Социалисты-утописты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:24, реферат

Краткое описание

Социалисты-утописты не видели реальных путей перехода к обществу социальной справедливости, не понимали исторической миссии пролетариата, хотя и отмечали противоположность классовых интересов. На пролетариат они смотрели как на угнетенную, страдающую массу. Своей задачей они считали развитие сознания, пропаганду своих идей, воплощение их в жизнь путем создания коммуны, «фаланстера» или «Рынков справедливого обмена». Несовершенство и противоречивость социалистических теорий утопистов соответствовали незрелому капиталистическому производству и неразвитым классовым отношениям. Поскольку материальные условия для освобождения трудящихся не были еще созданы, представители утопического социализма выдвигали фантастические проекты будущего общества.

Содержание

Введение 3
Т. Мор и Т. Кампанелла 4
А. Сен-Симон 9
Ш. Фурье 13
Р. Оуэн 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат социалисты -утописты.docx

— 47.94 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

Т. Мор и  Т. Кампанелла 4

А. Сен-Симон 9

Ш. Фурье 13

Р. Оуэн 17

Заключение 21

Список использованной литературы 22

    

Введение

С древнейших времён люди, видя царившую вокруг общественную несправедливость, войны и восстания, стремились коренным образом преобразовать общество, сметя социальные рамки и установив  внутренний мир и спокойствие. Единственной возможностью осчастливливания человечества они видели установление всеобщего равенства. Их исследования, как правило, выходили за рамки экономической науки в чистом виде, однако они играли существенную роль для её последующего развития.

Социалисты-утописты не видели реальных путей перехода к обществу социальной справедливости, не понимали исторической миссии пролетариата, хотя и отмечали противоположность классовых  интересов. На пролетариат они смотрели как на угнетенную, страдающую массу. Своей задачей они считали  развитие сознания, пропаганду своих  идей, воплощение их в жизнь путем  создания коммуны, «фаланстера» или  «Рынков справедливого обмена». Несовершенство и противоречивость социалистических теорий утопистов  соответствовали незрелому капиталистическому производству и неразвитым классовым  отношениям. Поскольку материальные условия для освобождения трудящихся не были еще созданы, представители  утопического социализма выдвигали  фантастические проекты будущего общества. Однако, несмотря на ограниченность утопического социализма, в период становления  капитализма он был прогрессивным  учением, отражающим стремление зарождающегося пролетариата, и явился одним из источников марксизма.

На вершине утопического социализма стоят Клод Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Томмазо Кампанелла, Томас Мор. Все они предрекали гибель капитализма, настаивали на необходимости изменения общественной системы. 

Т. Мор и Т. Кампанелла

Эпоха Возрождения отличается не только культурным развитием стран  Западной и Центральной Европы, но и идейным и политическим развитием. Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых "социалистов-утопистов": Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд - обязанность всех, а распределение происходит по потребности.    

 Создателем первой литературной утопии, т.е. сказания о никогда и нигде не существовавшем, но желанном, прямо-таки идиллическом обществе (дословно "утопия" значит "нигде", т.е. место, которого нет), был Томас Мор. Впервые в мировой литературе Мор нарисовал подробную картину социалистического строя, основанного на коллективной собственности на средства производства. Сокращенный заголовок  главного произведения Мора - "Утопия" - дал название всему домарксистскому периоду социалистических и коммунистических исканий и мечтаний.   

 Карьера Томаса Мора складывалась более чем удачно. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил хорошее образование, стал просвещеннейшим человеком своего времени, дружил с самыми выдающимися учеными-гуманистами. В его доме написал Эразм Роттердамский свою знаменитую "Похвалу глупости". Мор избирался членом парламента и его спикером, выполнял важные дипломатические поручения короны и пользовался исключительным авторитетом как юрист. В 1529 году Мор стал лордом-канцлером и надеялся таким образом, используя высокий пост, влиять на политику короля.

Мор неплохо писал и его произведения оказали большое влияние, и не только на современников. Достаточно сказать, что его "История Ричарда III" явилась одним из источников известной драмы Шекспира.    

 Но, как говорится,  Мор сам себя погубил. Еще  в 1516 году вышла в свет за  границей "Весьма полезная, а также  и занимательная, поистине золотая  книжечка о наилучшем устройстве  государства и о новом острове  Утопия" или попросту "Утопия". Напечатана была эта книга  в бельгийском городе Лувене и за какие-нибудь два-три года выдержала несколько изданий.   

