Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:35, творческая работа
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин (социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную ориентацию, будет возрастать.
А игра как раз
и характеризуется
Здесь человек выступает свободным от природной зависимости и способным самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо принудительности. Важная характеристика игры состоит в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Прелести игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.
Социально-ориентированное
поведение – досуговое
Неформальное досуговое общение является основным способом приобщения к культурной деятельности, формированию личности, ее социализации в разных сферах жизнедеятельности. Это общение происходит не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Такие клубные объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными количествами (хореографическими, театральными и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально-насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В качестве характерных признаков таких клубов можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности, общественную направленность деятельности, слияние интересов личностных , общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями.
В организационном плане к таким объединениям тяготеют «салоны», гостиные, клубы с фиксированным социально-демографическим составом. Учитывая усиливающееся социальное расслоение общества, можно утверждать, что значение таких объединений будет возрастать.
Культурно-ориентированное поведение – доминирует ориентация на приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговых занятий. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы являются рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа новых учебных образований, создаваемых в клубе, являющихся «детищем перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования, бизнеса, стенографии и т.д.
Демократизация общественной жизни отразилась и в усилении ориентации на самостоятельный выбор досуговых занятий, стремления освоить новые технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления».
Такой вид досуговой активности присущ людям, желающим в совершенстве овладеть определенным определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г.Переславля имеет шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой, комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный экзамен. И только после этого он может считаться моряком.
Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового дизайна и т.д. Для их членов читают лекции специалисты, проводятся практические занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности.
Наиболее типичное
воплощение этой тенденции представлено
в детско-подростковой художественной
самодеятельности, краеведении, фольклоре,
центрах эстетического
Кроме типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности предмета занятий в ней представлены формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион, другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговой активности.
Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета досуговой деятельности порождает следующие сочетания:
Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.
Рекреационно-ориентированное
поисковое поведение –
Социально-ориентированное целевое поведение – запланированный заранее социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.
Социально-ориентированное
поисковое поведение –
Культурно-ориентированное целевое поведение – посещение заранее выбранной культурной программы.
Культурно-ориентированное
поисковое поведение –
Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов ориентаций (их получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку «целевое-поисковое» поведение).
Пока же ограничимся данным перечнем как исходной типологией досугового поведения, позволяющей оценить типологию развития «клуба-общности», которая может применяться в культурно-досуговых учреждениях:
Таблица № 4
Тип досугового поведения |
Тип клуба-общности |
Соответствующий тип клуба-учреждения |
1.Рекреационно-ориентированное целевое поведение |
Подростковые клубы- общности с развлекательной направленностью; любители какого-либо вида развлечений в группе; -оздоровительный клуб и т.д. |
Клубное учреждение
с доминированием одного вида или
родственных видов |
2.Рекреационно- ориентированное поисковое поведение |
Временный игровой коллектив, возникающий в процессе посещения рекреационной развлекательной программы (например, команды участников игры) |
Клубное учреждение с набором различных видов рекреационных услуг (например, клуб-кафе, развлекательный центр, “кабаре” и т.д.) |
3.Социально- ориентированное целевое поведение |
Социально-ориентиро-ванные клубы-общности, оформленные организационно (членство, программа, правовой статус) |
Клубное учреждение, ориентированное на однородный по какому-либо социально демографическому признаку состав посетителей (по полу, возрасту, национальности, социальному положению, религиозному признаку) |
4.Социально- ориентированное поисковое поведение |
Социально-ориентиро-ванные клубы-общности, не оформленные организационо (объединенные, в основном, по образу жизни и социальным проблемам. (Например: «лимитчики» в городе) |
Клубные учреждение, ориентированное на взаимодействие разных социально-демографических групп для решения общей социальной проблемы (например, клубы знакомств) |
5.Культурно- ориентированное целевое поведение |
-Коллектив самодеятельного творчества; -постоянная
аудитория просветительных, |
Клубное учреждение как система кружков, студий, курсов |
6.Культурно- ориентированное поисковое поведение |
- дискуссионный клуб; - «Клуб интересных встреч” |
Клуб как система кружков, студий, курсов |
Анализ деятельности культурно-досугового учреждения показывает, что в практике наименее распространены поисковые досуговые программ.
