Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:40, реферат
Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня -- от политиков до учителей и родителей.
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические аспекты социализации………………………………........4
1.1. Основные положения теории социализации………………….............4
1.2. Фазы социализации………………………………………………...…...5
1.3. Основные подходы к периодизации социализации……………….....8
II. Социализация молодежи в современном российском обществе…..........14
2.1. Каналы социализации современной российской молодежи…….….14
2.2. Механизм социализации молодых людей…………………………...20
2.3. Проблемы социализации молодежи в современном
Российском обществе………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...…..27
Список используемой литературы………………………………………….…..30
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Оренбургский государственный аграрный университет
Юридический факультет
Кафедра социологии и социальной работы
Курсовая работа
Социализация молодежи в современном российском обществе
Выполнил:
студент юридического факультета
отделения социальной работы
21соц. группы Искиндиров Р.К.
Проверил:
преподаватель Спасенкова С.В.
Оренбург 2007
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I. Теоретические аспекты
социализации………………………………......
1.1. Основные положения
теории социализации…………………....
1.2. Фазы социализации…………………………………
1.3. Основные подходы к
периодизации социализации……………
II. Социализация молодежи
в современном российском
2.1. Каналы социализации
современной российской
2.2. Механизм социализации молодых людей…………………………...20
2.3. Проблемы социализации молодежи в современном
Российском обществе……………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….…..
Приложение №1……………………………………………
Приложение №2……………………………………………
Введение
Анализ проблем и особенностей
социализации молодежи нельзя не начать
с уточнения понятия «молодежь»
Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня -- от политиков до учителей и родителей.
В связи с этим целью, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как анализ специфики и особенностей социализации молодежи как социально-демографической группы в современном российском обществе, когда последнее находится в условиях становления рыночных отношений, с учетом демографической ситуации в мире и стране.
Мой интерес к данной проблематике
объясняется тем, что я являюсь
одним из представителей настоящего
поколения молодых людей
I.
Теоретические аспекты
социализации
Основные положения теории социализации
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997. - 427 с.
Существует два наиболее выраженных взгляда на существо социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, с другой -- они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Проспект, 2001. - 294 с.
Склоняясь больше к последней точке зрения, в самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это -- один аспект социализации.
Второй аспект касается характеристики
ее как существенного элемента социального
взаимодействия, предполагающего; что
люди хотят изменить свой собственный
имидж, улучшить представление о
себе в глазах других, осуществляя
свою деятельность в соответствии с
их ожиданиями. Следовательно, социализация
связана с выполнением
Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации, как семья, которая «включает» личность в социальные структуры. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 267 с.
Таким образом, можно сделать
вывод, что социализация представляет
собой двусторонний процесс, включающий
в себя, с одной стороны, усвоение
индивидом социального опыта
путем вхождения в социальную
среду, систему социальных связей; с
другой стороны, процесс активного
воспроизводства индивидом
Следует сказать также, что одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах. При пристальном внимании оказывается, что это не одно и то же. Количество этапов называют разное, а фазы, как правило, рассматриваются одни и те же. При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам.
1.2. Фазы социализации
Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации). Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника -- члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассматривать последовательно этапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз.
Фаза адаптации.
Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Горяева Т.Н. Социализация молодежи. Аспирант и соискатель, №2, 2006 - 164 с.
Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация -- это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации -- освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.
Адаптация выступает как
недостаточно глубокий, преимущественно
внешний процесс социализации, приобретая
при этом активную и пассивную
форму. Активная форма заключается
в стремлении личности не только понять
и освоить нормы и ценности
социальной среды, виды деятельности и
взаимодействия, принятые в ней, но
и выразить свое индивидуальное отношение
к ним, часто проявляющееся в
неудовлетворенности ими и
Сутью адаптационных процессов выступает взаимодействие личности - субъекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеет позитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исход которого зависит не столько от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.
Если эта среда обеспечивает ряд необходимых условий для достижения совместимости с нею адаптанта, то его действия будут направляться на ускорение темпов этого процесса, сознательное овладение теми или иными способами адаптивной деятельности. В итоге признаки адаптированности будут нарастать, а социализация - благополучно осуществляться.
Следовательно, процесс адаптации может быть успешным и безуспешным, что выражается в соответствующих социологических показателях. В первом случае это может быть высокий социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации станет дезадаптация и ее конкретные проявления -- текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение и т.д. Именно эти характеристики дезадаптации и выступают десоциализирующими факторами.
Адаптация молодых людей
имеет большое видовое
В условиях современной России,
переживающей переходное состояние
от социализма и постсоветского общества
к новому социальному обустройству,
проблема адаптации молодежи приобретает
особое значение в рамках общего процесса
их социализации. Адаптация превращается
в социальную и психологическую
способность молодых людей
Фаза интернализации.
Второй фазой социализации личности является интернализация (инте-риоризация). Она означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека.
Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более «затянутой» по времени своего осуществления, более длительной и фундаментальной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности (либо социального института, организации).
Интернализация личности означает полное ее включение в ту или иную социальную структуру, в ряде случаев даже «сращивание» с ней. Последнее происходит тогда, когда деятельность какой-либо конкретной структуры трудно представить себе без того или иного человека. Это может быть руководитель или основатель данной структуры (хотя, в общем, такое совсем не обязательно); Человек, становящийся необходимым и незаменимым в той или иной среде, самим фактом подобного статуса свидетельствует об успешности его интериоризации. Ее важным фактором является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.
Информация о работе Социализация молодежи в современном российском обществе