 Но в 1532 году это  произведение стало известно королю Генриху VII и карьере Мора наступил конец, а через 3 года Мора казнили. Причем его обвинили в государственной измене и приговорили к мучительной казни по требованию короля. Приговор гласил: " ...влачить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер, отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту".    

 В день казни Мору  сообщили о королевской милости:  приговор заменялся обыкновенным  отсечением головы, на что Мор  заметил: "Избави Боже моих  друзей от такой милости".   

 Не менее известным  мыслителем того же направления  эпохи Возрождения был Томмазо Кампанелла и его произведение "Город Солнца". Его настоящее имя было Джован Доменико. Позже, когда он принял монашество, ему в честь святого Фомы Аквинского дали имя Фома, Томмазо. А еще с детства у него было прозвание в память одного из прадедов - Кампанелла, что значит колокол. Под этим именем он и вошел в историю.   

 Кампанелла был итальянцем  по происхождению, уроженцем Калабрии - области Италии, которая находилась  под властью испанцев. Он был  сыном сапожника, но ему в  детстве повезло и он смог овладеть грамотой. Ему хотелось учиться дальше, но для бедных дорога к знаниям шла тогда только через монастырь. И он в 14 лет уходит в монастырь ордена св. Доминика. В 23 года вышла его первая книга - "Философия, основанная на ощущениях". Именно тогда инквизиция впервые арестовала его.   

 Когда ему было 31 год Кампанелла готовит восстание, чтобы освободить родную Калабрию от испанской тирании. Все было очень хорошо спланированно и подготовлено. Но планы восстания стали известны испанцам. Начались аресты и 6 сентября 1599 года Кампанелла был арестован. Он провел в тюрьме почти 27 лет.   

 Ему пришлось пережить  все - и пытки инквизиции, и  одиночество заключения, и ненависть  своих близких - отца и брата,  осужденных из-за него. Но страдания  не сломили его, он продолжал  мыслить и творить даже в  тюрьме. В 1601 году он начинает  свой знаменитый трактат "Город  Солнца" о справедливом и разумном  государстве, пишет лежа, изуродованными  пыткой пальцами. "В оковах, но  все же свободный, один, но все  же не одинокий, стеная, но спокойный,  я слушаю своих врагов" - даже  его мучители удивлялись спокойности  Кампанеллы. А он считал своим  долгом выжить, чтобы поведать  о пути ко всеобщему счастью и благоденствию, который он, как ему казалось, открыл.   

 И даже выйдя из  тюрьмы через почти четверть  века, он продолжает писать трактат  за трактатом, находясь под  надзором в монастыре. И опять  участвует в заговоре - ведь родная  его Калабрия под пятой все  тех же испанцев! И опять провал и бегство во Францию, где и проходят последние годы гражданина Города Солнца - в нужде и изгнании.

"Утопия" и "Город  Солнца" - книги, одна из которых привела своего автора на плаху, а другого заставила провести жизнь в нужде и неволе.   

 Сюжет этих книг  довольно прост: в них описываются  порядки на острове Утопия  и в Городе Солнца и образ  жизни их жителей. Томас Мор  и Кампанелла пытались создать  облик общества, в котором нет  никакой собственности, где все  принадлежит всем, где все трудятся  и нет тунеядцев и никто не знает, что такое деньги. У Мора - это остров Утопия, у Кампанеллы - отдельно взятый город. Обе книги написаны в форме диалога и от имени некоего путешественника, случайно открывшего неведомую страну.   

 В обществе, созданным  Мором и Кампанеллой должны  быть все равны. Однако в  "Утопии" Мора встречается такой  класс людей как рабы, "которые  не только постоянно пребывают  в работе, но и находятся в  цепях".   

 И в "Утопии" Мора  и в "Городе Солнца" Кампанеллы  существует социальная иерархия, где некие начальники и наблюдатели  управляют всей жизнью граждан,  а власть верховного правителя  очень напоминает диктатуру, что  явно противоречит подлинному  равенству. А "наблюдение за  тем, чтобы сочетание мужчин  и женщин давало наилучшее  потомство" (по Кампанелле) вообще  смахивает на нацизм.   

 Сами люди как "перекати-поле", не имеют ни корней, ни привязанности ни друг к другу, ни к своим детям. Каждые два года (по Мору) их перемещают из города в деревню и наоборот. (Очень напоминает как совсем недавно направляли из городов в колхозы на уборочные работы). Каждые 10 лет жители обмениваются своими домами. И вообще у них все регламентированно, все делается по звонку - ложатся спать около 8 вечера, спят 8 часов, а в предрассветные часы (когда особенно хорошо спится нормальным людям) устраивают публичные чтения, причем участвуют в них только те, кто были кем-то отобраны для науки (поневоле захочется быть дураком, чтобы выспаться).   

