Федеральное агентство
по образованию
ГОУ ВПО «Тульский государственный
университет»
Кафедра социологии и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ
работа по дисциплине
«методика
преподавания социологии»
на тему:
«Составление
методического пособия для семинарского
занятия по предмету социология молодежи.
Тема – история становления отечественной
социологии молодежи»
Студентка гр.860481
________________________
Морозова Ю.А.
Науч. рук.: канд. социол. наук,
доц. _____________________ Мартынова
Т.М.
Тула 2013
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………3
План проведения занятия
по социологии молодежи. Тема - История становления
отечественной социологии молодежи. (180
минут)………….....................5
Заключение………………………………………………………………..………13
Библиографический список…………………………………………………
Введение.
Методика преподавания –
это прикладная наука, все ее положения,
в конечном счете, направлены на повышение
качества образования студентов, на их
развитие, социализацию и воспитание.
Это та отрасль педагогической науки,
которая непосредственно прокладывает
мост от теории к практике. Если методика
преподавания исследует закономерности
процесса обучения учебному предмету,
то это значит, что практика обучения обеспечивает
его высокие результаты лишь при том условии,
когда преподаватель не только хорошо
знает эти закономерности, но и руководствуется
ими на лекциях и семинарских занятиях,
во внеаудиторной работе1.
Актуальность. Система высшего педагогического
образования направлена на вхождение
в мировое образовательное пространство.
Это вызывает внесение изменений в методик
преподавания всех дисциплин. Идет интенсивный
поиск новых форм учебно-методического
обеспечения образовательного процесса
при подготовке будущих специалистов.
Объект крз – процесс составления методических
пособий по социологическим дисциплинам.
Предмет крз– углубленное изучение составления
методических пособий для проведения
семинаров и лекций по социологии молодежи.
Цель крз – разработать план
занятия по социологии молодежи. (180 минут).
Задачи крз:
- Изучение особенностей проведения лекций и семинарских занятий по социологическим дисциплинам.
- Изучение медов составления плана проведения семинарских занятий и лекций.
- Приобретение опыта в разработке методических материалов к лекциям и семинарским занятиям.
План проведения
занятия по социологии молодежи. Тема
- История становления отечественной социологии
молодежи. (180 минут)
Рабочий план составлен на
основе Методических указаний к практическим
(семинарским) занятиям и к самостоятельной
работе студентов по социологии молодежи,
Тула 2010г.
Тема 3. История становления
отечественной социологии молодежи.
3.1. Отечественная социология
молодежи в первые годы советской власти.
3.2. Отечественная
социология молодежи в послевоенный период.
3.3. Развитие отечественной
социологии молодежи в период 1970-1980-х.
3.4. Отечественная социология
молодежи в период 1990-2000-х.
Семинар проводится 4 академических
часа. Основные планируемые действия и
отводимое на них время.
- Поздороваться с присутствующими студентами. (1 минута)
- Провести проверку посещаемости. (3 минуты)
- Кратко охарактеризовать специфику темы семинарского занятия, а также провести связь с предыдущим занятием, для чего необходимо провести параллель между западной и отечественной социологией молодежи, найти общее и различия в ней. (В рамках собственно социологического знания интерес к молодежной проблематике обычно возникал в периоды обострения социальных «проблем с молодежью»: социологи как бы отвечали на определенный социальный заказ, объясняя возникшую проблемную ситуацию. При этом теоретическое осмысление молодежной проблематики в большинстве случаев оставалось в стороне. В критическом обзоре социальных исследований молодежи немецкий социолог К. Харельман отмечает, что «исследования молодежи в основном сводились к больным точкам молодежного поведения, таким, как кризис образования, безработица, потребление наркотиков, политический экстремизм — т. е. тем проблемам, к которым было приковано общественное внимание в данный момент, и зачастую из поля зрения выпадал целостный феномен "юности" как таковой» В развитии российской социологии можно выделить как тенденции, общие для мировой социологии, так и специфически «советские» черты. К числу первых относится рассмотрение молодежи как компонента в социальной структуре и элемента мобильности общества в связи с проблемами образования, рынка труда и демографическими проблемами; существенно слабее, чем в западных национальных социологиях, разработана проблематика поколенческих культурных изменений и молодежной субкультуры, которые появились у нас значительно позднее. Формы политического протеста и молодежного экстремизма оказались совершенно не изученными и обозначились лишь в самое последнее время по понятным причинам. (5 минут)
- Поставить перед студентами цель занятия: Рассмотреть становление и развитие отечественной социологии молодежи начиная с первых годов советской власти до 2000-го года молодой России. (2 минуты).
