Состояние проблемы сиротства в России и г. Челябинск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы дать по возможности наиболее точную характеристику органам опеки и попечительства, привести наиболее точную статистику детей-сирот в Российской Федерации, понять и провести анализ эффективности органов опеки и попечительства, как формы семейного устройства детей-сирот. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Состояние проблемы сиротства в России
Современное состояние детей сирот в России………………………..7
Проблемы сиротства в современной России…………………………12
Состояние проблемы сиротства в г. Челябинск………………………..17
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Алиментные обязательства.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Однако, говоря о роли «материального фактора» в обострении проблем сиротства, следует отметить, что, находясь в стесненных условиях, большая часть родителей не бросает детей. Поэтому считать проблему отказа от детей только порождением низкого уровня материального благосостояния общества было бы абсолютно неверным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Проблемы сиротства  в современной России

 

Невероятно, но факт, что в современной, мирной России, России ХХI века численность детей-сирот значительно больше, чем в послевоенные годы. По сути, Россия переживает сейчас 3-ю волну сиротства, что бесспорно явилось следствием социально-экономических потрясений 90-х годов прошлого века.

В настоящее время в России проживает около 1 миллиона детей-сирот против 600 тысяч человек в 1945 году.

Однако даже при таких ужасающих цифрах более всего пугает динамика их роста по всем регионам Российской Федерации. Так, в Тюменской области в 2002 году было зарегистрировано 8811 детей-сирот, в 2004 - 9517, а по состоянию на 1 июня 2005 численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составила уже 10018 человек.

Острота и масштаб проблемы заставляет государственные органы и общество в целом бить в колокола и в срочном порядке искать пути и методы ее решения. Увеличение числа специализированных государственных учреждений не может являться таковым, так как во всех странах их выпускники считаются одной из наиболее уязвимых социальных групп.

Российский пример убедительно свидетельствует об обоснованности такого мнения: 40% находившихся на полном государственном обеспечении сирот впоследствии становятся алкоголиками и наркоманами, 10% кончают жизнь самоубийством, 40% совершают преступления.

Мировой опыт свидетельствует о том, что для воспитания психологически зрелой и социально адаптированной личности, дети-сироты как можно с более раннего возраста должны быть помещены в семью или же в условия, наиболее приближенные к семейным. России семейное воспитание не нашло еще должного распространения. По международным оценкам, около трети всех детей-сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России.

Именно поэтому, так важно для государства - развивать систему семейного воспитания в различных ее формах, и, так важно для общественных организаций и частных лиц оказывать всестороннюю поддержку в решении данной проблемы.

Проблема сиротства была включена в сферу научных и практических интересов относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла. По состоянию на январь 2006 года в России состояло на учете 776,4 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 347,5 тысяч находится под опекой (попечительством), 154,2 усыновлены (удочерены), 5,2 тысячи в приемных семьях, 183,5 тысячи находится в интернатных учреждениях России всех типов и 86 тысяч обучаются в учреждениях профессионального образования.

Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот увеличилось на 70 %.

Сиротство – это социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время сиротами считались дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. «Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель».

Социально-экономические и нравственные процессы в обществе, происходящие в XX веке во многих странах мира обусловили появление социального сиротства, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям. «Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем».

К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:

1. умерли;

2. лишены родительских  прав;

3. ограничены в родительских правах;

4. признаны безвестно  отсутствующими;

5. недееспособны (ограниченно  дееспособными);

6. отбывают наказание  в исправительных колониях;

7 обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

8. уклоняются от воспитания  детей;

9. отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т. д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др.

Большинство детей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости детей - сирот.

Специалисты выделяют следующие проблемы детей-сирот:

1. Особая проблема-феномен  «мы» в условиях детского дома. У детей возникает своеобразная  идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда  есть чувство фамильного «мы», отражающего причастность к своей  семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, обеспечивающая ребенку защищенность. В условиях жизни ребенка без родительского попечительства стихийно складывается детдомовское (интернатное) «мы» – совершенно особое психологическое образование. Дети охраняют друг друга в школе, на улице, все вместе готовы извлекать свои выгоды от чужих. У них особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим – детдомовцам. При этом внутри своей группы они могут жестоко обращаться со сверстниками или детьми младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего, вследствие нереализованной потребности в любви и признании, эмоционально- нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.

2. Отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей. Каждому человеку необходимо особое состояние одиночества, обособления, когда происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности.

3. Неумение общаться. Его  контакты поверхностны, нервозны  и поспешны – он одновременно  домогается внимания и отторгает  его, переходя на агрессию или  пассивное отчуждение. Нуждаясь  в любви и внимании, он не  умеет вести себя таким образом, чтобы с ним обращались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Ученые, занимающиеся проблемами сиротства, называют следующие причины, приводящие к социальному сиротству:

1. Отказ родителей от  детей, в том числе и при  рождении.

2. Отсутствие родительской  заботы о детях, передача детей  на воспитание родственникам, а  также посторонним людям

3. Эксплуатация детей  в семье – экономическая, сексуальная и т.д.

