Социальная защита в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 01:59, реферат

Краткое описание

Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня. Государство- Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией. Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава1 Социальная политика………………………………………………………………..…4
1.1. Понятие социальной политики…………………………………………………………….4
1.2.Направления социальной политики………………………………………………………5
1.3. Механизмы осуществления социальной политики………………………………………7
1.4. Анализ эффективности проведения социальной политик на примере прожиточного минимума РФ…………………………………………………………………………………..9
Глава 2.Социальная защита, как один из видов деятельности государства как субъекта социальной работы……………………………………………………………………………12
2.1. Понятие социальной защиты……………………………………………………………..12
2.2. Виды и формы социальной защиты………………………………………………………13
Глава 3. Социальные права и социальная работа……………………………………………15
3.1. Понятие социального права……………………………………………………………….15
3.2. Право на жизнь……………………………………………………………………………17
3.3. Право на труд……………………………….…………………………………………….18
3.4. Право на защиту материнства и детства…………………………………………………19
3.5. Право на социальное обеспечение………………………………………………………..20
3.6. Жилищные права граждан………………………………………………………………22
3.7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь…………………………………….24
3.7.1. Обязательное медицинское страхование………………………………………………24
3.7.2. Добровольное медицинское страхование……………………………………………..26
3.8. Право на образование……………………………………………………………………27
Глава 4. Обеспечение социальных прав государством…………………………………….29
4.1. Уровни проведения социальной политики…………………………………………….29
4.2. Государственные социальные учреждения………………………………………………30
4.3. Основные виды социальных услуг……………………………………………………….32
Выводы…………………………………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК ШИПУНОВА.docx

— 84.07 Кб (Скачать файл)

Обязательное медицинское  страхование (ОМС) в силу закона распространяется на всех без исключения россиян. Любой  гражданин, независимо от уровня доходов, пола или возраста, обладает правом доступа к бесплатным медицинским  услугам, предусмотренным программой ОМС.

Участники программы ОМС:

Работающие  граждане автоматически становятся застрахованными лицами. В данных случаях роль страховщика по договору обязательного медицинского страхования  берет на себя предприятие или  организация. Нетрудоспособные лица страхуются государством. Страховщиком здесь выступают  местные органы управления. Другими  участниками программы медицинского страхования, помимо застрахованных и  страховщиков, являются лицензированные  медучреждения и страховые медицинские  компании.

Объем медицинской  помощи по программе ОМС:

В рамках базовой программы обязательного  медицинского страхования оказываются  первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением  специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), специализированная медицинская помощь в следующих  случаях:

    • инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;
    • новообразования;
    • болезни эндокринной системы;
    • расстройства питания и нарушения обмена веществ;
    • болезни нервной системы;
    • болезни крови, кроветворных органов;
    • отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
    • болезни глаза и его придаточного аппарата;
    • болезни уха и сосцевидного отростка;
    • болезни системы кровообращения;
    • болезни органов дыхания;
    • болезни органов пищеварения;
    • болезни мочеполовой системы;
    • болезни кожи и подкожной клетчатки;
    • болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
    • травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
    • врожденные аномалии (пороки развития);
    • деформации и хромосомные нарушения;
    • беременность, роды, послеродовой период и аборты;
    • отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.

 

      1.  Добровольное медицинское страхование

 

 Добровольное медицинское страхование  осуществляется на основе программ добровольного  медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх  установленных программ обязательного  медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе договора между страхователем  и страховщиком.

Правила добровольного медицинского страхования, определяющие общие условия и  порядок его проведения, устанавливаются  страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями Закона РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 «О страховании». Конкретные условия  страхования определяются при заключении договора страхования. В качестве субъектов  добровольного медицинского страхования  выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или/и предприятия, представляющие интересы граждан.

    1. Право на образование

Статья 43 Конституции РФ гласит: каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Право на образование – это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Основным актом, регулирующим отношения в области образования, является Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. в редакции Федерального закона от 12 июля 1995 г. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Лицам, получившим высшее образование, предоставляется  возможность получения послевузовского  профессионального образования  для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени. Послевузовское профессиональное образование может  быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных  учреждениях высшего профессионального  образования и научных учреждениях. Основой государственных гарантий получения гражданами образования  является государственное и муниципальное  финансирование образования. Образовательные  учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части  уставной непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных  учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату  за землю. Негосударственные образовательные  учреждения вправе взимать плату  с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том  числе за обучение в рамках государственных  образовательных стандартов. Взаимоотношения  негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия. Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Основное общее образование –  это образование в объеме 9 классов  общеобразовательной школы. В 10, 11 классы прием учащихся осуществляется только по их желанию. Конституционная обязанность  по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается  на родителей или лиц, их заменяющих.

Последнее время в России наблюдается дефицит мест в детских садах. Последнее время в России наблюдается дефицит мест в детских садах. Если в 1992 году в стране насчитывалось свыше 76000 дошкольных образовательных учреждений, то сейчас их осталось лишь около 48000. В общей сложности в очередях стоит около 1 миллиона 700 тысяч детей.

