федерации, где установлено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
Идея «социального государства» в Конституции РФ лишь зафиксирована. Предстоит еще много сделать для практической реализации этой идеи.
Социальным можно считать лишь то государство, где соблюдаются следующие права и гарантии:
• право на свободу человека;
• право на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала, с тем чтобы каждый гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
• гарантии в проведении при любых системах и структурных преобразованиях в обществе сильной, последовательной социальной политики, ориентированной на максимально возможные инвестиции «в человека»: на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;
• гарантии создания
благоприятных условий для
• права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи — основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и прежде всего молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций;
• права и гарантии,
признающие и реализующие систему
социального партнерства в
Социальное государство
имеет прямое отношение к социальному
партнерству. Социальное партнерство
и предусматривает социально-
Социальная ответственность
государства проявляется в том,
что оно выполняет ряд
• корректирует стихийные процессы поляризации богатств, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев — в этом состоит существенное значение социального государства;
• определяет прожиточный минимум, который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;
• обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;
• создает минимально
необходимые условия для
Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Государство в социальном партнерстве выступает в трех ипостасях: собственника, законодателя и арбитра (посредника).
Государство было и
продолжает оставаться крупным (доминирующим)
собственником и работодателем.
На долю государственной собственности
ныне приходится более 30% собственности
России. Приватизация собственности
будет изменять ситуацию, однако необходима
не только формальная смена собственника,
но и реальная перестройка экономических
отношений и стереотипов
В условиях социального
партнерства роль государства заключается,
в частности, в разработке соответствующего
трудового и социального
Для успеха социального партнерства в России принципиально важно:
• определиться со
стратегией государственного строительства,
уточнить тип общества, который избирает
Россия: социально-правовое государство,
гражданское общество с эффективной
социальной рыночной экономикой или
государство и общество, где социальные
интересы одного из партнеров могут
стать жертвой капитализма
• закрепить принципы
социального партнерства в
• зафиксировать
в Конституции наряду с политическими
также социально-экономические
• вывести социальное партнерство из сферы политики противоборства; оно не должно быть заложником каких-либо политических сил в их играх.