Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:53, контрольная работа
Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА……………………………………………………………………….5
1.1. Основные положения теории социализации……………………………….5
1.2. Основные подходы к периодизации социализации………………………..6
1.3. Фазы социализации…………………………………………………………12
1.4. Каналы и механизм социализации молодёжи в современном обществе………………………………………………………………………….14
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ……………………………………………..19
2.1. Анализ статьи В.П. Чудиновой «Литературная социализация детей и подростков: негативные процессы»……………………………………………19
2.2. Рассмотрение проблемы социализации в статье Н.Г. Марченковой «Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с интернет - зависимостью»…………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Влияние информационных технологий на личностное развитие не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при так называемой интернет-аддикции существует возможность развития отдельных способностей, Я-концепций и мотивационной сферы в целом. Особый интерес представляет собой такое явление, как «игры с идентичностью», или экспериментирование с самопрезентированием, опирающееся на фундаментальное свойство интернета, задающее ситуацию безопасности, – анонимность. Другие свойства интернета – пространственно-временная неограниченность коммуникации и легкость визуализации ипостасей личности – создают предпосылки для интенсификации общения на личностном уровне.
Оказывая развивающее воздействие на интеллектуальные способности, способности к деятельности, компьютеризированная деятельность может подавлять сферу межличностного взаимодействия, ограничивая реальные социальные контакты. Чрезмерное пребывание за компьютером в ущерб всему остальному, трудности в установлении и поддержании межличностных отношений из-за особенностей мировосприятия и познавательных процессов, обусловленных взаимодействием с виртуальной реальностью компьютерных технологий, приводят к упрощению системы отношений «человек – человек» у подростков, включенных в компьютеризированную деятельность. В личностном развитии у них преобладают характеристики человека- деятеля и плохо развиты свойства человека – субъекта социальных взаимоотношений.
Они менее осведомлены обо всех тонкостях человеческих взаимоотношений, все происходящее склонны оценивать логически, рационально, с помощью мыслительных операций, что не всегда приемлемо для межличностных отношений.
Нечеткое осознание
Описанные особенности сознания опытных пользователей компьютерных технологий влияют на освоение и понимание ими социально-нормативных отношений в целом. Так, например, изменяется поло-ролевой компонент социализации, общение со сверстниками, профессиональное самоопределение, выбор способов достижения целей индивидуального развития и др.
Выявлено, что у опытных пользователей компьютерных технологий восприятие и понимание другого человека и взаимодействие с ним подчиняются ценностной ориентации личности на активное достижение в деятельности, а у неопытных пользователей – ценностной ориентации на продолжение отношений. В ценностном образе другого у опытных пользователей компьютерных технологий доминируют деловые качества, ориентация на успех и достижение, активность, интеллект, выступая основным регуляторами межличностных отношений, что выражается в форме их чувствительности к оценке образа другого прежде всего как субъекта-деятеля.
Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат (имеется в виду IRC – Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail. Исследователи интернет-общения обычно разделяют способы общения в интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными – e-mail и телеконференции, где общение происходит в режиме off-line, в отличие от on-line чата (IRC) и MUDs. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета (например, в конференции relcom.fido.su.windows, как видно по ее названию, происходят дискуссии о Windows), в то время как чат, опять же как правило, своей темы не имеет.
В качестве отдельной формы общения в интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от multi-user dimension – ролевая игра, в которой пользователи объединены в одном виртуальном пространстве), близкое к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели – стремлением выиграть.
Общение посредством Интернета обладает следующими характеристиками.
1. Все названные формы
общения в связи с его
Анонимность общения в интернете обогащает возможности самопрезентации подростка, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют ему конструировать свою идентичность по своему выбору. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более или менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание информации или презентация ложных сведений.
2. В интернет-коммуникации теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов» (их существует около 100), физическое отсутствие коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые подросток в данный момент не испытывает. То есть в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных внешними характеристиками партнеров по коммуникации: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью, а также коммуникативной компетентностью, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности.
