Социальная защита семьи в малом городе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом.
Семья – своеобразная система поддержки прав каждого её члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодёжи.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…2
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования системы социальной защиты населения…………………………………………………...6
1.1 Теоретические основы анализа проблем социальной защиты населения…………………………………………………………………………..6
1.2 Типология семьи малого города (на примере г. Весьегонска)…19

Глава II. Особенности модели социальной защиты семьи малого города (на примере г. Весьегонска)…………………………………………………….28
2.1 Структура социальной защиты семьи в малом городе………...28
2.2 Система социальной защиты семьи с детьми в г. Весьегонске и механизм ее действия…………………………………………………………....32

Заключение………………………………………………………………..46

Список литературы………………………………………….……………50

Приложение 1……………………………………………………………..51

Приложение 2……………………………………………………………..54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 122.83 Кб (Скачать файл)

Под социальной защитой мы будем понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.11

Необходимо осознать, что обеспечить социальную защищенность всего населения от снижения уровня жизни и в условиях экономического спада невозможно. Поэтому основным объектом социальной защиты является благосостояние наиболее обездоленной части населения. Она охватывает преимущественно тех. кто, не обладая адекватными материальными источниками жизнеобеспечения в виде достаточных сбережений, доходов от капиталовложений, ценных бумаг и. особенно, от продажи своей рабочей силы па рынке труда, не способен к самостоятельному выживанию.

Как правило, это лица, не достигшие или превысившие трудоспособный возраст, а также те, кто, находясь в таком возрасте, по тем или иным причинам не участвует в общественном производстве (хронически или временно больные, инвалиды, учащиеся и т.д.).

Помощь оказывается не только отдельным лицам, но и малоимущим семьям, на содержании которых они  находятся (например, многодетные семьи, семьи инвалидов).

Социальная защита наиболее обездоленных и экономически слабых слоев населения является не только одним наиболее ранним направлением социальной политики. Общество издавна, вначале преимущественно по моральным, а также политическим соображениям брало на себя заботу об отдельных представителях этих слоев. За время своего продолжительного существования социальная политика претерпела значительную эволюцию по содержанию, масштабам, методам, источникам финансирования, институтам и т.д.

Сегодня в центре механизма социальной защиты лежит государственная система социального обеспечения.

Во всех странах система  социального обеспечения далеко не идеальна, она непрерывно корректируется на протяжении многих десятилетий, избавляясь от присущих ей недостатков и приспосабливаясь к постоянно меняющимся «внешним» относительно системы условиям. Требования, предъявляемые к системе ее непосредственными объектами и обществом в целом, возрастают и усложняются. Совершенствование социального        обеспечения происходит по линии повышения его социальной и экономической эффективности. Такая ситуация особенно характерна в условиях глубоких общественных преобразованиях, происходящих в России.

В начале переходного периода  практически все службы социального  обеспечения остались в неприкосновенности и продолжали функционировать в  обычном для себя режиме. Проблема заключалась в том, что пи этот режим, ни сама система и предоставлявшаяся  ею помощь недостаточно соответствовали  кардинально изменившимся условиям

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что становление социальной защиты в пореформенный период происходит далеко не на пустом месте

Прежняя система социального  обеспечения не была целиком отвергнута, но и не могла оставаться в неизменном виде. Она послужила основой для  формирования качественно новой  системы. Этот процесс развивается  не революционным, а преимущественно  эволюционным путем от совершенствования отдельных элементов прежней системы – к их постоянному пересмотру. Формирование новой системы происходило в 90-егоды в ходе     преодоления     недостатков     прежней.     Социальное     обеспечение вступало в переходный период, уже обладая рядом недостатков.12 Одни из них носили общий методологический характер, другие касались механизмов социального обеспечения, его форм и методов осуществления. Их нетерпимость становилась все более заметной по мере развития общественных преобразований.

