Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:02, реферат
Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, профессионально оказывающий помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и места работы, он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья».
Социальная работа не уподобляется механическому процессу переливания в сознание больных определенных парадигмальных знаний, умений, навыков. Больному лишь представляется реальная (объективизированная) возможность для успешной ресоциализации и выхода из болезни, которая подкрепляется целенаправленным воздействием реабилитационной среды, комплексом методов и технологий реабилитационного учреждения. В этой связи на этапе реабилитации благодаря усилиям наркологической бригады и особенно социального работника происходит осмысление больными новых экзистенциональных потребностей, морального и этического понимания жизненного пространства, умение сопереживать, уважать общечеловеческие ценности и опираться на них. Такой подход обязывает социального работника знать и уметь использовать в своей практике различные модели процедуры понимания, например, ценностно-эмпатическую, игровую, рефлексную, духовную.
Что касается феномена общественного
отношения к наркологическим
больным, то он, как правило, перенасыщен
известными негативными социальными
и нравственными
Концептуальное поле социальной работы использует знания и опыт клинической и социальной наркологии, социальной и клинической психологии, педагогики, социологии, социальной философии. Многоэтажность и многофакторность социальной работы значительно затрудняет осмысление ее теоретической идентификации (направление, теория, дисциплина и пр.). Необходимо время, практический опыт, чтобы получить ответ, в полной мере соответствующий содержанию социальной работы.
Социальный работник является одной из ключевых фигур, осуществляющих психо - и социотерапевтическую помощь наркологическим больным на всех этапах реабилитации. Подготовка социального работника подразумевает знакомство с основными психотерапевтическими направлениями и техниками, владение набором навыков и приемов, позволяющих решать перечисленные выше задачи. Это, в первую очередь, навыки преподавания, наглядного и логического изложения материала, навыки убеждения и внушения, навыки оптимального лидерства в группе и управления групповым процессом и т. п. Все это может быть основано на различных и многочисленных психотерапевтических техниках, которые осваиваются на обучающих тренингах. Выбор таких техник не может быть формализован и осуществляется исходя из личных особенностей, склонностей и эффективности каждого специалиста.
Более сложной для понимания и оценки является другая сторона проблемы. Социальный работник, в силу специфики своей деятельности, оказывается вовлеченным в отношения с пациентами, которые по качеству и интенсивности сопоставимы с психотерапевтическими. При этом социальный работник не имеет тех возможностей работы с этими отношениями, которыми располагает профессионально подготовленный психотерапевт. Однако функциональные обязанности требует от социального работника подготовки в понимании психотерапевтических моделей, описывающих бессознательную динамику, глубинные личностные и мотивационные процессы, характер объектных отношений наркологических больных.
Социальный работник не только
способствует более реалистичному
и ответственному отношению пациента
к другим людям и обстоятельствам,
он не только стремится к тому, чтобы
пациент занял более
Более глубокий уровень проблемы заключается в том, что в представлении больного социальный работник в отличие от врача, превращается из специалиста оказывающего профессиональную помощь в реально заботящееся лицо. Пациент может испытывать большие трудности или даже терять возможность различать реальные аспекты социального работника и тот фантазийный (во многом бессознательный) образ, который возникает в результате прямого, реального удовлетворения потребностей пациента. В таком случае на социального работника будут бессознательно переноситься черты и отношения, касающиеся лиц из прошлого пациента, на которых лежали реальные функции заботы и ухода. Такой перенос может сопровождаться совершенно нереалистичными и крайне интенсивными чувствами, никак напрямую не связанными с текущей ситуацией. Это могут быть чувства надежды, ожидания тепла и зависимости с тенденцией к регрессу и инфантилизации. С другой стороны, на социального работника будут направлены гнев, горечь разочарования, ярость от фрустрации, которую пациент испытывал в своем раннем опыте.
