Социальная защита населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изучение и анализ социальной защиты различных слоев населения в РФ.
В связи с этим были поставлены задачи:
1. изучить понятие и сущность социальной защиты населения;
2. обосновать роль социальной работы в защите населения;
2. рассмотреть социальное страхование населения;
3. проанализировать пенсионное обеспечение;
5. определить защиту инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения…………..6
1.2 Роль социальной работы в защите населения………….………11
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное страхование населения…………………………….17
2.2 Пенсионное обеспечение……………………………………...…24
2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения….…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.03 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 2 ФЗ от 17.02.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»  понятие «трудовая пенсия» - это  «ежемесячная денежная выплата в  целях компенсации гражданам  заработной платы или иного дохода, который получили застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц  в связи со смертью этих лиц  право, на которую определяется в  соответствии с условиями и нормами».

В России пенсии по государственному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые  в порядке, установленном действующим  законодательством, не подлежат налогообложению. С 2002 года в стране началась пенсионная реформа, которая разделила пенсию на три части: базовою, страховую и накопительную.

В результате реформы принята  двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин  может выбирать между Пенсионным Фондом РФ (ПФР) и одним из негосударственных  пенсионных фондов. В случае размещения накопительной части пенсии в  ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, в настоящее  время ВЭБ) и одной из частных  управляющих компаний.

Тарифы страховых взносов  на пенсионное страхование составляют, в процентах от заработной платы  застрахованных лиц (за исключением  отдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы):

1.  в 2010 году – 20%; при этом для лиц 1966 года  рождения и старше все 20% направляются  на финансирование страховой  части трудовой пенсии, а для  лиц 1967 года рождения и моложе 14% направляются на финансирование  страховой части, а 6% - на финансирование  накопительной части трудовой  пенсии;

2.  начиная с 2011 года  – 26%; при этом, для лиц 1966 года  рождения и старше все 26% направляются  на финансирование страховой  части трудовой пенсии, а для  лиц 1967 года рождения и моложе 20% направляются на финансирование  страховой части, а 6% - на финансирование  накопительной части трудовой  пенсии.

С заработной платы, получаемой от одного работодателя и превышающей 415 тыс. руб. страховые взносы с 1 января 2010 года не взимаются.

В связи со смертью одного или обоих родителей на ребенка  назначается трудовая или социальная пенсия по случаю потери кормильца (кормильцев).

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие  возраста 60 лет, и женщины, достигшие  возраста 55 лет, при условии наличия  не менее пяти лет страхового стажа.

Трудовая пенсия назначается  в соответствии с Федеральным  законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», если умерший родитель работал и  был застрахован в системе  обязательного пенсионного страхования. Трудовая пенсия состоит из базовой  и страховой части. Размер базовой  части установлен с 01.08.2008 для детей, потерявших одного из родителей в  размере – 897,0 руб., для круглых  сирот в размере – 1794,0 руб. Размер страховой части определяется индивидуально  и зависит от стажа и заработка  умершего родителя. Социальная пенсия назначается в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при отсутствии у умершего родителя права на трудовую пенсию (например, родитель нигде никогда не работал: студент, домохозяйка и т.п.) [5].

До 1 января 2010 года существует также базовая часть трудовой пенсии по старости, но с 1 января 2010 года она объединяется со страховой частью в связи с отменой единого  социального налога.

Размер трудовой пенсии по старости определяется как сумма  ее страховой и накопительной  частей.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей или супругу указанная  пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении.

Пенсии по случаю потери кормильца выплачиваются детям  до 18 лет, для обучающихся по очной  форме в образовательных учреждениях  всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных  учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими  возраста 23 лет.

При потере одного из родителей  пенсия выплачивается в размере 100% базовой части трудовой пенсии по старости. С 01.08.2008 – 1794,0 рубля.

При потере обоих родителей (матери-одиночки) в размере 100% базовой  части трудовой пенсии по инвалидности. С 01.08.2008 – 3588,0 рублей

Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные инвалидами I, II и III группы в порядке, предусмотренном федеральным законом  «О Социальной защите инвалидов в  Российской Федерации» [6].

Зачастую имея пенсию в  качестве единственного источника  дохода, пенсионеры располагают гораздо  меньшими возможностями по сравнению  с другими категориями населения  вписаться в новые экономические  отношения, перестроить свою жизнь, исходя из реальной экономической ситуации.

Базовая часть трудовой пенсии в РФ с 1 декабря 2009 г. увеличивается  на 31,4 %. в результате индексации, в  Приморском крае она составит 2 тыс. 562 рубля.

По данным Приморского  отделения ПФР, средний размер трудовой пенсии в крае составит 6401 рубль, тогда  как в начале года сумм составляла 4719,96 рубля. Получателями трудовой пенсии является почти 470 тысяч жителей  края (Всего в Приморье 514,9 тысячи пенсионеров). С увеличением базовой  части, размер социальной пенсии в декабре  тоже увеличится и составит 4422 рубля. 6148,8 рубля ежемесячно будут получать дети-инвалиды.

