Социальная защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной курсовой работы является проблема защиты инвалидов в России. Цель работы – раскрыть систему организации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации на современном этапе. Задачи: 1.изучить государственную политику и нормативно-правовое обеспечение социальной защиты инвалидов;
2.Рассмотреть формы социальной защиты;
3. изучить систему реабилитации инвалидов;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая псо.docx

— 66.43 Кб (Скачать файл)

Весьма болезненный вопрос в отстаивании имущественных  прав детей-инвалидов, в частности  оставшихся без попечения родителей, а также людей с ограниченными  возможностями в возрасте старше 18 лет защита их прав на жилье.

Проблема обеспечения  инвалидов жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень  острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования.

Сложная экономическая обстановка, трудности, возникающие с бюджетным  финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жилищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации. И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или  улучшают свои жилищные условия при  содействии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах  Российской Федерации принимаются  акты, ущемляющие права людей с  ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные  федеральным законодательством. Не разрешается проблема обеспечения  инвалидов жильем в субъектах  Федерации и с помощью института  безвозмездных субсидии на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав инвалидов. Специалисты по социальной работе в каждой конкретной ситуации должны помогать людям с инвалидностью отстаивать их права на жилье, приспособленное к их особым потребностям.

2.4. Занятость и обучение инвалидов 

Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способностью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида право на труд. Оно  установлено Федеральным законами О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и О занятости населения в Российской Федерации, направленными на создание инвалидам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей доход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации. Для осуществления этого права необходима активная государственная политика, направленная на содействие занятости инвалидов, поскольку положение людей с ограниченными возможностями на рынке труда в России остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость неоправданно низкой.

Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов  в настоящее время, служит установление органами исполнительной власти субъектов  Федерации квот на трудоустройство  данной категории граждан, которые  даются организациям независимо от организационно-правовых форм.

В рамках федеральной целевой  программы содействия занятости населения России территориальными органами Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения для лиц, имеющих ограничение трудоспособности, реализуется комплекс таких мер, как оказание консультативных и профориентационных услуг; помощь в поиске работы; профессиональное обучение; квотирование рабочих мест.

Однако ныне проявились новые  проблемы в создании квот для инвалидов. Работодатели, подчиняясь требованию государства, хотя и выделяют вакансии, но не те, что устраивают людей с  ограниченными возможностями. Суть в том, что доход в виде заработной платы, получаемой работниками с  инвалидностью на таких трудовых местах, не покрывает затрат, которые  приходится нести в связи с  утрачиваемыми ими в этом случае льготами на лекарственные препараты. Кроме того, предоставляемые вакансии не отвечают нуждам инвалидов, не адаптированы к их особым потребностям, условия  труда бывают неудовлетворительны, что приводит к риску обострения заболевания и снижению трудоспособности.

Одно из основных направлении  поддержки инвалидов профессиональная реабилитация, важнейшая составная  часть государственной политики в области социальной защиты людей  с ограниченными возможностями. Профессиональная реабилитация инвалидов  с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству, поскольку средства, вложенные в  нее, будут возвращаться в виде налоговых  поступлений как следствия трудоустройства  инвалидов.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование  инвалидов важнейшие аспекты их профессиональной реабилитации. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них выпускают специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными. В значительной мере это обусловлено следующими причинами:

- специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания самих инвалидов;

- инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения, мало что знают о выбранной профессии и условиях труда в данной профессиональной сфере;

- специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения не престижны и не дают перспектив для последующего трудоустройства на хорошо оплачиваемые должности;

- образовательные учреждения не приспособлены под инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений, специального оборудования учебных мест и особой методики обучения. Соответственно круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные учреждения.

В процесс профессиональной реабилитации инвалидов вовлечены  не только органы социальной защиты, службы занятости населения, учебные заведения, но и, естественно, работодатели.

В соответствии с установленной  квотой для приема на работу работодатели обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В свою очередь некоторым  категориям работодателей гарантируется  государственная поддержка (предоставление налоговых и иных льгот). Предприятия, на которых занято не менее 30% инвалидов, обладают правом на льготное налогообложение, финансовое и материально-техническое  обеспечение, а и числе работающих инвалидов более 50% освобождаются  от уплаты местных налогов, НДС, налога на имущество и платежей в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд медицинского страхования.