Между тем, значительная часть населения ориентирована в первую очередь на них. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе культурно-досугового учреждения, создавая многоступенчатую систему клубного обслуживания по двум основаниям: от рекреации через социальную к культурной активности и от поисковых к целевым формам досугового поведения. При этом вовсе не обязательно, чтобы каждый посетитель прошел все этапы (для некоторых достаточно и разового участия в отдельных типах досуговых программ).
Важно, чтобы
все эти возможности были представлены
в одном или ином регионе, городе,
селе, обеспечивая сохранение демократических
начал в организации культурно-
Нельзя не отметить, что некоторые развитые любительские объединения предоставляют своим членам одновременно все виды досугового поведения, представленные в таблице. Но, к сожалению, они часто могут благополучно существовать и вне клубных учреждений, а также являются достаточно уникальным явлением, если соответствуют своему названию. Необходимо наличие разветвленной клубной сети, предполагающей специализацию входящих в нее учреждений в зависимости от характера социокультурных ориентаций местных жителей.
В зависимости от местных условий возможно и объединение различных типов клубов-учреждений в единые культурно-досуговые центры, комплексы. Предположенная же типология не претендует на всеобщий норматив, является скорее выражением некоторых общих тенденций культурно-досуговой деятельности.
Подводя итог в рассмотрении основных функций и характеристик современных культурно-досуговых центров, еще раз отметим, что они выступают как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. И постоянно должны заботится о качественном улучшении содержания и форм своей деятельности. Для того чтобы этого достигнуть необходимо отказаться от заорганизованности однообразия и шаблонности культурно-досуговых форм. В основу деятельности положить структуру и характер запросов молодежи. А также постоянно стремиться разрабатывать и включать в практику новые, нетрадиционные и нестандартные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодых людей. Отсутствие этих форм во многих культурно-досуговых центрах отрицательно сказывается на их престиже у населения.
Глава 2 Анализ деятельности культурно – досуговых центров по организации досуга молодежи
2.2. Содержание деятельности ООО «Культурный центр» по организации досуга молодежи.
Культурно-досуговой центр только тогда привлекает людей, вызывают у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, привлекательны и доступны. Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга.
Примером такого
учреждения культуры является ООО «Культурный
центр» города Переславля-Залесского
Ярославской области, открывшийся
в феврале 1989 года. Он был создан
для более полного удовлетворен
Культурный центр - это новое современное здание включает в себя два прекрасных фойе, просторные кружковые комнаты, и несколько больших залов:
зрительный на 500 мест, где демонтируются фильмы, проходят собрания и конференции работников Компании «Славич» и других организаций, проводятся все концертные, театрализованные, развлекательные мероприятия Культурного центра;
диско-зал, где проводятся дискотеки для подростков и молодежи, большие игровые и конкурсные программы;
банкетный зал – здесь проходят вечера отдыха, дни рождения, юбилеи, свадьбы;
спортивный зал – проводятся занятия шейпингом и секция УШУ;
большой танцевальный зал, где проводятся конкурсы бального танца, гостиные;
так же культурный центр включает в себя музей трудовой и боевой славы, предприятия.
Структура Культурного центра основана на взаимодействии полупрофессионального труда организаторов в лице штатных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой деятельности всех участников – и детей, подростков, молодежи и взрослых.
До недавнего времени Культурный центр являлся структурным подразделением ОАО «Компании Славич» - цехом № 36 , и находился на балансе компании, т.е. коммунальные услуги, заработную плату, и проведение основных мероприятий оплачивала «Компания». А с 1 января 1999 года Культурный центр стал обществом с ограниченной ответственностью, учредителем которого является ОАО “Компания Славич”.
Общество имеет статус юридического лица, свой расчетный счет и печать. В штате работает 35 человек, 15 из которых – творческие работники.
Экономическую основу деятельности центра составляет хозяйственный механизм, включающий использование внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг и арендной платы.