Социалисты-утописты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:24, реферат

Краткое описание

Социалисты-утописты не видели реальных путей перехода к обществу социальной справедливости, не понимали исторической миссии пролетариата, хотя и отмечали противоположность классовых интересов. На пролетариат они смотрели как на угнетенную, страдающую массу. Своей задачей они считали развитие сознания, пропаганду своих идей, воплощение их в жизнь путем создания коммуны, «фаланстера» или «Рынков справедливого обмена». Несовершенство и противоречивость социалистических теорий утопистов соответствовали незрелому капиталистическому производству и неразвитым классовым отношениям. Поскольку материальные условия для освобождения трудящихся не были еще созданы, представители утопического социализма выдвигали фантастические проекты будущего общества.

Содержание

Введение 3
Т. Мор и Т. Кампанелла 4
А. Сен-Симон 9
Ш. Фурье 13
Р. Оуэн 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат социалисты -утописты.docx

— 47.94 Кб (Скачать файл)

В первых работах он пытается главным образом установить научный  синтез, который мог бы в будущем  дать позитивную мораль и вытеснить  религиозные догмы. Это был, как  его назвали, «научный молитвенник», где вся совокупность явлений  выводилась из одной идеи — идеи всемирного тяготения. Он сам отдавал  себе отчет в том, что было химерического  в таком простом объяснении, и  в недостаточности своих познаний для реализации такой претенциозной  философской попытки. Позже его  ученик Огюст Конт попытается осуществить  ее в своих работах «Cours de philosophic positive» («Курс позитивной философии») и в «Politique positive» («Позитивная политика»), так что Сен-Симон является одновременно отцом и социализма, и позитивизма.

Начиная с 1814 г. и по день своей смерти он ограничивает свои философские занятия, чтобы посвятить  себя почти исключительно изложению  социальных и политических целей.

Все эти идеи можно было бы свести к возвеличиванию роли индустрии, понимая последнее слово в  самом широком смысле, почти в  таком смысле, в каком употреблял его Адам Смит, т.е. как синоним  труда.

Таким образом, в глазах проницательного  наблюдателя мир, в котором мы живем, всецело покоится на промышленности. Она одна достойна забот серьезных  людей. Ее пришествие было подготовлено долгой исторической эволюцией, начинающейся, по мнению Сен-Симона, в XII веке с освобождением коммун и завершающейся французской революцией. Она является капитальным фактом настоящего времени.

Поэтому он с большим презрением смотрит на политические хлопоты  своих современников, поглощенных  защитой или нападками на конституционную  хартию 1814 г. Либералы ошибаются, перетряхивая старые выдохшиеся формулы: «суверенитет народа», «свобода», «равенство» —  бессодержательные понятия, вышедшие из метафизических мозгов государствоведов, которые с уничтожением феодального режима завершили свою карьеру. Людям будущего предстоит лучшее дело, чем защита конституционной хартии против «ультра». Парламентский режим необходим, но он является лишь преходящим этапом между феодализмом вчерашнего дня и новым строем завтрашнего. Этот режим завтрашнего дня и есть индустриализм, т.е. социальная организация, построенная исключительно в интересах индустрии — «единственного источника всех богатств и благосостояния».

Он, прежде всего, предлагает исчезновение классов. В нем не должно быть ни дворян, ни буржуа, ни духовных лиц. Существуют лишь две категории  лиц: работники и бездельники, или, как говорит Сен-Симон, пчелы и  трутни, или еще: партия национальная и антинациональная. В новом обществе вторые должны исчезнуть, останутся только первые, к которым относятся не только рабочие, но и земледельцы, ремесленники, фабриканты, банкиры, ученые, артисты. Между всеми этими лицами будет лишь то различие, которое вытекает из различия их способностей или еще из того, что Сен-Симон называет их «положением». «Индустриальное равенство, — пишет он, — будет состоять в том, что каждый будет извлекать из общества пользу, прямо пропорциональную своему общественному положению, т.е. своей положительной способности — употреблению, которое он будет делать из своих средств, в которые следует включить, разумеется, и его капиталы». Как видно, Сен-Симон не думает об уничтожении дохода капиталистов. Он хранит вражду к землевладельцам.