- Объяснение нового материала по пункту 3.1. Отечественная социология в первые годы советской власти. (10 минут)
- Для усвоения нового материала студентам предлагается заполнить таблицу 1. (20 минут)
Таблица 1. Особенности развития
социологии молодежи в 1920 – 1930-х годах.
Западная социология молодежи
периода 1920 – 1930-х годов. |
Отечественная социология молодежи
периода 1920 – 1930-х годов. |
|
|
|
|
|
|
- Студентам предлагается сделать вывод из услышанного. Иметь четкое представление об особенностях формирование социологии молодежи в первые годы советской власти. (4 минуты)
Перерыв 5 минут.
- Далее дать определение новых понятий: педология, молодость, социализация молодежи, концепция повседневности, социальная мобильность молодежи, молодежная субкультура, делинквентная подкультура молодежи, неформальные молодежные объединения, социальная субъектность молодежи, воспроизводственный подход в исследовании молодежи. (10 минут).
- Объяснение нового материала по пункту 3.2. Отечественная социология молодежи в послевоенный период. (15 минут)
- Из услышанного предложить студентам устно назвать особенности отечественной социологии молодежи послевоенного периода. Ответ на дополнительные баллы. (5 минут)
- Объяснение студентам нового материала по пункту 3.3. Развитие отечественной социологии молодежи в период 1970-1980-х. (10 минут.)
Перерыв 10 минут.
- Предложить студентам пройти тест на дополнительные баллы для усвоение пройдённого материала. (5 минут). Ответы на тест: 1-3, 2-1, 3-2, 4-1, 5-3.
Тест.
Тема: Развитие отечественной
социологии молодежи в период с 1970 по
1980 годы.
- В последние годы своей жизни Ф.Р.Филиппов занимался изучением межпоколенной мобильности. На основе выборочных единовременных обследований ЦСУ СССР проанализированы изменения в социальной структуре за счет вступления в трудовую жизнь нескольких возрастных когорт (вступивших в трудовую жизнь в конце 40-х, в 50-60-х и в середине 70-х гг.). По результатам этого трудоемкого проекта опубликована монография, которая является одним из первых социально-исторических исследований поколений. Как называлась эта монография?(2балла)
- Разрыв традиционных связей между родителями.
- Кризис современной семьи.
- От поколения к поколению.
- Какой сектор создается в 1985 году на базе института социологических исследований АН СССР? (1балл)
- Сектор «Социальных проблем молодежи»
- Сектор «Социальной молодежи»
- Сектор «О реорганизации молодежных структур»
- В 1970-е годы были осуществлены исследования социальных перемещений молодежи. Базой для разработки какой теории послужили эти исследования? (0,5 балла)
- Теория социального самоопределения молодежи.
- Теория социальной мобильности молодежи.
- Теория о ролевых структурах личности.
- В чем смысл социально-воспроизводственного подхода разработанного в 1980х годах В.И. Чупровым?(0,5 балла)
- Социальная сущность молодежи определяется становлением ее субъективности в общественном воспроизводстве.
- Предусматривает ориентацию управляющий системы при решении любых задач.
- Подход, направленный на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка.
