Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:17, контрольная работа
Социальная жизнь или социальная действительность - это взаимодействующие люди, функционирующие в системе экономики, политики, государственных и иных учреждениях и организаций, в рамках социальных групп, общностей и т.д. Для того, чтобы понять первоосновы социальной жизни, ее связи и взаимодействия, необходимо познакомиться прежде с ее реальным носителем – человеком.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Соотношение природного и социального в человеке………………………..3
2.Роль природных факторов в формировании социальной жизни…………….5
3. Социальная жизнь…………………………………………………………….10
4. Культура и ее влияние на общественное развитие…………………………21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Соотношение природного и социального в человеке………………………..3
2.Роль природных факторов
в формировании социальной
3. Социальная жизнь……………………………………
4. Культура и ее влияние
на общественное развитие………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Социальная жизнь или социальная действительность - это взаимодействующие люди, функционирующие в системе экономики, политики, государственных и иных учреждениях и организаций, в рамках социальных групп, общностей и т.д. Для того, чтобы понять первоосновы социальной жизни, ее связи и взаимодействия, необходимо познакомиться прежде с ее реальным носителем – человеком.
Человек - есть сложное и противоречивое явление, не поддающееся однозначной характеристике. С одной стороны, человек - высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы, генетически связанный с другими явлениями природы. С другой стороны, человек - активный творец исторического процесса, развития материального производства, духовной культуры. Он - исходный элемент социальной жизни, субъект, взаимодействующий, осуществляющий свои поступки, ориентируясь на определенные ценности, принятые в социуме (обществе) нормы. Характер его жизнедеятельности во многом зависит от положения в системе взаимосвязанных людей.
Биологическую природу человек
наследовал от животного мира. А
биологическая природа от каждого
животного существа неуклонно требует,
чтобы оно, родившись, удовлетворяло
свои биологические потребности: ело,
пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило
себе подобное, чтобы воссоздать свой
род. Воссоздать свой род, - вот для
чего рождается, приходит в мир, индивид
животного. А для того, чтобы воссоздать
свой род, родившееся животное должно
есть, пить, возрастать, мужать, созревать,
чтобы быть способным заниматься
воспроизводством. Осуществив заложенное
биологической природой, животное существо
должно обеспечить плодоносность своего
потомства и... умереть. Умереть, чтобы
продолжал существовать род. Животное
рождается, живёт и умирает ради
продолжения своего рода. И больше
никакого смысла жизнь животного
не имеет. Этот же смысл жизни вложен
биологической природой и в жизнь
человека. Человек, родившись, должен получить
от своих предков всё необходимое
для своего существования, роста, возмужания,
а возмужав, - воспроизвести себе
подобного, родить ребёнка. Счастье
родителей - в их детях. Смыл их жизни
- родить детей. А если они детей
иметь не будут, их счастье в этом
плане будет ущербно. Они не испытают
естественного счастья от оплодотворения,
рождения, воспитания, общения с
детьми, не испытают счастья от счастья
детей. Воспитав и пустив в свет детей,
родители со временем должны ... освободить
место для других. Должны умереть.
И никакой биологической
Социальная природа также
Из-за причин зоологического несовершенства
отдельный человек в отрыве от
коллектива себе подобных не может
ни поддерживать свое существования, ни
тем более завершить
Кроме гарантий сохранения рода человеческого
общество сверх этого даёт каждому
своему члену ряд других, невиданный
в животном мире преимуществ. Так
только в обществе новорождённый
биологический кандидат на человека
становиться настоящим
Изучение человеческих обществ начинается с изучения основных условий, которые определяют их функционирование, их "жизнь". Понятие "социальная жизнь" употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают в ходе взаимодействия человека и социальных общностей, а также совместного использования природных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические, демографические и экономические основы общественной жизни.
При анализе основ социальной
жизни следует подвергнуть
Важную роль в социальной деятельности играет такой орган человека как рука с противопоставленным большим пальцем. Человеческие руки могут выполнять сложные операции и функции и сам человек может участвовать в разнообразных видах трудовой деятельности. Сюда же следует отнести и взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех направлениях, сложный механизм голосовых связок, гортани и губ, способствующий развитию речи. Человеческий мозг и сложная нервная система дают возможность высокого развития психики и интеллекта индивида. Мозг служит биологической предпосылкой для отражения всего богатства духовной и материальной культуры и ее дальнейшего развития. Мозг ко взрослому состоянию человека увеличивается в 5-6 раз сравнительно с мозгом новорожденного (с 300 г до 1,6 кг). Нижнетеменная, височная и лобная области коры головного мозга связаны с речевой и трудовой деятельностью человека, с абстрактным мышлением, обеспечивающим специфически человеческую деятельность. К специфическим биологическим свойствам человека относится длительная зависимость детей от родителей, медленный этап роста и полового созревания. Социальный опыт, интеллектуальные достижения не закрепляются в генном аппарате. Это требует внегенетической передачи нравственных ценностей, идеалов, знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями людей.