4. Жестокое отношение  к ребенку.

5. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, психические  расстройства.

6. Смерть родителей.

7. Природные и социальные  катаклизмы, вынуждающие население  страны к хаотической миграции.

Исследователи единодушны в том, что истоки социального сиротства берут свое начало в семье. При внимательном знакомстве с семьями, в которых ребенок стал сиротой или лишился попечения родителей, выявляется общая закономерность: сиротству либо предшествовали нарушения привязанности между родителями и детьми, либо привязанность не была сформирована. Государство пытается решить проблемы сиротства, но те мероприятия, которые оно проводит, не улучшают ситуацию, а, наоборот, тормозит, что говорит о неэффективности существующих на данный момент мер.

Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 8 апреля 2002 года, № 34-ФЗ.

 

 

 

 

  1. Состояние проблемы сиротства в г. Челябинск

Для решения проблемы сиротства в Челябинской области делается недостаточно.

Создана специальная комиссия, основная цель ее работы – создание региональной законодательной базы, которая бы соответствовала федеральной, с учетом особенностей ситуации в Челябинской области.

На сегодняшний день в Челябинской области под патронажем государства находится 15,5 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей. Из них большинство (70%) воспитывается в замещающих семьях, 4500 детей – в социальных учреждениях. В нынешнем году впервые отмечена тенденция к уменьшению количества вновь выявленных социальных сирот, тем не менее, ежегодно их в области прибавляется в среднем 2400 человек.

Большинство детей, устроенных в семьи, находится под опекой, чаще всего, у родственников. Остальные воспитываются в приемных семьях. В прошлом году их количество увеличилось на 159. Эта форма семейного устройства понятна приемным родителям и востребована ими. В результате работы министерства социальных отношений по широкому распространению информации о детях, нуждающихся в устройстве в семью, в прошлом году для 30-ти из них удалось найти родителей.

Проблемы сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области решаются вполне успешно по сравнению с другими регионами страны. Но, достигнутые показатели необходимо сравнивать не с другими странами и регионами, а с идеальной нормой.

Участники комиссии отметили основные проблемы, связанные с детьми-сиротами, которые актуальны для Челябинской области. Во-первых, необходима работа с неблагополучными семьями, которые являются основным источником появления социальных сирот.

«Необходима профилактика социального неблагополучия, чтобы перекрыть канал «поставки» сирот. Безработица, потеря жизненных ориентиров и депрессии нередко являются причиной алкоголизма и разрушения семей».

Во-вторых, необходимо изменить менталитет населения, отношение людей к вопросам усыновления, нередко дети-инвалиды оказываются на попечении государства потому, что родители не получают необходимой поддержки. Они отказываются от детей иногда прямо в роддомах или передают их в социальные учреждения позже, когда оказывается, что с воспитанием инвалида не могут справиться. Кроме того, в обществе существует предубеждение против детей, оказавшихся в детском доме, и страх взять ответственность за их судьбу.

В-третьих, важно следить за судьбой сирот, которые выходят из стен детского дома, развивать систему наставничества, более серьезно подойти к вопросу обеспечения выпускников детдомов жильем, в прошлом году области было выделено 293 миллиона рублей на обеспечение жильем детей-сирот, из них 17 миллионов было возвращено из тех районов, где жилье не строится, и аукционы на покупку квартир провести было невозможно.

Необходимо серьезно пересмотреть вопросы материального обеспечения детей-сирот. Социальным учреждениям на содержание одного ребенка выделяется 18-35 тысяч рублей, в то время как опекуны получают примерно 5 тысяч рублей, приемные родители – 11 тысяч рублей. Эти финансовые средства можно распределить иначе, и перенаправить их в адрес приемных семей.

Поскольку в ближайшей перспективе полностью ликвидировать детские дома не удастся, еще одна из задач – создать живущим в них детям максимально комфортные условия.

В случае перепрофилирования у детдомов появится новая функция — подбор потенциальных кандидатов в опекуны, приемных родителей, усыновителей и дальнейшая работа с ними. В силу этого идеология детдома должна полностью поменяться.

Если власть, общество и детдома не объединятся, то эту проблему не преодолеть. Плюс сами дети-сироты должны участвовать в ее решении. 
Власть сегодня однозначно готова делать шаги по принятию законопроектов, которые могли бы помочь справиться с этой задачей. Создана временная комиссия, которая работает над проблемой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ее состав входят министерство социальных отношений, уполномоченный по правам ребенка, министерство образования и науки, минздрав и ряд других организаций исполнительной власти, представители Законодательного Собрания области, а также общественные организации, директора детдомов и религиозные конфессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены все основные проблемы детей сирот России и г. Челябинска, предложены пути решения этих проблем.

- Опека и попечительство - правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности;

- Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребёнка на  правах кровного со всеми вытекающими  отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать  себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой  устройства детей;

Информация о работе Состояние проблемы сиротства в России и г. Челябинск