Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:26, контрольная работа
Цель курсовой работы – раскрыть роль системы социальной защиты государства в развитии современного общества.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: выявить причины появления социальной защиты; изучить понятие социальной защиты и социальной экономики; рассмотреть основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы; рассмотреть организацию экономической деятельности социальных служб; показать роль социальной защиты в развитии общества.
ведение
I. Понятие социальной защиты в рыночной экономике
1.1. Понятие социальной экономики
1.2. Причины появления социальной защиты
1.3. Понятие социальной защиты в условиях рынка
II. Основные меры по повышению доходов населения
2.1. Социальная помощь
2.3. Организационно-экономические основы социальной защиты в условиях рынка
2. 4. Организация экономической деятельности социальных служб
Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института.
В принятой в 1997 г. Правительством РФ Программе социальных реформ на 1997-2000 гг. понятие «социальной защиты» сводится лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.6 Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института. Дальнейшее целенаправленное развитие института социальной защиты в России требует определенной систематизации его категорий, понятий, терминов, без которой развитие этого института будет стихийным. В настоящее время институт социальной защиты характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм и в общем виде может быть представлен в виде таблицы (см. табл. 1).17
Таблица 1 «Виды и организационно-правовые формы социальной защиты»
Виды социальной защиты |
Организационно-правовые формы социальной защиты | ||||
Социальное страхование |
Социальная помощь |
Государственное обеспечение |
Обязательные накопления |
Частные формы | |
Болезнь (мед. помощь и обеспечение во временной нетрудоспособности) |
|||||
Старость |
|||||
Инвалидность |
|||||
Смерть кормильца |
|||||
Материнство |
|||||
Содержание семьи |
|||||
Безработица |
|||||
Несчастные случаи на производстве |
Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).
Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер. Одной из государственно-правовых форм социальной защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения - финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.
Государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет ограниченные масштабы применения. Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое используется в большинстве стран с рыночной экономикой. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования. Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых в равных долях. В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования. Другие формы социальной защиты это провидентные фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств (существуют в отдельных странах - Азии и Африки).8
Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других. Социальная защита как категория национальной экономики социально ориентированного рыночного типа предполагает единство и взаимосвязь экономического, социального, правового, политического, организационного аспектов.9 Социальная защита - это обязанность не только государства, это функция предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений граждан (н-р, профсоюзы), обществ потребителей, вкладчиков, ветеранов войны и труда и т.д; функция органов, действующих от лица государства, таких, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и др.; функция самих граждан, призванных реализовать свои конституционные права и обязанности. Сложность национальной системы социальной защиты заключается в том, что приходится сводить в единое целое все уровни выполнения защитных функций: - межстрановый (межгосударственный) - федеральный (РФ) - региональный (субъекты Федерации) - межрегиональный (федеральные округа) – отраслевой – межотраслевой - конкретных организационно-правовых структур хозяйствования - общественных организаций и объединений граждан - личностный.
Национальная система социальной защиты включает подсистемы социальной защиты: - работающих в производственной и непроизводственной сферах экономики; - безработных; - молодежи; - пенсионеров и инвалидов; - военнослужащих всех родов войск; - малообеспеченных и малоимущих членов общества и т.д. Вышеназванные подсистемы имеют свои цели, задачи, формы и методы, свою организационную специфику и источники финансирования.
Таким образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
II. Основные меры по повышению доходов населения
2.1. Социальная помощь
Социальная помощь - это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей. Социальная помощь бывает материальной, физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и др.
Это помощь имеет строгий адресат и может быть предоставлена в виде социального пособия, субсидии, компенсации или жизненно необходимых товаров.10
Основные понятия:
Социальное пособие - это предоставление гражданам конкретной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов на безвозмездной основе;
Субсидия - это оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг, имеющую целевое назначение;
Компенсация - это возмещение гражданам произведенных ими расходов, которые установлены в законодательстве.
Социальная помощь может выражаться как в виде денежной выплаты (пособия, субсидии, компенсации), так и в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другое). Установленные виды социальной помощи являются дополнительными гарантиями. Это означает, что ФЗ «О государственной социальной помощи» не отменяет действующие законодательные акты, предоставляющие социальные льготы, гарантии и другие виды выплат. Источниками оказания государственной помощи могут быть средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Среди получателей помощи можно выделить малоимущие семьи, а также малоимущие одиноко проживающие граждане, у которых по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе.
