Современная семья в Росиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:02, реферат

Краткое описание

Семья - важнейший институт социализации, так как является обычной средой существования и развития человека от рождения и до смерти. Стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями, а в их рамках - с социальной принадлежностью, уровнем образования, нравственными установками родителей. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Sovremennaya_sem_ya_v_Rossii.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

2.    Эмоциональное. Родитель  не просто общается с ребенком, но

и сопереживает ему. Он готов выслушать  ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика  или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях.

3.    Нормативное. Коммуникативное  взаимодействие не должно быть

преградой на пути полноценной социализации ребенка, усвоения

им социальных норм – принятых в обществе предписаний и табу. В этом измерении родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами – опыт, которого у ребенка нет.

4.    Экономическое. В обществе, где велика доля бедных  слоев, материальное обеспечение зачастую вырастает в проблему, затмевающую собой все остальные. Ребенка необходимо достойно одевать, у него должны быть карманные деньги. В ряде случае необходимо оплачивать обучение детей, которое в нынешнем российском обществе все чаще становится платным.

5.    Охранительное. Одной  из самых важных задач родителя  является сохранение и укрепление  здоровья ребенка и самой его  жизни. Это также весомая задача, если учесть, что в российском  обществе здравоохранение в целом  и забота о детях, в частности, во все большей степени становятся объектом коммерциализации и маркетизации.

6.    Духовное. В условиях  смены ценностных парадигм важно,  чтобы ребенок оказался способным  усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет. Трансмиссия базовых ценностей зачастую оказывается более сложной проблемой, чем, к примеру, охрана здоровья ребенка. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно-ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, – телевизионной рекламы, группы сверстников, школьных учителей и других агентов социализации. Опыт американских элит показывает, что воспроизводство базовых ценностей может стать управляемым процессом, но это происходит только в том случае, если в сохранении духовного наследия заинтересовано общество в целом.

     Какими  бы разными не были подходы  к исследуемой проблеме, по-прежнему  актуальным, в частности, для России, остается вопрос: если большинство сфер социальной деятельности постепенно осваиваются женщинами наравне с мужчинами, почему так медленно происходит перераспределение родительских ролей? Необходимо отметить, что резкое увеличение удельного веса домашних хозяйств с одним родителем, обычно матерью, делает родительскую нагрузку еще более асимметричной, чем десятилетия назад. В последнее десятилетие в РФ небывалыми темпами растет внебрачная рождаемость, являясь вместе с высоким уровнем разводов одним из основных источников формирования таких домохозяйств.

     Что мешает  мужчинам так же активно осваивать  родительство, как женщинам мир  "публичной" сферы? Нежелание?  Сопротивление женщин? Стереотипы  или биологические различия? Сторонники  биосоциального подхода считают, что биологический редукционизм должен уступить место диалектической модели, согласно который биологический или социальный опыт не рассматривается в качестве первопричины. Биологические половые различия могут проявляться в определенных точках жизненного пути, например, в пубертатный период, во время беременности, но мало значимы на других этапах жизненного цикла женщин и мужчин. Последние исследования свидетельствуют, что генетическая модель объясняет лишь от 18% до 25% индивидуальных различий отцовского участия, и от 23% до 39% материнского. Социально-культурные факторы являются более значимыми; одним из показателей их выступают ценности и представления, в том числе в отношении должного в сфере

родительства.

     Каждой ли женщине необходимо быть матерью?!

Речь идет о том, что  эта роль не должна выступать как  общественная обязанность, а быть исключительно  индивидуальным выбором. Взгляды по этому поводу существенно зависят  от возрастной группы, но не от пола опрашиваемых.

      На вопрос  о том, как лучше распределять родительские обязанности в полных семьях, примерно две трети опрошенных по статистическим данным вне зависимости от возраста считают, что "матери лучше больше времени проводить дома с детьми, а отцу зарабатывать деньги". Примерно одна треть ориентирована на партнерский вариант отношений: "и матери, и отцу лучше зарабатывать деньги и одновременно заниматься с детьми". Менее 1% опрошенных считают, что "деньги лучше зарабатывать матери, а отцу заниматься с детьми".