Термин «интернет-зависимость» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 г. для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию интернета. Как правило, для интернет-зависимых подростков характерны дисгармония функционирования эмоциональной сферы, проявляющаяся в неспособности к осознанию своих чувств, невозможности спонтанно отреагировать их в коммуникативных ситуациях. Такая дисгармония часто формируется в результате псевдосолидарного типа семейных отношений, в которых отношения носят формальный характер, отсутствует искренняя вовлеченность родителей в дела ребенка, что способствует возникновению у него ощущения изолированности и в дальнейшем приводит к проблемам адаптации в коллективе сверстников. Можно предположить, что использование интернет-ресурсов в качестве средств общения и самораскрытия характерно для тех, кто ощущает некоторую недостаточность, неполноту, ущербность «обычной» реальности. Собственно образ «Я» и самооценка таких людей, сформировавшись под влиянием столкновений с неудовлетворяющей их реальностью, сопровождаются специфическими проблемами и связанным с этим эмоциональным напряжением.
Интернет важен для тех подростков, чья реальная жизнь по тем или иным причинам межличностно обеднена. Существуют особые трудности, с которыми многим подросткам приходится сталкиваться в самом процессе межличностного общения, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработке общей позиции.
В этих случаях люди скорее используют интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. При этом и без того узкий круг общения по мере развития интернет-зависимости приводит фактически к формальной изоляции подростка. Таким образом, подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям, в большей степени подвержены риску развития интернет-зависимости. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в Сети достаточным для самоутверждения и для улучшения психического состояния.
Будучи включенными в виртуальную группу, интернет-зависимые становятся способными испытывать эмоциональный риск путем высказывания суждений, противоречащих мнению других людей. В реальной жизни интернет-зависимые не могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и родителям. В киберпространстве они выражают эти мнения без страха отвержения, потому что «собеседники» являются менее досягаемыми, а идентичность самого коммуникатора может быть замаскирована. Выявлено, что интернет-зависимые используют интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); возможности «творения персоны», вызывая тем самым определенную реакцию окружающих или их признание.
Наконец, интернет-зависимость может вызываться психопатологией: К.С. Янг установила, что депрессия коррелирует с интернет-зависимостью. Депрессивные больные, которые больше других испытывают страх отвержения и больше других нуждаются в социальной поддержке, пользуются Интернетом, чтобы преодолеть трудности межличностного взаимодействия в реальности.
Интернет в качестве средства «ухода» от реальности дает следующий спектр возможностей:
• возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувство безопасности при их осуществлении, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п.);
• возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, невозможных для реализации в обычном мире, например, и т.д.);
• чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям;
• неограниченный доступ к информации, «информационный вампиризм» (в основном опасность стать зависимым от Всемирной паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются чуть ли не единственным, а иногда и единственным средством общения).
Изучение теоретических источников и анализ практического опыта организации профилактики интернет-зависимости подростков позволили выявить глубину и социальную значимость решения данной проблемы.
Интернет-зависимость молодежи и подростков является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от интернет-зависимости страдают и молодые люди, и их родные, и общество в целом, ведь она проявляется в бегстве в виртуальную реальность людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением. В школах уже идет тотальная информатизация, в семьях еще не сформировалась культура дозированного общения с компьютером. Вхождение детей в Интернет должно сопровождаться контролем со стороны родителей и учителей, сверстников, старших друзей и референтно значимых взрослых, являющихся носителями живого человеческого общени
Заключение
Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод, что одним
из важнейших универсальных
Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Итак, социализация - это процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передает младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.
Именно посредством
Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.
Таким образом, реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации личности, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколений к поколению.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002.
2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Проспект, 2001.
3. Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2005. №3
4. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Ростов-н/Д, 2000 г.
5. Марченкова Н.Г. «Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с интернет - зависимостью», Социс. № 2, 1992 г. с. 83-89
6. Тадевасян Э. В. Социология. - М.: Знание,1998 г.
7. Чудинова В.П. «Литературная социализация детей и подростков: негативные процессы», Социс. № 4, 2010 г. с. 55-58
8. Чупров, В.И. Социализация молодежи в посткоммунистической России. Социально-политический журнал, №6. 1996 г.
9. Краткий словарь по социологии. – М., 1998 г.
10. Новый словарь иностранных слов / Гл. ред. В.В. Адамчик. Мн.: Современный литератор, 2005.
11. Российская социологическая энциклопедия. Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М. Москва, 1998.