Социальную помощь могут оказывать единовременно либо же на период не меньше трёх месяцев. Размер этой помощи зависит от суммы доходов ее получателей: определяется в пределах разницы между суммой величин прожиточного минимума и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Для того чтобы получить социальную помощь, нужно обратиться с письменным заявлением в органы социальной защиты населения по месту жительства от себя лично (для одиноко проживающих) или от имени своей семьи. В заявлении необходимо указать сведения о составе семьи, доходах и имуществе, которое принадлежит им на праве собственности. Письменное уведомление о назначении или отказе должно быть направлено заявителю в течение 10 дней после его обращения. В случае проведения дополнительной проверки сведений ответ должен быть дан не позднее 30 дней после подачи заявления.11 Следовательно, механизм обеспечения адресной государственной социальной помощью полностью будет зависеть от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, занятости населения. У регионов появилась возможность сконцентрировать средства на защите наиболее социально уязвимых групп населения, материальной поддержке экономически не самостоятельных домохозяйств. Таким образом, социальная помощь предоставляется на основе принципа адресности за счет средств субъектов РФ.
Льготы – это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. Социальные льготы - предоставленные отдельным категориям граждан преимущества в пользовании общественными фондами потребления, частичное освобождение от выполнения установленных законом норм или облегчение условий их выполнения.12 Льготы выполняют важные социальные функции:
1. средство достижения
социального равенства в
2. способ поощрения
граждан за особые заслуги
перед государством и
3. компенсация за особые
условия деятельности в интерес
4. средство стимулирования видов деятельности (для совмещающих работу с обучением и др.).
Основой для получения социальных льгот являются Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, инструкции и другие нормативные акты. От уровня принятия нормативного акта зависит и финансовое обеспечение предоставления льгот. Основными федеральными законами, в соответствии с которыми льготные категории граждан имеют на них право, являются: «О социальной защите инвалидов в РФ»; «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; «О дополнительных гарантиях детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»; «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; «О ветеранах» и другие.
Законодательные акты устанавливают
определенные льготы и определяют категории населения, на которые
распространяются льготы: 1. инвалиды (взрослые
и дети); 2. участники Великой Отечественной
войны и других боевых действий, члены
их семей; 3. ветераны труда; 4. граждане,
награжденные государственными наградами;
5. граждане, подвергшиеся воздействию
радиации; 6. бывшие несовершеннолетние
узники фашизма; 7. реабилитированные граждане
и их родственники; 8. многодетные семьи;
9. дети.13
Кроме перечисленных категорий граждан, право на получение льгот имеют военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, сотрудники органов ФСБ, таможни, налоговой полиции, милиции и другие.14
Большинство льгот предоставляется по категориальному принципу (н-р, дети первых двух лет жизни имеют право на получение бесплатных специальных молочных продуктов, а дети до трех лет должны получать бесплатно лекарства по рецептам врача). В числе льготников можно увидеть и такую категорию как социальные работники. Согласно закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», социальные работники, которые работают в муниципальных или же государственных учреждениях социального обслуживания населения, имеют следующие права: на бесплатный профилактический осмотр, а также обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение; повышение квалификации за счет работодателя; при проживании в сельской местности бесплатное получение жилищно-коммунальных услуг и жилой площади. Социальных работников должны обеспечить специальной одеждой, обувью или компенсировать затраты на их приобретение; при выполнении обязанностей их должны вне очереди обслуживать; они имеют право на первоочередную установку квартирного телефона, на бесплатный проезд на транспорте общего пользования.15
Социальные льготы для различных категорий населения предоставляются в сфере занятости и трудовых отношений, в сфере социального обеспечения и обслуживания, льготного налогообложения. (н-р, льгота по уплате подоходного налога, на налог с недвижимости, земельного налога). Согласно российскому законодательству, льготы предоставляются 2/3 населения страны.16
Система социальных льгот
построена на уравнительных принципах.
В условиях осуществления рыночных
реформ система оказалась неэффективно
Система социальной защиты включает в себя социальные гарантии, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование. Согласно ст.39 Конституции РФ, каждый гражданин имеет гарантии на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, а также для воспитания детей.
К основным видам социального обеспечения относятся: пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и т.д.; пенсии по старости, инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии; содержание и обслуживание детей, а также престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях; медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь и другие. Следовательно, социальное обеспечение представляет собой систему мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. Сегодня отмечается тенденция роста численности престарелых и инвалидов, что требует изменения социальной политики в отношении наиболее уязвимых категорий населения.17 В связи с переходом к рыночной экономике назрела необходимость введения страховых механизмов (страховых взносов) и понятия социального риска. Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным причинам. Речь идет об одной из форм социального обеспечения – о социальном страховании, которое представляет собой систему мер по созданию особых денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов субъектов страхования. В нашей стране социальное страхование является государственным и обязательным. Система социального обеспечения объединяет: пенсионное обеспечение, государственное (обязательное) социальное страхование, обязательное медицинское страхование.18
Информация о работе Система социальной защиты в условиях рынка