Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:28, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучение и анализ социальной защиты различных слоев населения в РФ.
В связи с этим были поставлены задачи:
1. изучить понятие и сущность социальной защиты населения;
2. обосновать роль социальной работы в защите населения;
2. рассмотреть социальное страхование населения;
3. проанализировать пенсионное обеспечение;
5. определить защиту инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения…………..6
1.2 Роль социальной работы в защите населения………….………11
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное страхование населения…………………………….17
2.2 Пенсионное обеспечение……………………………………...…24
2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения….…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...38
Социальная защита населения
по всем видам риска – это главная
задача системы социального
В настоящее время основные
задачи системы социального
1. в установлении предельной
величины заработка, на
2. в страхование принципов
в области пенсионного
3. в постепенном переходе к уплате страховых взносов работником и работодателем на паритетной основе;
4. в отлаживании механизма обеспечения зависимости размеров страховых выплат от уплаченных страховых взносов;
5. в переходе к деятельности
государственных социальных
Ведущую роль среди других
организаций системы
Однако в работе этой организации имеются заметные недочеты. В настоящее время фонд прямо или косвенно расходует 5,4% фонда заработной платы и постоянно имеет активное сольдо. Это приведет к тому, что создается такая структура расходов предприятий и отдельных работников, которая не связана с основными функциями фонда, заключающимися в предоставлении краткосрочных пособий и регулировании профессиональных рисков. Его доля в налоге на фонд заработной платы представляется чрезмерно большой.
Рассматривая более
1. Медицинское страхование.
В складывающейся системе
Внедряемый в настоящее
время «программный метод» деятельности
фондов обязательного медицинского
страхования, является, безусловно, более
прогрессивным, тем не менее, не решает
полностью проблемы преодоления
монополизма в оказании медицинских
услуг и, следовательно, обеспечения
застрахованным лицом возможности
выбора лечащего врача или лечебно-
Таким образом, обобщая концептуальные и финансовые проблемы различных видов социального страхования и фондов, лежащих в их основе, следует отметить объективность, целостность и взаимосвязь социальных рисков, их тесную корреляцию и взаимозависимость. Общеизвестно влияние условий труда на состояние здоровья работников, их трудоспособность и т.п.
Тем не менее «система социального
риска» недостаточно эффективно интегрирована
в действующей системе
С другой стороны, защита от
близких по смыслу социальных рисков
часто возложена на различные
социальные внебюджетные фонды. Так
не вполне однозначным и требующим
осмысления представляется, например,
разделение функций между фондами
обязательного медицинского страхования
и фондом социального страхования.
Первые оплачивают социально оговоренный
перечень медицинских услуг, а второй
выплачивает пособие
2. Страхование от несчастных
случаев на производстве и
профессиональные заболевания.
Для России данная проблема имеет особую актуальность, так как , во-первых, право на льготное пенсионное обеспечение, в конечном итоге связанное с высоким уровнем профессионального риска, распространяется более чем на 2,2 тысячи профессий. Во-вторых, ликвидированная в 1917 году система социального страхование от несчастных случаев на производстве, находится только на пути к возрождению. В-третьих, около 10% трудоспособного населения страны проживают на обширных территориях в экстремальных природно-климатических условиях [5].
В ближайшее время проблема социальной защиты от рисков, утраты трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний приобретает еще большую остроту, особенно в отраслях, где уровень риска высок: угольной, нефтяной, газовой, химической, легкой промышленности, металлургическом комплексе, на предприятиях автомобильного, сельскохозяйственного и общего машиностроения, деревообрабатывающей промышленности, металлургическом комплексе и при производстве строительных материалов.
Экспертные оценки свидетельствуют, что общая сумма расходов по финансированию льготных, профессиональных и региональных пенсий, а также издержки на индивидуальное возмещение ущерба составляют от 10-15% фонда оплаты труда в промышленности. По отдельным отраслям и регионам эти издержки составляют от 15 до 35%.
