Современная семья в Росиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:02, реферат

Краткое описание

Семья - важнейший институт социализации, так как является обычной средой существования и развития человека от рождения и до смерти. Стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями, а в их рамках - с социальной принадлежностью, уровнем образования, нравственными установками родителей. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Sovremennaya_sem_ya_v_Rossii.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

 

Эгалитарная система. Конечно, как мы не раз отмечали, процесс эволюции не стоит на месте. Общество постоянно изменяется, и вместе с ним изменяется институт семьи. Поэтому патриархизм и матиархизм утеряли актуальность в конце 20 – начале 21 века. Им на смену пришёл другой вид семейной властной структуры.

«В последние годы произошел  переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриальных странах. В такой системе влияние и власть распределяются почти в равной мере между мужем и женой».

Модели семьи

«Нельзя говорить о «семье» так, будто существует только одна более или менее универсальная модель семейной жизни … представляется более правильным говорить о «семьях». Это позволяет подчеркнуть разнообразие форм семьи. Если далее для краткости мы будем говорить «семья», необходимо при этом всегда помнить о том многообразии форм, которые стоят за этим понятием».

Супружеская семья

Эта модель семьи возникла на перекрёстке  двух эмансипаторских движений: освобождения детей от родителей и жены от мужа. Эту модель семьи относят к постсовременным семьям. Здесь молодая пара получает жилищную и профессиональную автономию, способность принимать решения в сфере воспроизводства. Общение с ближними и дальними родственниками является добровольным и не носит принудительный характер. Здесь отношения определяются не родством, как в патриархальном типе, а свойством. «Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять свои интересы интересам детей; сексуальность не сводится к прокреации; в супружеские отношения проник эротизм, акцентируемый как ключевой момент постмодернистской семьи. Эта модель предоставляет возможность ухода от всякого рода зависимости. В границах одной семьи возникают богатые и разнообразные отношения между полами и поколениями. В жизнь супругов входит неинституциональный характер связи, симметричность прав и ассиметрия ролей мужа и жены. С точки зрения этой модели «Супружество – это личностные взаимодействия мужа и жены, регулируемые моральными принципами и поддерживаемые имманентными им ценностями». Базируется эта модель на институте ухаживания, то есть это прямое следствие самостоятельного брачного выбора. Необходимо так же добавить, что данная модель наиболее приспособлена к современной жизни. Если в современном типе супружеской семьи повседневная рутинность способствует либо гипертрофии родительства, либо к пьянству и наркомании одного из супругов, впрочем, и то и другое чревато скандалами и разводами. В той же ситуации в постсовременной модели срабатывает антирутинный механизм, называемый автономией. Автономия заключается в том, что интересы мужа и жены разнообразней семейных, а круг общения супругов выходит за рамки брака. «Их эмоциональные устремления регулируются … психофизиологическими особенностями, нравственными принципами и эстетическим идеалом». Две главные ценности супружеской семьи это – адаптационный синдром и интимность. «Ценности адаптации и интимности … составляют единую иерархическую структуру, объединяющую мужа и жену и по внешнему поведенческому ряду, и по внутриличностным каналам, образуя тем самым как бы два слоя, стабилизирующих семью».

Из определения семьи можно  понять, что незарегистрированные по каким либо причинам отношения тоже могут называться семьёй в ряде случаев. Такие семьи называют нестандартными: «В «нестандартные семьи» входят два  или несколько человек любого пола, не являющиеся родственниками, а также люди, которые живут одни».

Альтернативы  браку

Сожительство (гражданский  брак)

Как известно, сожительство – это  совместное проживание людей, имеющих  сексуальные отношения, но не состоящих  в браке. Результаты обработки 6,7 тыс. актовых записей за 1990 и 2000 гг. позволили выявить сокращение общего числа браков, сопровождаемое увеличением доли повторных до 113. Это очень маленькая цифра Причиной принято считать принято считать распространение нерегистрируемых браков. «В общественном сознании за подобными союзами все больше закрепляется название "гражданский брак", хотя этот термин возник в совершенно другом контексте - как брачный союз, зарегистрированный в государственных органах, альтернативный церковному браку». Как известно, гражданский брак очень часто осуждается в обществе, особенно в традиционных, где велика степень влияния архаичных ценностей. В современном мире это явление весьма распространено.

В России за последние 10 лет количество гражданских браков увеличилось в 2 раза. Что способствует предпочтению такого вида совместного проживания? Чтобы получить ответ на этот вопрос, обратимся к публикации Л.Л.Богдановой «Гражданский брак в современной демографической ситуации». Цель этого исследования – «Выявить отношение населения к нерегистрируемому браку и рождению детей в подобных союзах». Было проанализировано 517 анкет, авторы которых представляют 3 возрастные группы, условно названные "дети", "родители" и "прародители". Основополагающий признак гражданского брака для всех групп опрошенных – совместное проживание, причем особенно часто его отмечали "дети", "родители" называли также совместное ведение хозяйства, а старшее поколение - наличие общих детей. «Несмотря на то, что ранжирование признаков у всех групп одинаково, различия в ценностных ориентациях прослеживаются достаточно четко, … ответы показали, что устоявшихся четких представлений о том, что такое гражданский брак, в обществе не сложилось». В рамках исследования так же был поставлен вопрос о том, сколько надо прожить вместе, чтобы отношения можно было назвать «гражданским браком». «66,9% из младшей группы считают достаточным совместное проживание до 1-го месяца, чтобы назвать свои отношения "гражданским браком"; среди "родителей" таковых 50,0; среди "прародителей" - 42,0%. Доля ответов, в которых отдано предпочтение длительным союзам увеличивается в старших группах».