Планируется, что прожиточный  минимум пенсионера в Приморском крае на 2010 год будет установлен в размере 5685 рублей. С учетом всех индексаций размер трудовой пенсии превысит эту цифру уже к 1 января. По информации специалистов ПФР, он составит 7368,84 рубля.

Повышение размера пенсионных выплат – один из приоритетов антикризисной  программы Правительства РФ. Его  главный смысл – выплата в  полном объеме всех социальных обязательств государства перед населением, индексация их с учетом нового прогноза инфляции.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная  государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам  в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи  с прекращением федеральной государственной  гражданской службы, при достижении установленной законом выслуги  при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Законом установлены следующие  виды пенсий по государственному пенсионному  обеспечению:

1.  пенсия за выслугу  лет;

2.  пенсия по старости;

3.  пенсия по инвалидности;

4.  пенсия по случаю  потери кормильца;

5.  социальная пенсия [5].

Федеральные государственные  гражданские служащие имеют право  на пенсию за выслугу лет при наличии  стажа государственной гражданской  службы не менее 15 лет и замещении  должности федеральной гражданской  службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и выплачивается одновременно с ней.

Лица, проходившие военную  службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной  службе, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более; и лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и другая служба.

Негосударственная пенсия –  денежные средства, регулярно выплачиваемые  участнику в соответствии с условиями  пенсионного договора.

Пенсионный договор –  соглашение между негосударственным  пенсионным фондом и вкладчиком негосударственного пенсионного фонда (НПФ), в соответствии с которым вкладчик обязуется  уплачивать пенсионные взносы в НПФ, НПФ обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную  пенсию.

Из указанного выше следует, что государство продолжает проявлять заботу о пенсионерах. В течение следующего года пенсии будут повышаться два раза.

2.3 Защита инвалидов  и нетрудоспособных слоёв населения

Инвалиды во всем мире относятся  к категории населения, которая  особо остро ощущает проявления неравенства в экономическом, социальном, моральном и политическом аспектах, вследствие имеющихся у них нарушений  и ограничений жизнедеятельности. Решению проблем инвалидности посвящена  специальная задача Европейской  стратегии по достижению здоровья для  всех, которая является рамочной основой  для выработки национальных планов действий.

Эта задача направлена на обеспечение  инвалидам равных возможностей, улучшение  положения инвалидов в обществе, создание для людей с инвалидностью  возможности повышения качества жизни и укрепления здоровья.

В первоочередном порядке  в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

1.  граждане пожилого  возраста, особенно одинокие и  одиноко проживающие, в том  числе и одинокие супружеские  пары;

2.  инвалиды Великой  Отечественной войны и семьи  погибших военнослужащих;

3.  инвалиды, в том числе  инвалиды с детства, и дети-инвалиды;

4.  инвалиды из числа  воинов-интернационалистов;

5.  граждане, пострадавшие  от последствий аварии на Чернобыльской  АЭС и радиоактивных выбросов  в других местах;

6.  безработные;

7.  вынужденные беженцы  и переселенцы;

8.  дети - круглые сироты;

9.  дети с девиантным поведением;

10.  семьи, в которых  проживают дети-инвалиды, дети - круглые  сироты;

11.  малообеспеченные семьи;

12.  многодетные семьи;

13.  одинокие матери;

14.  лица с ограниченными  возможностями.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные  органы социальной защиты населения  образуют единую государственную систему  социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы  социальных служб, реализацию государственной  политики в области пенсионного  обеспечения и трудовых отношений.

Необходимость решения указанной  проблемы заставила пересмотреть традиционные подходы к понятиям «инвалид»  и «инвалидность» и привести их в  соответствие с нормами международного права.

Все это свидетельствует  о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса  мероприятий по созданию системы  социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определил государственную политику, целью которой является обеспечение  инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации [6].

В последнее время принято  ряд нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность, направленных на упрощение процедуры  освидетельствования и обеспечения  техническими средствами реабилитации, протезами и протезными изделиями  инвалидов и ветеранов, это Указы  Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах  социальной поддержки инвалидов», и от 13 мая 2008 г. № 744 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами» [2], постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» и постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Последнее постановление вступает в силу с 01.10.2008.

Так в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 в 2008 году планируется  завершение обеспечением легковыми  автомобилями 33,1 тыс. инвалидов войны. По желанию граждан вместо автомобиля им будет выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 тыс. рублей [3].

В 2009 году легковые автомобили или единовременную денежную компенсацию  получат более 2,1 тыс. инвалидов из числа граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, и реабилитированных  лиц других категорий граждан. Единовременную денежную компенсацию получат также 52,5 тыс. инвалидов вследствие общего заболевания, инвалидов с детства и детей инвалидов.

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. № 744 решение  предусматривает повышение компенсационных  выплат лицам в трудоспособном возрасте, осуществляющим уход за 580 тысячами инвалидов (преимущественно I группы и детьми-инвалидами) на дому, с 500 до 1 200 рублей в месяц [6].

Информация о работе Социальная защита населения в РФ