В условиях неплатежеспособности
и ожидаемого массового банкротства
предприятий (в сочетании с нечетким
законодательным решением вопросов
правопреемства ответственности работодателей
за возмещение ущерба трудоспособности
при смене руководителей, при
ликвидации, реорганизации юридического
лица и т.п.) перечисленные проблемы
могут стать очагом конфликтной
хронической ситуации и источником
постоянного социального
3. Страхование временной нетрудоспособности. Устарели многие правила и нормы социального страхования временной утраты нетрудоспособности. Это относится, прежде всего, к праву на получение пособий и их исчислению, условиям определения размера пособий и продолжительность выплат. Установленная еще в 30-х годах норма трудового стажа на одном предприятии для исчисления размера пособия по болезни давно превратилась в исторический нонсенс.
В условиях возрастающей безработицы непрерывный стаж в качестве фактора закрепления кадров полностью утратил свой смысл. Кроме того, по мере развития рыночных отношений будет возрастать доля участия самых работников в финансировании расходов по социальному страхованию. Поэтому вряд ли правильно в этих условиях начислять при заболеваниях разные по размеру пособия (при разных взносах) на снованиях, не связанных с состоянием здоровья.
Зарубежный опыт страхования свидетельствует, что применение кратковременной выдачи пособия по уходу за больными членами семьи (от 3 од 14 суток по каждому случаю заболевания) менее эффективно, чем установление фиксированного суммарного времени в течение года на эти цели (например, 60 суток). В последнем случае налицо экономическое стимулирование более эффективной организации ухода за больными и рационального расходования финансовых средств при одновременном уменьшении возможностей злоупотреблений. В то же время представляются социально необоснованными ограничения в сроках выплаты пособий по болезни работающим инвалидам, в случаях бытовых травм и при искусственном прерывании беременности [6].
4. Страхование от безработицы.
Среди нерешенных проблем
Происходящие в России
процессы, вызываемые макроэкономическими
причинами, сопровождаются сокращением,
перепрофилированием, банкротством и
закрытием отдельных
Представляется также целесообразным детальное изучение возможностей введения страхования заработной платы работников на случай неплатежеспособности работодателя (по аналогии с зарубежным «гарантийными фондами»)
5. Пенсионное страхование
В мировой практике размеры страховых взносов пенсионного страхования обычно колеблются а пределах 6-12% от доходов страхуемых. Поскольку при пенсионном страховании наступление страхового события отдельно от начала начисления страховых взносов, которое обычно начинается при достижении страхуемым трудоспособного возраста, то накапливаемых столь длительное время страховых взносов оказывается достаточно для выплаты нормальной пенсии. В то же время значительная часть средств страховых платежей в Пенсионный фонд России, составляющая 29%, тратится на выполнение обязательств бюджета, и, прежде всего, по выплате пенсий военнослужащим и компенсационные выплаты, которые также должны покрываться за счет бюджета. Компенсационные выплаты не имеют никакого отношения к страхованию социального риска, связанного с достижением нетрудоспособного возраста. В силу этого, Пенсионный фонд России не является страховым, и есть все основания считать, что значительная часть аккумулированных и расходуемых им финансовых средств носит налоговый характер, а, следовательно – бюджетный.
Сложившаяся на 2003-2008 года практика
пенсионного страхования
Таким образом, настоящее
время системы социального
- устанавливает предельные
величины заработка, на
- страхует принципы
в области пенсионного
- постепенно переходит к уплате страховых взносов работником и работодателем на паритетной основе;
- отлаживает механизм
обеспечения зависимости
2.2 Пенсионное обеспечение
Пенсионная система России
– это совокупность создаваемых
в Российской Федерации правовых,
экономических и
Пенсионеры – самая многочисленная категория граждан нуждающихся в социальной защите в нашей стране [5].
Основной источник доходов для пенсионеров – составляют денежные выплаты в виде пенсий, которые определяют уровень их благосостояния.
Пенсия (от лат. pension, платеж) – регулярное (обычно ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые:
1. достигли пенсионного возраста (пенсии по старости);
2. имеют инвалидность;
3. потеряли кормильца
(пенсии по случаю потери
В связи с демографическими проблемами (старение общества) многие государства в настоящее время пересматривают свою пенсионную политику.
В зависимости от организации, выплачивающей пенсию, разделяют государственное пенсионное обеспечение и частное.