2.5. Финансирование и пенсионное обеспечение 

Самым слабым местом социальной политики в отношении инвалидов  остается отсутствие ее единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной  системной концепцией. Законы, обеспечивающие льготы, противоречат основному финансовому  закону страны Закону о федеральном  бюджете РФ: они исходят из непреложного выполнения обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации перед получателем, однако российское законодательство о федеральном  бюджете устанавливает приоритеты выполнения различных бюджетных  статей и предусматривает возможность  недофинансирования по отдельным статьям.

В рамках реформы пенсионной системы России в соответствии с новыми Федеральными законами - ФЗ «О трудовых пенсиях» и ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» существует несколько видов пенсий для инвалидов: государственная и трудовая.

Размер государственной  пенсии исчисляется как производная  от размера базовой части трудовой пенсии в зависимости от категории  пенсионера и составляет, например, для инвалидов, имеющих ограничение  способности к трудовой деятельности 3-й степени при наступлении  инвалидности вследствие военной травмы, 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной  Федеральным законом О трудовых пенсиях в Российской Федерации для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии со статьей 18 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:

  • инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности 3-й и 2-й степени, инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени, детям-инвалидам 100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 ФЗ О трудовых пенсиях в РФ;
  • инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности 1-й степени, 85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ О трудовых пенсиях в РФ для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), но не менее 400 рублей в месяц.

Остальные граждане, имеющие  инвалидность, получают трудовую пенсию по инвалидности, размер которой исчисляется  как сумма ее базовой, страховой  и накопительной частей.

Инвалиды, получающие социальную пенсию, находятся в наихудшем  положении. Таким образом, налицо расхождение  пенсионного законодательства и  требования статьи 2 ФЗ О прожиточном  минимуме в РФ, согласно которой  устанавливаемые минимальные размеры  оплаты труда, пенсий, как и оказание необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам, должны определяться исходя из прожиточного минимума.

В настоящее время пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем их доходов  и занятостью (незанятостью), а также  весьма слабо связано с реабилитацией  инвалида.

Пенсии выполняют исключительно  функцию социальной поддержки инвалидов, будучи по своей природе социальным пособием тем лицам, которые не обладают достаточной конкурентоспособностью, чтобы прокормить себя.

Несовершенство существующей системы финансового обеспечения  политики в отношении инвалидов  приводит к недофинансированию отдельных  мероприятий, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций.

Основное преимущество пенсии как социального вида помощи инвалиду законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность  выплат.

Все остальные виды помощи, мероприятия, затрагивающие людей  с ограниченными возможностями, не гарантируют обязательности финансирования и, как показывает практика, не финансируются  в полном объеме.

2.6. Социальное обслуживание

Согласно российскому  законодательству, социальное обслуживание это деятельность соответствующих  служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся и трудной  жизненной ситуации.

Очередным законодательным  регулятором вопросов доступности  среды жизнедеятельности стало  Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен  федеральный перечень гарантированных  государством социальных услуг, предоставляемых  гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены  услуги, предоставляемые инвалидам  и пожилым в условиях стационарного  учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также  услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией.

Постановление Правительства  РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок  предоставления социальных услуг. Ими  могут воспользоваться бесплатно:

  • одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;
  • инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;
  • инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных  видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации  досуга, содействие в организации  ритуальных услуг и др.), которые  предоставляются гражданам из числа  инвалидов на дому или в учреждениях  социального обслуживания независимо от форм собственности.

Такие услуги оказываются  только при условии добровольного  согласия инвалидов, за исключением  случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может  быть, даже и против его воли).

Оказание социальных услуг, может производиться на дому, при  помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством в федеральном перечне, относятся:

- организация питания, в том числе доставка продуктов на дом;

- помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

- содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

- поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

- содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

- содействие в организации ритуальных услуг;

- другие надомные социальные услуги.

Полустационарное социальное обслуживание включает:

- социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов;

- организацию их питания, отдыха;

- обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности;

- поддержание активного образа жизни.

Оно предоставляется нуждающимся  в нем инвалидам, сохранившим  способность обслуживать себя и  активно передвигаться, не имеющим  медицинских противопоказаний к  предоставлению такового, осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах  социального обслуживания или при  органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой  помощи инвалидам, частично или полностью  утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Оно включает меры по созданию для  инвалидов наиболее удобных и  комфортных их возрасту и состоянию  здоровья условий жизни, а также  оказание им медицинской и иной помощи, способствующей достижению такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах-интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, здоровьем и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в подобном учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и  привычную для него жизнь. Он имеет  право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату  согласно действующим тарифам, встречаться  с родственниками, друзьями практически  в любое время. Супруги из числа  проживающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

Информация о работе Социальная защита инвалидов