 Люди одеты у обоих  авторов совершенно одинаково  - "одежду носят они белого  цвета, и стирается она ежемесячно (!)", а поскольку люди заняты в основном сельским хозяйством, можно себе представить эти сомнительные "белые одежды". Но выбор одежды это мелочи, по сравнению с тем, что те же начальники подбирают мужчин и женщин для продолжения рода, как скот: "Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужчинами; полные же - с худыми, а худые - с полными дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга" (по Кампанелле).    

"Вскормленный грудью  младенец передается на попечение"  неких старцев, которые обучают  их говорить, а впоследствии "эти старцы занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска" и т.д.   

"Дома, спальни, кровати  и все прочее необходимое", (надо думать и зубные щетки  тоже) как пишет Кампанелла у  жителей города Солнца общие.  Из этого следует, что и болезни  у них тоже общие и весьма  часты всевозможные эпидемии.   

 Итак, и у Мора и  у Кампанеллы - "производство потомства  имеет в виду интересы государства,  а интересы частных лиц - лишь  постольку, поскольку они являются  частями государства". Из этого  следует, что человек - не индивидуум, а лишь маленький винтик большой  машины, называемой государство.   

 Прочтя обе работы  можно сделать вывод, что в  них изображен идеал тоталитарного  государства, где верховный правитель  избирается пожизненно и имеет  неограниченную власть, где все  регламентированно, начиная с причесок и кончая воспитанием детей, где человек никогда не принадлежит себе, но всегда находится под наблюдением начальников. Остается одна малость - где найти такого правителя и столько умных и "совершенно чуждых скаредного корыстолюбия (как писал о самом Море Эразм Роттердамский)" начальников, чтобы они могли справедливо и разумно управлять людьми.   

 Кампанелла, будучи в  изгнании во Франции, на одной  из своих книг, изданных в Париже сделал посвящение кардиналу Ришелье: "И Город Солнца, который я изобразил, а тебе надлежит воздвигнуть, да воссияет вечным и немеркнущим светом". Остается только надеяться, чтобы это пожелание никогда не сбылось. 

А. Сен-Симон

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon), потомок старинного рода французских аристократов, получил хорошее образование. Среди его наставников был, например, Жан-Лерон д'Аламбер, замечательный математик и энциклопедист. Весьма рано мальчик проявил свой недюжинный характер: в тринадцать лет он категорически отказался от первого причастия. Желая навсегда отучить сына от дерзкого непокорства, отец отправляет его в тюремную крепость. Анри ухитрился бежать. Кое-как близким родичам удалось уладить конфликт.

В 17 лет Сен-Симон поступает  на военную службу — то была, как  известно, дворянская традиция. Однако военная карьера его мало интересовала. Может быть, он очень скоро покинул  бы службу, но как раз в это  время английские колонии в Америке  начинают войну за свою независимость. Девятнадцатилетний Сен-Симон вступает волонтером во французский экспедиционный корпус и отправляется за океан, чтобы  помочь североамериканским колонистам в их борьбе против Англии за независимость. В 1789 г. во Франции начинается революция. Осенью этого года Сен-Симон возвращается в родную Пикардию. Сен-Симон поддерживает и с увлечением пропагандирует идеи равенства, братства, свободы. Он отказывается от своего дворянства и графского  титула. Больше того, вообще расстается с аристократической фамилией Сен-Симон  и называет себя «гражданином Бономом» (т. е. Простаком).

 Деятельность Сен-Симона  в революционные годы полна  противоречий. Ранее горячо поддерживавший  освободительные идеи, он затем  отходит от них, испытывая,  по его словам, «отвращение к  разрушению». Примерно с 1797 г. Сен-Симон обращается к научным занятиям: слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, занимается в библиотеках, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Наконец, уже в самом начале нового века он берется за перо.

Вот тогда, в те годы, и  написаны главные произведения Сен-Симона: «Письма женевского обитателя к современникам» (1803), «Введение к научным трудам XIX века» (1808) и «Катехизис индустриалов» (1824). В последнем из них, «Новое христианство» (1825), он, по словам Маркса, «прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений». С горячим убеждением человека, устами которого говорит сам господь Бог, Сен-Симон проповедует: «Люди должны относиться друг к другу как братья»; общество должно заботиться о возможно более быстром улучшении нравственного и физического состояния бедного класса...

Информация о работе Социалисты-утописты