     Один из  показателей тенденции разделения институтов брака и родительства является сознательный отказ супругов от детей. В России это явление не получило столь широкого распространения, как, например, на Западе, хотя некоторые статистические показатели свидетельствуют об увеличении числа таких случаев. Важными факторами являются материальные проблемы и, главное, - нестабильность и непредсказуемость социально-экономической ситуации на фоне очевидного удорожания "цены ребенка". Подтверждением изменения социо-культурной модели планирования семьи может служить тот факт, что среди младшей возрастной группы более 50% и мужчин, и женщин считают, что супругам лучше заводить ребенка, когда семья "встанет на ноги"; подавляющее же большинство представителей старшего поколения считают, что заводить ребенка следует: "в первый год после свадьбы" или "как

бог даст".

Один из важных исследовательских  вопросов касается собственно содержания материнской и отцовской ролей. В известной книге "Искусство любить" Эрих Фромм обосновывает разницу в материнской и отцовской любви, ее идеальные типы. По его мнению, материнская любовь безусловна, мать любит ребенка за то, что он есть. Такую любовь "не нужно заслуживать, тем более ее нельзя контролировать" Отцовская любовь - это обусловленная любовь. "Отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия, приключения. Отец это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир. С этой отцовской функцией тесно связана и другая, которую можно назвать социально-экономической". В отношении мальчиков это означает "передачу собственности лучшему из них, заслужившему отцовскую любовь". Согласно статистическим данным, 58% опрошенных мужчин и 61% женщин считают, что матери и отцы,

совместно проживающие  с детьми, "по-разному влияют на них". Подавляющее же большинство  полагает, что содержание этих ролей  одинаково.

Проблема  отказов от детей. В последнее время особенную остроту приобрела проблема отказов матерей от детей сразу после рождения, оставления детей в роддомах. По данным Минздрава, каждый год 12-13 тысяч матерей оставляют своих детей в роддомах. Причины явления эксперты ищут в обществе, в тех изменениях, которые произошли и происходят в нем в последние годы, а также в изменениях культуры, все более терпимо относящейся к идее индивидуальной самореализации в ущерб семье и деторождению.

 

 Причины отказов от детей (в %)

 

 

16-19

20-29

30-39

40-44

Пьянство, наркомания

47,2

45,7

41,4

40,6

Бедность, невозможность содержать ребенка

38,2

27,4

27,5

23,5

Половая распущенность, беспорядочные  связи

20,2

24,6

26,9

30,8

Кризис ценностей семьи, родительства

11,2

19,6

18,6

21,8

Неумение предохраняться от нежелательной  беременности

15,5

16,8

13,9

10,3

Отсутствие поддержки матерям со стороны государства

6,0

5,5

8,3

5,6

Нежелание отцов брать на себя ответственность  за рождение детей

9,4

6,0

5,3

5,1

Проблемы с жильем

6,4

5,3

6,1

3,4

Неразвитость медицинских услуг

3,4

4,5

5,0

6,0

Проблемы у мигрантов с получением Российского гражданства

0,0

0,3

0,5

0,0


 

      Наиболее значимой причиной отказов от детей население считает

пьянство и  наркоманию, повсеместно распространившуюся в обществе. Обращает на себя внимание то, что молодое поколение называет

это явление причиной отказов даже чаще, чем старшее поколение. Вторая

по значимости причина  кроется в бедности населения и невозможности

содержать ребенка, третья – в низкой культуре межличностных отношений,

беспорядочных половых связей, приводящих к появлению нежелательных

детей. На четвертом месте располагается общий кризис института семьи,

его ценностей, включая  ценность родительства. Из всех групп, выделяемых

по признаку возраста, только самые молодые респонденты  не вполне разделяют подобную точку  зрения. И, наконец, пятая причина  и последняя из

значимых, – это низкая половая культура населения, неумение многих россиян и, прежде всего, молодежи пользоваться контрацептивами. Резюмируя отношение населения к причинам проблемы, следует подчеркнуть, что оно рассматривает в качестве таковых сочетание социальных и личностных поведенческих стратегий. Общество, находящееся в состоянии кризиса, но при этом поощряющее индивидуалистические, потребительские формы самореализации, обречено столкнуться с последствиями порождаемых им культурных противоречий. Общий кризис ценностей неизбежно порождает кризисную личность, типичным примером которой является мать, оставляющая новорожденного ребенка на попечение государства. (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Еще немного  статистики:

15% молодых семей  не планируют рождение ребенка 
30% детей в России воспитывают матери-одиночки 
7% отцов принимают активное участие в воспитании детей 

Что чаще всего  становится причиной развода?

