Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:35, творческая работа

Краткое описание

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Вложенные файлы: 1 файл

творческая работа_1.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

Можно утверждать, что в силу социальных и экономических  причин (социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную ориентацию, будет возрастать.

А игра как раз  и характеризуется развлекательностью, зрелищностью, эмоциональностью, расслаблением и т.д. Каждая игра многофункциональна. В жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить творчески мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п.

Здесь человек  выступает свободным от природной  зависимости и способным самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо принудительности. Важная характеристика игры состоит в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Прелести игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.

Социально-ориентированное  поведение – досуговое поведение, основу которого составляет интерес  к другому человеку. Основная форма  реализации этого интереса – неформальное общение, не зависящее от тех или иных “официальных” ролей в обществе ( в первую очередь от производственных ролей, обязанностей). именно эта ориентация является основным клубным “ферментом”, обеспечивающим возникновение и самосохранение клубных общностей, объединяющихся людей, их социально-культурной самоидентификации.

Неформальное  досуговое общение является основным способом приобщения к культурной деятельности, формированию личности, ее социализации в разных сферах жизнедеятельности. Это общение происходит не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Такие клубные объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными количествами (хореографическими, театральными и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально-насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В качестве характерных признаков таких клубов можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности, общественную направленность деятельности, слияние интересов личностных , общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями.

В организационном  плане к таким объединениям тяготеют «салоны», гостиные, клубы с фиксированным  социально-демографическим составом. Учитывая усиливающееся социальное расслоение общества, можно утверждать, что значение таких объединений будет возрастать.

Культурно-ориентированное  поведение – доминирует ориентация на приобретение знаний, умений и навыков  в том или ином виде досуговых занятий. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы являются рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа новых учебных образований, создаваемых в клубе, являющихся «детищем перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования, бизнеса, стенографии и т.д.

Демократизация  общественной жизни отразилась и  в усилении ориентации на самостоятельный  выбор досуговых занятий, стремления освоить новые технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления».

Такой вид досуговой  активности присущ людям, желающим в  совершенстве овладеть определенным определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г.Переславля имеет шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой, комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный экзамен. И только после этого он может считаться моряком.

Также есть клубы  садоводов, автолюбителей, по ремонту  жилья, бытового дизайна и т.д. Для  их членов читают лекции специалисты, проводятся практические занятия и  устраиваются выставки. Но главным  критерием деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности.

Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлено в детско-подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре, центрах эстетического воспитания.

Кроме типов  ориентации досугового поведения с  точки зрения самоценности предмета занятий в ней представлены формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион, другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговой активности.

Пересечение типов  ориентации досугового поведения с  точки зрения самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки  зрения предмета досуговой деятельности порождает следующие сочетания:

Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.

Рекреационно-ориентированное  поисковое поведение – посещение  объекта развлечений, отдыха без  заранее намеченной программы.

Социально-ориентированное целевое поведение – запланированный заранее социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.

Социально-ориентированное  поисковое поведение – стремление завязать новые знакомства, расширить  социальные контакты.

Культурно-ориентированное  целевое поведение – посещение заранее выбранной культурной программы.

Культурно-ориентированное  поисковое поведение – стремление расширить свой кругозор, обогатиться  новыми знаниями без запланированной  заранее ориентации на конкретный вид  занятия.

Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов ориентаций (их получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку «целевое-поисковое» поведение).

Пока же ограничимся  данным перечнем как исходной типологией досугового поведения, позволяющей  оценить типологию развития «клуба-общности», которая может применяться в культурно-досуговых учреждениях:

Таблица № 4

Тип досугового

поведения

Тип клуба-общности

Соответствующий тип

клуба-учреждения

1.Рекреационно-ориентированное

целевое поведение

Подростковые  клубы-

общности с развлекательной направленностью;

любители какого-либо вида развлечений в группе;

-оздоровительный  клуб и т.д.

Клубное учреждение с доминированием одного вида или  родственных видов рекреационных  услуг (видеосалон, дискотека, оздоровительный  комплекс и т.д.)

2.Рекреационно-

ориентированное

поисковое поведение

Временный игровой  коллектив, возникающий в процессе посещения 

рекреационной  

развлекательной программы (например, команды участников игры)

Клубное учреждение с набором различных видов  рекреационных услуг

(например, клуб-кафе,

развлекательный центр, “кабаре” и т.д.)