Часто пациенты избавляются
от амбивалентности этих чувств путем
расщепления, когда все позитивные
чувства направлены на одних членов
бригады, оказывающей помощь, а негативные
на других. Например, социальный работник
будет идеализироваться в противовес
«безразличным и
Способность социального
работника сохранять
Социальная работа в наркологии, учитывая ее функциональное многообразие, относится к интеллектуально насыщенным, несомненно, творческим видам трудовой деятельности.
Противопоказания к
Абсолютные противопоказания:
- острые психотические
расстройства различного
- тяжелые проявления
- наркотическая, алкогольная или иная острая интоксикация ПАВ (состояние опьянения);
- психопатия в стадии декомпенсации;
- сопутствующие эндогенные
психические заболевания или
выраженное слабоумие (
Относительные противопоказания:
- отсутствие у больных
твердой мотивации на участие
в лечебно-реабилитационном
- непостоянная антисоциальная
ориентация, сопровождающаяся слабо
выраженной мотивацией на
Условия реализации программы:
· наркологические стационары
и амбулатории лечебно-
· добровольное согласие наркологических
больных на участие в лечебно-
· согласие родственников наркологических больных на оказание им социальной помощи и психокоррекционной поддержки, а также на создание семейной реабилитационной среды.
Материально-техническое обеспечение
Настоящая медицинская технология
обеспечивает наркологические лечебно-
1) научно-практической
2) описанием принципов
и технологий социальной
3) инструкциями о сфере
деятельности и функциональных
обязанностей специалиста по
социальной работе и
Подходы к лечебно-реабилитационному процессу.
В медицине реабилитация – это комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне; это восстановление больного как личности и члена общества, возвращение его в семью, социум и к общественно полезному труду.
Реабилитация (лечебно-реабилитационный процесс – ЛРП) наркологических больных, в отличие от реабилитации больных при других заболеваниях, имеет свои особенности. В результате злоупотребления ПАВ у больных не только формируется собственно наркологическое заболевание, а также сомато-неврологическая патология, аффективные, поведенческие и интеллектуально-мнестические расстройства, но и неизбежно возникают значительные нарушения личности - нравственные, мировоззренческие, социальные, ценностной ориентации, степени и направленности волевой регуляции поведения, социофобические и другие. В связи с этим, под реабилитацией или лечебно-реабилитациионным процессом в наркологии понимается медико-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса. Для достижения цели используется комплекс медицинских, психологических, психотерапевтических, воспитательных, трудовых, социальных мер и технологий.
Согласно утвержденными Минздравом Российской Федерации протоколами ведения больных «Реабилитация больных наркоманией (Z 50.3)» - Приказ №500 от 22.10.03 г., лечебно-реабилитационный процесс условно разделен на следующие основные периоды (комплексы): предреабилитационный (восстановительный), собственно реабилитационный и постреабилитационный (профилактический). Собственно реабилитационный период (комплекс) состоит из адаптационного, интеграционного и стабилизационного этапов.
Предреабилитационный период (преимущественно медицинский) включает лечение острых и подострых состояний, вызванных хронической или острой интоксикацией психоактивными веществами (алкоголь, наркотики, транквилизаторы) – психотические нарушения, передозировка ПАВ абстинентный синдром, выраженные постабстинентные расстройства, – и подготовку больных к участию в реабилитационных программах (продолжительность от 2 недель до 2 месяцев).
Первый этап реабилитации
– адаптационный – направлен
на приспособление наркологических
больных к условиям содержания и
распорядку работы реабилитационного
стационара. Мероприятия этого этапа
имеют преимущественно медико-
Второй этап реабилитации
– интеграционный – представляет
собой вхождение в
Третий этап реабилитации
– стабилизационный – направлен
на восстановление и стабилизацию физического
и психического состояния больного.
Акцент переносится на психосоциальный
аспект реабилитационной программы, преследующей
достижение основной цели – восстановление,
коррекцию или формирование нормативных
личностных и социальных качеств
больных, возвращение их в семью
и общество. Увеличивается объем
физического и
Информация о работе Содержание и методика социально-медицинской работы в наркологии