  • 27% Алкоголизм, наркомания одного из супругов
  • 21% Отсутствие собственного жилья
  • 16% Невозможность прокормить семью
  • 15% Вмешательство родственников в дела семьи
  • 9% Ошибки самих супругов
  • 5% Невозможность иметь детей
  • 4% Длительное раздельное проживание
  • 2% Хроническая болезнь одного из супругов
  • 1% Тюремное заключение одного из супругов

по материалам goodhouse.ru

 

 

Нетрадиционные  браки в России.

 

 Председатель движения «Российская ЛГБТ-Сеть» (Лесби-гей-би-транс) Игорь Петров считает, что современное российское общество терпимо относится к людям с нетрадиционной ориентацией и готово к легализации однополых браков.

«На сегодняшний день примерно 7% населения в России - геи и лесбиянки, - сказал Петров в беседе с корреспондентом «БалтИнфо». - Причем в крупных городах процент людей с нетрадиционной ориентацией выше, чем в провинциальных».

Старший научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко, напротив, уверена, что россияне отрицательно воспримут идею узаконить однополую связь.

«У нас долгое время не было ни секса, ни проституции. Многие даже не знают, что такое нетрадиционные отношения», - отметила Протасенко.

Социолог считает, что проблема однополых браков станет актуальной только тогда, когда «появятся политики, которые будут об этом говорить вслух, и проблемы секс-меньшинств войдут в публичную сферу».

«Если население захочет, чтобы  однополые браки были узаконены, то в Петербурге будут проходить  не одиночные пикеты, а более масштабные акции, - сказала Протасенко. - В любом случае российское общество не сможет толерантно относиться к нетрадиционным парам, даже если им разрешат официально заключать браки».

Аналогичное мнение высказал заведующий лабораторией социологических исследований Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований СПбГУ Александр Шаров. Он считает, что жители Петербурга обладают традиционным менталитетом, в который не укладывается идея однополых браков.

«У петербуржцев негативное и несколько  брезгливое отношение к людям нетрадиционной ориентации, - сказал Шаров. - Правовые проблемы однополых браков наше общество не волнуют».

Научный руководитель исследовательской  компании «Агентство социальной информации»  Роман Могилевский также считает, что россияне негативное относятся к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

«Русские нетерпимо относятся  к людям, говорящим с акцентом, к гастарбайтерам. О какой толерантности  может идти речь в отношение геев и лесбиянок? У нас - традиционное общество, пока оно не готово к таким шокирующим нововведениям», - сказал Могилевский.

При этом социолог отметил, что на развитие российского общества большое  влияние оказывают западные традиции.

«На Западе нетрадиционные отношения  стали нормой, - сказал Могилевский. - Думаю, через 5-10 лет в России геи и лесбиянки также будут восприниматься нейтрально. Только после этого можно будет говорить о легализации однополых браков».

Отметим, по данным социологического исследования, проведенного в марте  текущего года Агентством социальной информации, 34% из 500 опрошенных петербуржцев высказались за возможность однополых пар официально регистрировать свои отношения. При этом 17% высказались за возобновление уголовного преследования людей, практикующих гомосексуальные отношения.

Как рассказала журналистам представитель Агентства социальной информации Анастасия Кинчарова, 23% жителей Северной столицы сообщили, что в их окружении есть люди гомосексуальной ориентации, 77% признались, что получают информацию о жизни гей-сообщества из внешних источников, 82% опрошенных считают, что государство должно преследовать людей, призывающих к насилию против гомосексуалистов.

При этом 51,2% опрошенных считают, что геи имеют право работать в детских учреждениях, 41,8% - такой возможности не признают. Право на усыновление детей однополыми парами признали 38% опрошенных петербуржцев, число противников такого усыновления составило 41,8%.

 

Модели семьи  в России.

Информация о работе Современная семья в Росиии