Отказ государства от выполнения перед  родителями такого рода социальных обязательств, как предоставление детям мест в  дошкольных образовательных учреждениях, уже привел к возникновению в  ряде регионов опасных и плохо  контролируемых «суррогатов» государственных  детских садов, к которым от безысходности  прибегают семьи с детьми. Так, одним из вариантов «решения»  данной проблемы стало оборудование в обычных квартирах так называемых «групп доверительного пребывания детей», санитарные нормы в которых, как  правило, грубо нарушаются. Случаи распространения  опасных инфекций в связи с  антисанитарными условиями в  подобных садах уже фиксировались  в Екатеринбурге, Красноярске и  других городах.

Председатель  партии праведливая Россия, руководитель партийной фракции в Госдуме  Николай Левичев и депутат  Антон Беляков предлагают на федеральном  уровне закрепить обязанность регионов выплачивать денежные компенсации  семьям, которым отказано в устройстве ребенка в детский сад в  связи с нехваткой мест. Согласно законопроекту размер подобных денежных выплат должен составить пять тысяч  рублей на каждого ребенка12.

Из- за недостатка материальных и духовных благ жители РФ вынуждены  компенсировать образовавшийся вакуум самостоятельно, что может привести к губительным последствиям .

 

 

Глава 4. Обеспечение  социальных прав государством

4.1. Уровни проведения социальной  политики

На федеральном уровне работает Министерство по социальному развитию и здравоохранению. Направления деятельности следующие:

  • социальное развитие;
  • пенсионное обеспечение;
  • здравоохранение;
  • трудовые отношения

При министерстве существуют следующие службы, агентство и фонды:

  • Федеральная служба в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития;
  • Федеральная служба по труду и занятости;
  • Федеральное медико- биологическое агентство;
  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования РФ;
  • Федеральный фонд ОМС РФ.

На региональном уровне существует Комиссия по социальным вопросам. Комиссия по  социальным вопросам  осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: 
·   защита прав семьи, материнства, детства и молодежи;  
·  проблемы малоимущих семей, пенсионеров, инвалидов, ветеранов,       блокадников, беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих;  
·  жилищная политика;  
·  вопросы труда и занятости населения;  
·  межрегиональные и международные связи по направлениям деятельности.

На городском уровне существуют комитеты по социальной политике, в  чье ведение входит:

  • обеспечение социальной защиты населения, в том числе организация социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным содержания домов для престарелых и инвалидов, осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях;
  • координация работы органов Администрации города по разработке и реализации социальных программ;
  • взаимодействие с общественными и благотворительными организациями, оказывающими социальную помощь гражданам;
  • организация выплаты социальных платежей;
  • разработка проектов программ по улучшению социальной защиты ветеранов, уволенных в запас военнослужащих и членов их семей;
  • осуществление других функций Администрации города в сфере охраны труда и социальной защиты населения в соответствии с действующим законодательством.

Также существуют районные администрации, занимающиеся, в том числе, социальным развитием, то есть:

  • социальной защитой населения;
  • здравоохранением;
  • культурой;
  • образованием;
  • молодежной политикой;
  • физической культурой и спортом.

4.2. Государственные социальные  учреждения

В каждом районе существует центр социального обслуживания населения. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, социально- медицинских, психолого- педагогических, социально- правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации13. Центры работают с инвалидами, пенсионерами, малоимущими и социально незащищенными гражданами. Центр включает в себя отделения срочного социального обслуживания, стационар, отделения обслуживание на дому, консультативное отделение, организационно- методические отделения, отделения дневного пребывания, службу доверия, социально- реабилитационное отделение и другие.

Также существуют государственные внебюджетные фонды ( целевые фонды денежных средств, образуемы вне бюджетной системы, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и формируемые как на основе обязательных страховых взносов, так и за счет добровольных поступлений. Таких фондов всего 4:

  • Пенсионный фонд;
  • Фонд социального страхования;
  • Государственный фонд занятости населения;
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Существуют государственные социальные службы, так как центры социальной помощи семьи и детям, центры социальной реабилитации и адаптации подростков и молодежи, отделения профилактики безнадзорности, помощь женщинам, потерпевшим насилие и другие. Государство учреждает бюджетные детские дома и дома престарелых, школы- интернаты, учреждения по работе с гражданами без определенного места жительства, лицами, освободившимися из мест лишения свободы, отделы профилактики наркозависимости, психолого- педагогические и медико- социальные центры, районные центры занятости населения.

Заботясь не только о профилактике и устранении социальных проблем, но также о развитии потенциала, государство  учреждает спортивные, художественные, музыкальные школы, службы занятости и профориентации молодежи.

4.3. Основные виды социальных услуг

Социальные услуги в зависимости  от их назначения подразделяют на следующие  основные виды:

  • социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту: предоставление клиентам учреждений социального обслуживания жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания и т.д.
  • социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан: Оказание или содействие в оказании клиентам учреждений медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях и т.д.
  • социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе): оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому,  Социально-психологическое и психологическое консультирование. Психологическая диагностика и обследование личности, психологическая коррекция, психотерапевтическая помощь, социально-психологический патронаж, психологические тренинги и т.д.
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей: социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическая диагностика и обследование личности, педагогическая коррекция, Социально-педагогический патронаж.  Содействие в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; создание условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам; создание условий для получения школьного образования по специальным программам; создание условий для получения инвалидами среднего специального и профессионального образования и т.д.
  • социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня: содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказание материальной помощи, содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому.
  • социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан: консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов,  обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов, получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат и т.д.

Информация о работе Социальная защита в РФ