- Опираясь на социально-воспроизводственный подход были разработаны концепции: (1 балл)
А. Социальной интеграции молодежи.
Б. Гражданской идентификации
молодежи.
В. Управление конфликтами
в молодежной среде.
Г. Воспроизводства малого
предпринимательства в России.
1) Правильный ответ –
А, Б, В.
2) Правильный ответ –
А, Б.
3) Все перечисленные варианты
правильны.
13. Проверка теста. Разборка
с группой правильных вариантов ответа.
(5 минут).
14. Объяснения нового материала
по пункту 3.4. Отечественная социология
молодежи в период 1990-2000-х. (15 минут).
15. Письменные ответы на
вопросы студентами: (10 минут)
- Когда начали закладываться основы отечественной социологии молодежи? Расскажите, как именно это происходило.
- Каким аспектам социального развития молодежи особое внимание уделялось в отечественной науке в первые годы Советской власти? Почему?
- В чем причина перерыва в развитии отечественной социологии молодежи в 1930-1940-е годы?
- Чем объясняется всплеск научного интереса к молодежным проблемам в нашей стране в период 1960-1980 годов?
- Как бы вы охарактеризовали основные достижения отечественной социологии молодежи во второй половине XX века?
- Какова направленность исследований молодежи в отечественных школах?
- Расскажите о лонгитюдных исследованиях, проводимых эстонским социологом М. Титмой.
- Какие исторические события повлияли на становление отечественной социологии молодежи с 1991 по 2003 гг.?
- Перечислите основные задачи, стоящие перед социологией молодежи в XXI веке.
- Назовите виднейших отечественных исследователей, занимающихся
изучением проблем
молодежи.
- Как бы Вы охарактеризовали основные достижения отечественной
социологии
молодежи в пореформенный период?
- Каковы перспективы развития отечественной социологии молодежи?
16. Заполнить со
студентами письменно таблицу 2. (5 минут)
Таблица 2. «Основные этапы развития
отечественной социологии молодежи»
Основные этапы и их
хронологические рамки |
Основные персоналии |
Основные достижения |
|
|
|
17. Заполнение у доски
студентом таблицы 3. На дополнительные
баллы. (до 3х баллов) ( 5 минут)
Таблица 3. «Научные школы
отечественной социологии молодежи»
Научные школы |
Основные персоналии |
Основные достижения |
Новосибирская |
|
|
Свердловская |
|
|
Эстонская |
|
|
Ленинградская |
|
|
Перерыв 10 минут.
Введение игрового момента
в семинар. Разделить студентов на 3
равные группы. Предложить за время 1 академического
часа дать максимальное количество правильных
ответов на задаваемые преподавателем
вопросы. По истечению времени группа,
набравшая наибольшее количество правильных
ответов получит 3 балла. Группа, занявшая
второе место – 2, и соответственно занявшая
третье место – 1 балл.
18. После перерыва предложить
студентам разделиться на 3 равные группы.
( В зависимости от количества присутствующих)
(1 минута).
19. Предложить студентам
ответить на следующие вопросы:
(время ответа на каждый вопрос
1минута.) (13 минут.)
- Автор работы «Кризис современной семьи» 1916 г.?
- Автор работы «Кризис семьи как органа воспитания»?
- Название статистического сборника изданного в 1936 году к Х съезду ВЛКСМ?
- В каком году создается группа социологии ЦК ВЛКСМ?
- Как называется первое всесоюзное исследование 1966 года?
- В каком году была создана лаборатория «Исследование проблем молодежи и студенчества»?
- С какого года в социологии молодежи применяется междисциплинарный (комплексный) подход?
- Теория социальной мобильности молодежи.
- Факторы, влияющие на социальное самоопределение молодежи по версии В.Н. Шубкина?
- Культурологическая концепция социологического определения понятия молодёжь?
- Социально-воспроизводственный подход.
- Концепции, разработанные с опорой на социально-воспроизводственный подход2.