Не только исчезнут всякие социальные различия, кроме основанных на труде и способности, но и правительство в обычном смысле этого слова станет в высокой степени бесполезным. По мнению Сен-Симона, «национальную ассоциацию» нужно рассматривать как «промышленное предприятие». «Франция стала крупной мануфактурой, а французская нация — большой мастерской». Но ведь «обязанность предупреждать воровство и всякие беспорядки в мастерских, словом, управление мастерскими, считается (в мануфактуре) совершенно второстепенным занятием и возлагается на малозначащих лиц». Точно так же роль правительства в промышленном обществе должна сводиться к тому, чтобы «оградить работающих от непродуктивных действий праздных людей и обеспечить им охрану и свободу в их производительной деятельности».

Многие работы Сен-Симон  завершить не успел; они остались в набросках, планах. Но главное он все-таки сказал: «Золотой век, который  слепое предание относило до сих пор  к прошлому, находится впереди  нас».  

Ш. Фурье

Франсуа Шарль Фурье (Francois Charles Fourier) родился в 1772 г. в Безансоне. Образование он получил в безансонском иезуитском колледже. У него были отличные способности к наукам, литературе, музыке. Фурье никогда специально не изучал трудов английских и французских экономистов, он познакомился с их идеями довольно поздно и из вторых рук — по журнальным статьям и из бесед со сведущими людьми. В 18 лет Фурье начал службу учеником в большом торговом доме в Лионе. В этом промышленном городе ему было суждено провести значительную часть жизни, а из наблюдений над общественными отношениями в Лионе во многом выросли его социально-экономические идеи. Кроме того, ему уже в очень молодые годы пришлось по делам фирмы бывать в Париже, Руане, Бордо, Марселе. В 1792 г., получив долю наследства отца, Фурье открыл в Лионе собственное торговое дело. Молодость Фурье проходила в годы революции. До этого великие исторические события, видимо, мало затрагивали его, но грозный 93-й год перевернул всю жизнь молодого купца. Во время восстания Лиона против якобинского Конвента Фурье оказался в рядах восставших, а после капитуляции — в тюрьме. Все его имущество погибло. Из тюрьмы ему удалось освободиться, и он уехал в родной Безансон.

Вскоре он вступил в  революционную армию и полтора  года служил Республике. Уволенный  из армии по состоянию здоровья (а  оно было у Фурье слабым всю  жизнь), он нанялся коммивояжером  в торговую фирму, а потом стал в Лионе мелким торговым маклером. В эти годы ему вновь пришлось много ездить по Франции, наблюдать  экономическую и политическую жизнь  эпохи Директории и Консульства.

К тридцати годам Фурье  приходит к твердому выводу, что  его предназначение в жизни —  стать социальным реформатором. Как  он рассказывает, непосредственным толчком  к этому убеждению послужили  размышления по поводу экономических нелепостей, которые он наблюдал. Его поразило, например, до какого уровня взвинчивают в Париже цены на яблоки спекулянты, тогда как крестьяне в провинции отдают их почти даром.

В декабре 1803 г. Фурье опубликовал  в лионской газете небольшую статью под заглавием «Всеобщая гармония», где возвещал о своем «удивительном открытии». Он писал, что на основе методов естественных наук откроет «законы социального движения», как другие ученые открыли «законы материального движения». Более полно идеи Фурье были изложены в вышедшей анонимно в 1808 г. в Лионе книге «Теория четырех движений и всеобщих судеб».

Это сочинение представляло собой план преобразования буржуазного  общества в будущий «строй гармонии». Книга Фурье осталась почти незамеченной, но это не уменьшило его энтузиазма. Он продолжал работать над развитием  своих идей. Условия его жизни  несколько облегчились после  того, как в 1811 г. он перешел на государственную  службу, а в 1812 г. получил по завещанию  матери небольшую пенсию.

В 1816-1822 гг. Фурье жил в  провинции, недалеко от Лиона. У него появились последователи. Впервые  в жизни он мог работать в сравнительно спокойной обстановке.

Плодом этой работы явилось  обширное сочинение, изданное в 1822 г. в  Париже под заглавием «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации». В посмертных собраниях сочинений Фурье эта книга публикуется под заглавием «Теория всеобщего единства». Фурье пытался подробно разработать и обосновать устройство трудовых ассоциаций.

Вскоре Фурье вновь  был вынужден зарабатывать себе на жизнь службой в конторах Парижа и Лиона. Лишь в 1828 г. ему удалось, благодаря материальной поддержке  друзей, уединится в Безансоне, и  закончить там книгу, над которой  работал уже несколько лет. Эта  книга – «Новый хозяйственный и социетарный мир» (1829 г.).

Последние годы жизни Фурье  провел в Париже. Он продолжал напряженно работать, педантично выполняя ежедневную норму писания. Результатом его  трудов явилась еще одна большая  книга, вышедшая в 1835-1836 гг., ряд статей в издававшихся фурьеристами журналах и большое количество рукописей, опубликованных после смерти Фурье. В этих сочинениях рассматривается  широкий круг социальных, экономических, морально-этических, педагогических и  иных проблем. Мысль Фурье работала непрерывно и с большой творческой энергией, хотя его здоровье резко  ухудшилось. Шарль Фурье умер в  Париже в октябре 1837 г.

Фурье был самым буржуазным из социалистов, если только можно дать ему название социалиста, которого он сам никогда не принимал. Действительно, можно ли назвать социалистом  человека, который говорил об Оуэне  следующее: «Что же касается его догм, то догма об общности имуществ так  жалка, что не заслуживает опровержения»; а о сенсимонистах: «Это чудовища, которые вызовут в XIX столетии пожимание  плечами, а не проповедь уничтожения  собственности и наследства»; который  в своей системе распределения  ставит почти в один ряд труд, капитал и талант, приписывая первому 5/12, второму — 4/12 (т.е., вероятно, больше, чем он получает ныне) и третьему — 3/12; который, оставляя далеко позади самые бесцеремонные рекламы  дельцов, обещает дивиденды в 30 и  даже в 36 процентов для тех, кто  предпочтет фиксированную прибыль  в 81/3; который делал из ожидания и  даже поисков наследства одно из привлекательнейших развлечений в будущем фаланстерском обществе; и, наконец, который заявлял, что неравенство между богачами и бедняками «входило в намерения Бога» и, следовательно, в его собственные, потому что «нужно понять, что Бог сделал хорошо все то, что он сделал»?

И несмотря на это, Фурье представлялся людям его времени и представляется еще ныне всем тем, кто его не читал, т.е. почти всему обществу, ультрасоциалистом, коммунистом. Это объясняется не столько экстравагантностями его мечтаний и языка, о которых только что говорилось, сколько причудливым названием «фаланстер», которое он дал своей ассоциации и которое вызывало представление о какой-то таинственной и беспокойной общине, где все было бы общим — имущество и женщины.

Фурье,     разоблачая     цивилизацию,     показал     обреченность капиталистического строя, но, как и  другие  социалисты-утописты,  не  видел реальных путей к  «гармоническому обществу». Он  был  противником  революции, сторонником  реформ, перехода к  справедливости  и  уничтожению  эксплуатации путем  агитации и примера.  Перейти  к  новому  общественному  строю,  считал Фурье, можно путем открытия закона, на основе которого общество должно  жить и развиваться. Он заявлял, что  этот  закон  открыл  именно  он  и  что  его «теория судеб  выполнит требование наций, обеспечивая  каждому изобилие».

Справедливое общество, мечтал  Фурье,  будет  состоять  из  ассоциаций производителей (фаланг),  созданных  без  принуждения,  исходя  из  принципа удовлетворения потребностей всех людей. Это общество, по его мнению,  должно быть бесклассовым, гармоничным. С установлением «всеобщего единства»,  писал он,  исчезнут  нищета,  несправедливость  и  войны.  Каждая  фаланга   будет занимать  определенный  земельный  участок,  на  котором  члены   ее   будет производить продукцию, а потом сами ее  распределять.  Земледелие  по  плану Фурье должно стать основой будущего строя, а  промышленность  должна  играть подчиненную  роль.  В  этом  проявились  мелкобуржуазные  иллюзии  Фурье.  В фаланге он сохранял  частную  собственность  и  капитал,  а  распределение

частично должно было осуществляться и по капиталу. Но Фурье считал, что это не принесет ни какого вреда, потому что все рабочие станут капиталистами,  а капиталисты  –  рабочими.  Так  путем  реформ  Фурье  ошибочно   предполагал установить бесклассовое общество. 

Р. Оуэн

Оуэн Роберт (14.05.1771, Нью-таун, Уэльс, — 17.11.1858, там же) — английский социалист-утопист. Родился в семье ремесленника, окончил приходскую школу, затем усиленно занимался самообразованием. С 1781 года служил в разнообразных торговых заведениях. В конце 1780-х — начале 1790-х годов сблизился с английским физиком и химиком Дж. Дальтоном и вошел в литературно-философское общество. С 1791 года — предприниматель. В 1794—1795 годах основал Чорлтонскую хлопкопрядильную компанию. В 1800—1829 годах был управляющим прядильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия).

Наблюдая первые, преимущественно социально-психологические, последствия промышленного переворота («порча характера» правящих и управляемых) и исходя из социологических и  этических концепций просветительской философии, Оуэн пришел к представлению  о решающем влиянии человеческого  характера на индивидуальные и исторические судьбы. Согласно Оуэну, во главе общества испокон веков стояли люди, которые не понимали законов, со строгой детерминированностью управляющих Вселенной, и в своей деятельности искажали эти законы. Отрицая принцип свободы воли, к которому он сводил все буржуазные учения, Оуэн утверждал, что нельзя возлагать на страдающие массы ответственность за то, что они бедны и невежественны, равно как и нельзя ставить богатство и образованность в заслугу господствующим классам. Человек есть, по Оуэну, продукт среды. Если порочны люди, порочна среда, породившая их.

Эта — по сути своей  материалистическая — идея ориентировала  людей на действенное преобразование окружающей среды. Однако Оуэн, чье механистически-материалистическое мировоззрение было непоследовательным и сочеталось с деизмом и пантеизмом, понимал эту идею преобразования общества как внеисторическую истину. Он полагал, что начало качественно новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии — может быть положено лишь должным воспитанием людей.

Вплоть до середины 1820-х годов Оуэн не связывал преобразование общества с устранением частной  собственности. Программу этого  периода своей деятельности, который  может быть условно назван буржуазно-филантропическим, он изложил в работе «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании характера» (1812—1813). В условиях благоприятной  экономической конъюнктуры конца XVIII — начала XIX веков Оуэн путем  «перевоспитания» и улучшения положения  рабочих пытался создать в  Нью-Ланарке так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли.

Однако в условиях экономического кризиса 1815—1816 годов  и острых социальных конфликтов расширение капиталовложений в целях улучшения  положения и образования рабочих  натолкнулось на решительное сопротивление  компаньонов Оуэна (квакер У. Ален и  др.). Разработанный им проект закона о сокращении рабочего дня до 10 часов  и «План национального воспитания и образования под руководством государства и наблюдением народа»  встретили противодействие буржуазных кругов и духовенства. Оуэн сделал вывод, что рабочие в Нью-Ланарке, как и на других капиталистических предприятиях, «остаются рабами». Сосредоточив внимание на коренных экономических и социальных проблемах, он приходит к убеждению, что «волшебная сила машин», обращенная при «существующей системе» против трудящихся, способна обеспечить изобилие материальных благ, делающее частную собственность и накопление бессмысленными.

Информация о работе Социалисты-утописты