Несмотря на то, что наше общество уже не назовёшь традиционным: Россия всё больше и больше попадает под  влияние Европы – отношение к гражданскому браку всё ещё остаётся напряжённым. Третий вопрос исследования был направлен на выявление отношения к гражданскому браку. «В принципе такую форму совместного проживания положительно рассматривают в группе "детей" (81,2% мужчин и 76,9% женщин), среди "родителей" соответственно 57,4 и 75,4%. В старшей группе зафиксированы равные доли положительных и отрицательных ответов. Однако приемлемым лично для себя такой вариант в группе "детей" считают 63,8% мужчин и 72,3% женщин. При этом женщины высказались более решительно, в то время как каждый пятый мужчина не определился с ответом. Среди респондентов из группы "родителей" около половины опрошенных считают возможным для себя незарегистрированный брак. В старшей группе таких респондентов еще меньше - 31,6% мужчин и 38,7% женщин. Доля отрицательных ответов на этот вопрос увеличивается от поколения к поколению у представителей обоих полов. 
    По результатам исследования, существуют две причины нерегистрации брака. Первая причина: гражданский брак позволяет проверить на практике свой брачный выбор. В случае, если партнёр идеально подходит, то следует узаконить свои отношения, если же нет – то можно разбежаться без бракоразводных тяжб. Вторая причина состоит из суждений, перечисляющих скорее негативные стороны отсутствия официальной регистрации брака - меньше ответственности, легче разойтись и т.д. «Распределение ответов на данный вопрос по возрастным группам показывает значение жизненного опыта, который объясняет межпоколенные различия в ценностных ориентациях. Если "дети", особенно мужчины, в гражданском браке видят, прежде всего, возможность сохранить свободу, избежать ответственности, то представители старших групп ценят возможность проверить свои чувства, попытку жить самостоятельно, по-взрослому.

Социальная значимость распространения  гражданских браков связана и  с изменениями в репродуктивном поведении, в результате которых  наблюдается увеличение количества детей, рожденных вне зарегистрированного  брака, на фоне общего снижения рождаемости. «Одним из подтверждений распространения гражданских браков считается количество внебрачных детей, зарегистрированных по совместному заявлению родителей. Например, в Твери их доля за 10 лет увеличилась с 24% до 40% от общего числа рожденных вне брака детей, при этом мамам таких детей чаще всего 20-24 года. На вопрос "Возможно ли для Вас рождение ребенка в гражданском браке?" большая часть респондентов ответила отрицательно.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать  вывод о том, что отношение  общества к гражданскому браку становится все более лояльным. Значительная часть населения, причем всех возрастных групп, рассматривает гражданский брак как пробный вариант брачного союза. «Радикализм молодого поколения сглаживается наследуемой системой семейных ценностей, в то время как консерватизм старшего поколения нивелируется жизненным опытом, нажитой мудростью Наиболее устойчиво проявляется передача традиционных семейных ценностей в отношении к репродуктивной функции брачных союзов».

В разговоре о сожительстве мы затронули тему того, что иногда в результате разрыва «гражданского брака» мать или отец остаётся один с ребёнком. Такие семьи называются неполными.