Огромное значение в этом процессе приобретает непосредственное социальное взаимодействие людей, "живой опыт". Оно не потеряло своего значения и в наше время, несмотря на колоссальные достижения в области "материализации памяти человечества, прежде всего в письменности, а в последнее время и в "машинной памяти". По этому поводу французский психолог А. Пьерон заметил, что если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой погибло бы все взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род не прекратил бы своего существования, культурная история человечества оказалась бы отброшенной к своим истокам. Некому было бы привести в движение культуру, приобщить к ней новые поколения людей, раскрыть им секреты ее воспроизводства.
При утверждении огромного значения биологической основы деятельности человека не следует абсолютизировать некоторые устойчивые различия в особенностях организмов, являющиеся основой деления человечества на расы, и якобы предопределяющие социальные роли и статусы индивидов. Представители антропологических школ, исходя из расовых различий, пытались обосновать деление людей на высшие, руководящие расы, и низшие, призванные служить первым. Они утверждали, что общественное положение людей соответствует их биологическим качествам и что оно есть результат естественного отбора среди биологически неравноценных людей. Эти взгляды были опровергнуты эмпирическими исследованиями. У людей разных рас, воспитанных в одинаковых культурных условиях, развиваются одинаковые взгляды, стремления, способы мышления и деятельности. Важно отметить, что одно лишь воспитание также не может произвольно сформировать воспитуемого. Врожденная одаренность (например, музыкальная) оказывает важное влияние на социальную жизнь.
Проанализируем различные
аспекты влияния географической
среды на жизнедеятельность человека
как субъекта социальной жизни. Следует
отметить, что есть определенный минимум
природно-географических условий, который
необходим для успешного
На этапе первоначального развития того или иного народа, географическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания. Народам тропиков, например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ. На Руси же издавно жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних, осенних, зимних.
Находит отражение географическая среда и в самосознании народов в виде представления о "родной земле". Некоторые ее элементы либо в виде зрительных образов (береза у русских, тополь у украинцев, дуб у англичан, лавр у испанцев, сакура у японцев и т.п.), либо в сочетании с топонимикой (реки Волга у русских, Днепр у украинцев, гора Фурзи у японцев и т.п.) становятся своего рода символами национальной принадлежности. О влиянии географической среды на самосознание народов свидетельствуют и названия самих народов. Например, береговые чукчи называют себя "ан калын" - "морские жители", а одна из групп селькупов, другого малого северного народа -"леинкум", т.е. "таежные люди".
Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например, возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях Казахстана).
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм", полное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей "географического детерминизма", которые усматривают однозначную и однонаправленную зависимость между географической средой и процессами социальной жизни, когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники, культурный обмен между народами создают определенную независимость человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не должна нарушать ее основных экосвязей.
В социологии сложилось два основных подхода к анализу общества как особой категории. Сторонники первого подхода ("социальный атомизм") полагают, что общество - это совокупность отдельных индивидов и взаимодействие между ними. Г. Зиммель полагал, что "взаимодействие частей" - это то, что мы называем обществом. П.Сорокин пришел к выводу, что "общество или коллективное единство как совокупность взаимодействующих индивидов, существует. Представители другого направления в социологии ("универсализм") в противовес попыткам суммирования отдельных людей, полагают, что общество есть некая объективная реальность, которая не исчерпывается совокупностью входящих в ее состав индивидов. Э.Дюркгейм придерживался мнения о том, что общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную особыми свойствами. В. Соловьев подчеркивал, что "человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное целое, имеет свою собственную жизнь и организацию".
Вторая точка зрения преобладает в социологии. Общество не мыслимо без деятельности людей, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности. В процессе этого взаимодействия люди оказывают систематическое воздействие на других индивидов, формируют новое целостное образование - общество. Общество в целом является самой большой системой. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, политическая, социальная, духовная. В обществе выделяются и такие подсистемы как классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья и др. Каждая из названных подсистем включает в себя множество и других подсистем. Они могут взаимно перегруппировываться, одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. Индивид не может не подчиняться требованиям той системы, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности. Вместе с тем в обществе существуют одновременно различные формы социальной деятельности и поведения, между которыми возможен выбор.
Информация о работе Соотношение природного и социального в человеке