3.Социально-

ориентированное

целевое поведение

Социально-ориентиро-ванные клубы-общности, оформленные организационно (членство, программа, правовой статус)

Клубное учреждение, ориентированное на однородный по какому-либо социально демографическому признаку состав посетителей (по полу, возрасту, национальности, социальному положению, религиозному признаку)

4.Социально-

ориентированное

поисковое поведение

Социально-ориентиро-ванные клубы-общности, не оформленные организационо (объединенные, в основном, по образу жизни и социальным проблемам. (Например: «лимитчики» в городе)

Клубные учреждение, ориентированное на взаимодействие разных социально-демографических  групп для решения общей социальной проблемы (например, клубы знакомств)

5.Культурно-

ориентированное

целевое поведение

-Коллектив самодеятельного  творчества;

-постоянная  аудитория просветительных, учебных  программ

Клубное учреждение как система кружков, студий, курсов

6.Культурно-

ориентированное

поисковое поведение

- дискуссионный  клуб;

- «Клуб интересных  встреч”

Клуб как  система кружков, студий, курсов


Анализ деятельности культурно-досугового учреждения показывает, что в практике наименее распространены поисковые досуговые программ.

Между тем, значительная часть населения ориентирована  в первую очередь на них. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе культурно-досугового учреждения, создавая многоступенчатую систему клубного обслуживания по двум основаниям: от рекреации через социальную к культурной активности и от поисковых к целевым формам досугового поведения. При этом вовсе не обязательно, чтобы каждый посетитель прошел все этапы (для некоторых достаточно и разового участия в отдельных типах досуговых программ).

Важно, чтобы  все эти возможности были представлены в одном или ином регионе, городе, селе, обеспечивая сохранение демократических  начал в организации культурно-досуговой  деятельности.

Нельзя не отметить, что некоторые развитые любительские объединения предоставляют своим членам одновременно все виды досугового поведения, представленные в таблице. Но, к сожалению, они часто могут благополучно существовать и вне клубных учреждений, а также являются достаточно уникальным явлением, если соответствуют своему названию. Необходимо наличие разветвленной клубной сети, предполагающей специализацию входящих в нее учреждений в зависимости от характера социокультурных ориентаций местных жителей.

В зависимости  от местных условий возможно и  объединение различных типов  клубов-учреждений в единые культурно-досуговые центры, комплексы. Предположенная же типология не претендует на всеобщий норматив, является скорее выражением некоторых общих тенденций культурно-досуговой деятельности.

Подводя итог в  рассмотрении основных функций и характеристик современных культурно-досуговых центров, еще раз отметим, что они выступают как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. И постоянно должны заботится о качественном улучшении содержания и форм своей деятельности. Для того чтобы этого достигнуть необходимо отказаться от заорганизованности однообразия и шаблонности культурно-досуговых форм. В основу деятельности положить структуру и характер запросов молодежи. А также постоянно стремиться разрабатывать и включать в практику новые, нетрадиционные и нестандартные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодых людей. Отсутствие этих форм во многих культурно-досуговых центрах отрицательно сказывается на их престиже у населения.

Глава 2 Анализ деятельности культурно –  досуговых центров по организации  досуга молодежи

2.2. Содержание  деятельности ООО «Культурный  центр» по организации досуга молодежи.

Культурно-досуговой  центр только тогда привлекает людей, вызывают у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, привлекательны и доступны. Каждое учреждение культуры призвано стать  для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга.

Примером такого учреждения культуры является ООО «Культурный  центр» города Переславля-Залесского Ярославской области, открывшийся  в феврале 1989 года. Он был создан для более полного удовлетворения культурных и духовных запросов рабочих и служащих Компании «Славич» в сфере свободного времени, в целях формирования высокого эффективной среды культурного досуга. Исходя из классификаций и разновидностей современных культурных центров, можно сказать, что «Культурный центр» относится к многопрофильному культурно-досуговому центру.

Культурный  центр - это новое современное  здание включает в себя два прекрасных фойе, просторные кружковые комнаты, и несколько больших залов:

зрительный  на 500 мест, где демонтируются фильмы, проходят собрания и конференции работников Компании «Славич» и других организаций, проводятся все концертные, театрализованные, развлекательные мероприятия Культурного центра;

диско-зал, где  проводятся дискотеки для подростков и молодежи, большие игровые и конкурсные программы;

банкетный зал  – здесь проходят вечера отдыха, дни рождения, юбилеи, свадьбы;

спортивный  зал – проводятся занятия шейпингом  и секция УШУ;

большой танцевальный зал, где проводятся конкурсы бального танца, гостиные;

так же культурный центр включает в себя музей трудовой и боевой славы, предприятия.

Структура Культурного  центра основана на взаимодействии полупрофессионального  труда организаторов в лице штатных  работников, педагогов, режиссеров с  одной стороны, а с другой деятельности всех участников – и детей, подростков, молодежи и взрослых.

До недавнего  времени Культурный центр являлся  структурным подразделением ОАО  «Компании Славич» - цехом № 36 , и  находился на балансе компании, т.е. коммунальные услуги, заработную плату, и проведение основных мероприятий оплачивала «Компания». А с 1 января 1999 года Культурный центр стал обществом с ограниченной ответственностью, учредителем которого является ОАО “Компания Славич”.

Общество имеет  статус юридического лица, свой расчетный счет и печать. В штате работает 35 человек, 15 из которых – творческие работники.

Экономическую основу деятельности центра составляет хозяйственный механизм, включающий использование внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг и арендной платы.

Информация о работе Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи