Социальная доктрина РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:56, контрольная работа

Краткое описание

Социальная доктрина РФ — это основной или исходный государственно управленческий политический и нормативный правовой документ, задающий формирование и содержание государственной социальной политики, программ ее реализации, формирующий и приводящий в действие механизм ее исполнения.
Ее структура должна включать следующие разделы:
− определение нормативно-правового статуса (как правило — уровень федерального закона);
− четкий понятийный аппарат;
− ценностный выбор;
− вытекающая из ценностного выбора система целей развития;
− структура формируемой государственной политики;

Вложенные файлы: 1 файл

доктрина соц.docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

 

Социальная доктрина РФ —  это основной или исходный государственно управленческий политический и нормативный правовой документ, задающий формирование и содержание государственной социальной политики, программ ее реализации, формирующий и приводящий в действие механизм ее исполнения.

Ее структура должна включать следующие разделы:

 − определение нормативно-правового статуса (как правило — уровень федерального закона);

− четкий понятийный аппарат;

− ценностный выбор;

− вытекающая из ценностного  выбора система целей развития;

− структура формируемой  государственной политики;

− российская специфика  и особенности государственной  политики;

− ключевые критериальные  показатели развития в данной сфере;

− периоды планирования управления;

− стартовое и целевое  состояние;

− управление на текущую  и среднесрочную временную глубину развития;

− управление на стратегическую временную глубину развития;

− система государственного управления (органы, функции, взаимодействие);

− программа действий;

− программа нормативно-правового  обеспечения;

− механизм реализации доктрины.

Доктрина должна иметь  нормативно-правовой статус. Для современной  практики это является новшеством, поскольку даже статус послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ не определен. Не указано, что оно обязательно для исполнения. Не указано, кто его должен исполнять и в каком порядке. То же самое касается других документов высокого уровня, в том числе и нынешних доктрин. Предлагается, чтобы доктринальный документ был бы документом не неопределенного статуса, а статуса, обязательного для исполнения, что является характеристикой нормативного правового документа. Доктрина в новом понимании должна иметь уровень федерального закона. Можно было бы обсуждать — уровня закона или указа Президента РФ, но, с точки зрения общественного консенсуса при принятии, уровень федерального закона предпочтительнее. Кроме того, указ Президента РФ является подзаконным актом и не ставит обязательных задач самому Президенту РФ, т. е. не решает поставленной задачи повышения уровня легитимации, в т.ч. высшего эшелона политической власти в государстве.

В целях улучшения качества государственного управления поставлена управленческая задача, для решения которой предлагается государственно-управленческий документ — доктрина нового типа.

Статус Социальной доктрины Российской Федерации

Социальная доктрина Российской Федерации является специальным  нормативно-правовым государственно управленческим документом высшего уровня, определяющим содержание государственной политики в области управления социальным развитием в Российской Федерации (далее социальная политика), формирующим и приводящим в действие механизм ее исполнения.

Государство участвует в  деятельности социальной сферы и регулирует деятельность негосударственных агентов, тем самым управляя социальным развитием, путем:

1) прямого директивного  управления;

2) стимулирования частного  капитала к участию в социально значимой деятельности;

3) сотрудничества с общественными  организациями в социальной сфере  и поддержки их социально значимой  деятельности.

Целями Социальной доктрины Российской Федерации, как управленческого документа, являются: упорядочение, управленческая организация, обеспечение обоснованности и согласованности действий органов государственной власти Российской Федерации, органов управления муниципальных образований в сфере социального развития страны в соответствии с установленными целями;

− определение и нормативно-правовое закрепление целей социального развития Российской Федерации как согласованных в обществе и государстве ценностей социального развития и количественных показателей социальной развитости, в их связи с общими конституционными положениями, целями общегосударственного строительства и целями иных, помимо социальной политики, государственных политик Российской Федерации; 
− определение основ для создания прозрачной и устойчивой системы государственного управления социальным развитием страны (органы, их функции, субординация и координация), минимально зависимой от изменчивости политической конъюнктуры;

- публичное донесение до внутренней и внешней по отношению к Российской Федерации среды содержания государственной социальной политики Российской Федерации;

− придание государственной  социальной политике Российской Федерации  системности, прозрачности, устойчивости, долговременного характера, эффективности в реализации ее публичных целей, социальной гуманистичности содержания целей, средств и результатов.

Социальная доктрина Российской Федерации имеет силу федерального закона и прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Социальная доктрина Российской Федерации является специальным  нормативным правовым актом.

Социальной доктрине Российской Федерации не могут противоречить  федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные подзаконные акты, законы и иные акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, касающиеся вопросов социального развития в Российской Федерации, государственной социальной политики, государственной системы управления социальным развитием.

В случае их противоречия Социальной доктрине Российской Федерации к ним может быть применен порядок опротестования и отмены, предусмотренный Конституцией Российской Федерации.

Социальная доктрина Российской Федерации является основой для  формирования долгосрочных, среднесрочных  программ социального развития и конкретных действий текущего периода, планов социального развития, концепций развития различных социальных сфер, посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в социальной части и других актов государственного управления в части социального развития Российской Федерации.

 

      Ценностный выбор социальной политики Российской Федерации   

 

Научная обоснованность социальной политики

Социальная доктрина Российской Федерации исходит из того, что основные социальные процессы управляемы государством. Результат социального развития прогнозируем, управленческая деятельность по его достижению планируема. Социальная политика Российской Федерации формируется и исполняется с привлечением признанных в научной среде национальных экспертов и научных институтов.

Выбор ценностных целей социальной политики

Социальная доктрина Российской Федерации исходит из первичности  в государственном управлении публично задаваемых ценностей и целей развития. Ценностные цели отделяются от административно-управленческих целей. Для целей всех уровней в явном виде определяются соответствующие средства их достижения.

Ценностные цели социального  развития Российской Федерации не могут  формулироваться как крайности. Конкретный выбор их сбалансированных формулировок осуществляется путем определения оптимума в пределах следующих основных альтернатив:

− неограниченная модернизация (доминирующий консерватизм);

− минимизация роли государства (абсолютный этатизм);

− абсолютизм свободного предпринимательства (государственный патернализм);

− снятие с государства функций социального обеспечения (распределительное государство);

− абсолютизация принципа равенства социальных возможностей (всеобщее социальное равенство);

− исключительно материальные механизмы стимулирования (государственная идеологическая монополия).

Цивилизационные основания ценностного выбора

Выбор ценностных целей социальной политики производится с учетом цивилизационной специфики российского общества и государства и применимости в российских условиях решений в социальной сфере из опыта других стран.

Цивилизационная специфика  включает исторические, религиозные, национальные, государственные, ментальные, идейно-духовные, природные и иные факторы.

Высшие  ценности социальной политики

К высшим ценностям социальной политики Российской Федерации относятся  следующие:

− социальный гуманизм;

− устойчивый качественный рост благополучия человека;

− свободное развитие человека;

− безопасность общества и каждого человека.

Наиболее крупные административно-управленческие цели, вытекающие из ценностного выбора социальной политики.

1. Введение в перечень  основных целевых и мониторируемых

показателей в государственном  управлении:

− демографических показателей;

− социальных показателей;

− показателей региональной социальной развитости;

− показателей национальной безопасности.

2. Переход к интеллектуальным (воспроизводимым) ресурсам

как основе социального развития.

3. Перестройка системы  государственного управления для  реализации требований Социальной  доктрины.

Ресурсные основания  и нравственное содержание решений социальной политики

Проектируемые решения социальной политики должны быть

соотнесены с имеющимися в России возможностями их осуществления, требуемыми ресурсами (управленческими, интеллектуальными, внешне- и внутриполитическими, финансовыми, фондовыми, трудовыми, сырьевыми, природно-климатическими, пассионарными). Идейно-духовное содержание труда рассматривается как ресурс социального развития.

Целенаправленность деятельности в социальной сфере в Российской Федерации шире, чем только материальное жизнеобеспечение и материальное развитие. Социальный прогресс в России, кроме целей материального развития, имеет следующие не материальные цели:

1) улучшение среды обитания  человека;

2) увеличение свободного  времени человека;

3) облегчение труда и  улучшение условий труда человека;

4) принесение радости  творчества и труда человеку;

5) увеличение возможностей  для саморазвития личности;

6) доступность результатов  социального развития для всего

населения страны.

 

Роль государства  в управлении социальным развитием

Роль государства в  управлении социальным развитием является предметом оптимизации объема, содержания и технологий государственного управления.

Государство обеспечивает следующие  функции управления социальным развитием:

1) правовое обеспечение;

2) обеспечение социального  развития с точки зрения устойчивости  развития страны в среднесрочной  и долгосрочной перспективе;

3) обеспечение достойного  уровня жизни граждан;

4) охрана здоровья граждан;

5) развитие физической  культуры и спорта;

6) обеспечение экологической безопасности граждан;

7) управление демографическим  процессом;

8) развитие гендерного  направления;

9) поддержка института  семьи;

10) социальная защита нуждающихся  в ней слоев общества;

11) развитие культуры и  образования;

12) обеспечение условий  для профессионального образования, получения и повышения квалификации, переквалификации;

13) обеспечение условий  социализации и профессиональной ориентации молодежи;

14) поддержка благотворительности;

15) развитие социального  партнерства.

 

Российская социальная политика в мире: критерии успешности

Оценка успешности развития социальной сферы России основывается на национальных, адаптированных к специфике страны критериях. Международные индексы и оценки деятельности государства в социальной сфере учитываются, но не являются определяющими при принятии решений по социальным вопросам. Показатели лучших мировых практик учитываются при сравнении в сопоставимых условиях.

Высшими критериями успешности в социальной сфере являются: психологический  комфорт граждан Российской Федерации, их счастье и уверенность в будущем, степень реализации публично установленных в социальной политике интересов личности, общества и государства.

 

Приоритеты развития Российской Федерации в социальной сфере, вытекающие из ценностей  социальной политики

Информация о работе Социальная доктрина РФ