Неполные семьи

Как это ни печально, неполные семьи, то есть семьи с одним родителем, получили за последние три десятилетия всё более широкое распространение. «В России с 1988 по 1997 гг. из-за расторжения браков на иждивении одного из родителей насчитывалось 5,2 млн. детей; в 1998 г. при разводах в органах загса было учтено 389,7 тыс. детей в возрасте до 18 лет (или 127 детей на 100 распавшихся пар), и в подавляющем большинстве случаев дети остаются с матерью». Рождение ребенка незамужней женщиной совсем недавно считалось социально-аномальным явлением и было предосудительным с точки зрения нравственности и морали. Теперь это табу снято, число внебрачных рождений возросло. Многие матери-одиночки и по сей день, несмотря на давность такого феномена, независимо от того, были ли они замужем или нет, по-прежнему сталкиваются с социальным неодобрением и экономической незащищённостью. Правда, стоит отметить, что такие ярлыки как «безотцовщина», «брошенная жена», «разбитая семья» уже постепенно исчезают. Категория таких семей не однородна, например, более половины овдовевших матерей-одиночек являются собственницами своего собственного жилья, в то время, как матерям никогда не бывшим замужем приходится снимать квартиру. «Основными факторами формирования семей одиноких матерей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак, овдовения из-за преждевременной смерти отца ребенка/детей, внебрачные рождения». Стоит заметить, что среди неполных семей быстрее всего увеличивается категория одиноких никогда не вступавших в брак матерей. Довольно трудно определить, сколько из этих матерей сами предпочли выращивать детей в одиночку. Большинство людей не хотят быть одинокими родителями, но есть и такие, кто выбирает этот путь сам. ««Матери-одиночки по выбору» - удачное название тех одиноких матерей, которые обладают достаточными ресурсами, чтобы успешно управлять неполной семьёй». Хотя неполные семьи могут испытавать определённые общие материальные или социальные затруднения, они не несут в себе коллективную идентичность. Опрос, проведённый Л.Г.Луняковой, содержал вопрос о материальном обеспечении матерей-одиночек. «В ходе опроса респонденткам было предложено дать субъективные оценки своего уровня жизни, основанные, во-первых, на реальной возможности удовлетворения потребностей их семей, и, во-вторых, на индивидуальных представлениях о материальном благополучии: по девятибалльной шкале (на нижней ступени - нищие, на высшей, девятой, - богатые) указать свое положение в обществе. Субъективные оценки вполне корреспондируют с объективными критериями и дают все основания характеризовать семьи одиноких незамужних матерей как маргинальные: бедность и нищета пронизывают их жизнь и быт особенно в провинциальном городе — в 42% семей матерей-одиночек денег не хватает даже на самые необходимые продукты питания. Для других категорий семей, возглавляемых одинокими матерями, постоянные долги стали жизненной нормой». Положение своих детей в обществе оценивается одинокими матерями более чем скромно: преобладающему большинству из них хватило бы трех самых нижних ступеней. Что касается работы, большинство одиноких матерей занимают низкооплачиваемые должности в бюджетных организациях или на государственных предприятиях, практически все нуждаются в дополнительном заработке, но не всегда могут себе это позволить. Следует еще раз подчеркнуть, что подавляющее большинство обследованной совокупности семей одиноких матерей (до 90%) живет за порогом бедности, поэтому требуются специально закрепленные законодательно дополнительные льготы, особые меры социальной политики по оказанию адресной социальной помощи именно таким семьям. «Кроу и Харди доказывают, что большое количестве «дорог», приводящих к неполным семьям и выводящих из них, означает, что неполные семьи в целом не представляют единой сплочённой группы». Наличие таких «дорог» приводит к тому, что социологам довольно трудно определить границы этого явления и спланировать его нужды.

 

Партнёрство геев и лесбиянок

Последние 10 лет очень актуальной является тема, касающаяся сожительства людей «нетрадиционной ориентации», геев и лесбиянок. Многие гомосексуальные  мужчины и женщины имеют сейчас стабильные отношения и живут парами. Однако, поскольку в России ещё не узаконены браки между мужчинами-геями и лесбиянками, их отношения основаны на взаимном доверии личной договорённости. «Термин «семья по выбору» иногда используется в отношении пар геев, чтобы отразить положительные и созидательные формы повседневной жизни, которых всё чаще способны достичь гомосексуальные партнёры … традиционные особенности гомосексуального партнёрства – взаимная поддержка, уход и ответственность во время болезни, общие финансы и т.п. – наблюдаются и среди семей геев и лесбиянок в ранее невозможных формах». Начиная с 1990х годов в Росси всё больше увеличивается интерес к изучению сожительства геев и лесбиянок. Такие отношения совершенно отличны, от принятых в гетеросексуальных семьях. В них прослеживается абсолютное равенство партнёров и большая доля интимности. «Так как геи и лесбиянки были лишены доступа к институту брака и так как традиционные гендерные роли с трудом применимы к парам одного пола, гомосексуальное партнёрство должно строится, и заключаться вне норм и установок, управляющих большинством гетеросексуальных семей». Социологи отмечают три характерные черты партнёрства геев и лесбиянок. Во-первых, это абсолютное равенство партнёров, о котором говорилось выше. Это происходит вследствие того, что при построении своих отношений они не руководствуются никакими культурными и социальными установками. Гомосексуалы могут свободно выбирать формы своих отношений, избегая типичных для гетеросексуальных пар типов неравенства и дисбаланса. Во-вторых, гомосексуальные пары договариваются о различных сторонах и внутреннем функционировании их связей. И, наконец, в-третьих, партнёрство геев и лесбиянок не имеет никакой институциональной основы.

Однако такие связи не всегда одобряются обществом. «Спад недоброжелательного отношения к гомосексуализму сопровождается растущей готовностью судебных органов передавать попечительские права матерям, живущим в гомосексуальных союзах». То, что иногда гомосексуальные пары выигрывают судебные дела указывает на то, что их права всё больше учитываются законом. Например, в 1999 году Суд утвердил права пары геев на то, чтобы их фамилии были записаны, как фамилии родителей ребёнка, рождённого для них суррогатной матерью. «Та нуклеарная семья, которую мы знали, эволюционирует. Упор делается не на то, кто мать, а кто отец, а на любящих заботливых родителей, будь то одинокая мать или пара геев, живущих вместе по договорённости друг с другом».

Информация о работе Современная семья в Росиии