Во-первых, выявление нуждающихся  в социальной защите трактовалось в  недостаточной степени, в результате чего часть их оставалась неучтенной и соответственно вне сферы социального  обеспечения.

Во-вторых, многочисленные виды пособий не были согласованы между  собой, что обусловило параллелизм  отдельных звеньев социальной защиты, расточительство одновременно с  общей нехваткой средств на финансирование.

В-третьих, предоставление социальной помощи нередко не увязывалось с  материальным положением претендующих на нее, что допускалось неопределенным или чрезмерно расширительным толкованием возможности в достижении общих целей.

В-четвертых, применявшиеся  формы социальной помощи недостаточно учитывали индивидуальные особенности  объектов социального обеспечения  и не отличались большим разнообразием.

Приведенный перечень "внутренних" недостатков прежней системы  социального обеспечения является далеко не полным. Однако ее главный  недостаток заключается в том, что, эта система не была приспособлена  к принципиально новым условиям, отчетливо проявившимся уже на начальной  стадии переходного периода. К ним  относятся, прежде всего, появление  безработицы и увеличение ее размеров в ходе спада промышленного производства, хроническое обесценивание денежных доходов, в том числе социальных пособий. Общая статичность прежней системы, ее параметры и методы социальной защиты населения приходят в противопоставление с динамичностью социальных показателей, обусловленных демографическими и экономическими переменными.

Рассмотрим основные принципы, которыми руководствуются специалисты  социальной сферы в своей практической работе для решения локальных      проблем      клиентов.           Эти      принципы      объединяют

основополагающие правила, нормы и положения, согласно которым  строится и функционирует на разных уровнях система социальной защиты населения.

К основным принципам относятся13:

Принцип общественной целесообразности.

Согласно этому принципу контингент защищаемых должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен  способности к труду и самообеспечении. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту числа иждивенцев. Одним из выражений этого принципа стала система адресной социальной помощи.

Принцип экономической  эффективности.

Он выражается в оптимальном  соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование.

Размер социального пособия  не должен создавать ситуацию, когда  получение пособия предпочтительнее получения заработной платы. Достигается  это оптимальным соотношением законодательно установленной минимальной оплаты труда (например, пособие на ребенка  составляет 70 % от минимальной оплаты труда) и определяемой стоимостью прожиточного минимума.

Принцип экономической  справедливости.

Он выражается в экономической  защите, как предпринимателей, активных   участников   экономического   процесса,   так   и   тех,   кто   по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности.

Принцип приоритета государственных  начал в социальной защите населения.

Согласно этому принципу, в нашей стране именно государство  выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого  уровня жизни тех, кто не может  достичь этого самостоятельно в  силу объективных причин. В большинстве  случаев средства социальной защиты представлены двумя основными категориями:

1) постоянно действующие  ограничители,  не  позволяющие  рыночным эффектам достичь социально опасного уровня, для чего государство регулирует       минимальный    уровень   оплаты    труда,    максимально допустимые      ставки      налогообложения,      гарантирует      минимум бесплатного образования и медицинского обслуживания и др.

2) система социальных компенсаторов в виде льгот, субсидий, рассрочек. бесплатных или частично оплачиваемых услуг, поддержки бедных и стимуляции различных благотворителей .

Принцип экономической самостоятельности  местных органов.

Он действует на основе разграничения экономических полномочий субъектов федерации и местных  уровней. Чтобы обеспечить поддержку  социально слабых слоев населения, местные органы социальной защиты населения  должны оставлять у себя не менее 70-75 % всей суммы собранных на территории налогов от малых предпринимательских  структур, а также должны иметь право самостоятельно (под контролем местной общественности) ими распоряжаться.

Социальные пособия и  другие выплаты на федеральном уровне должны гарантироваться в минимальных  размерах, а все выплаты сверх того - производятся из местного бюджета и местных фондов социального страхования, социальной поддержки, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в развитии экономики региона и самообеспечения населения.

На перечисленных выше принципах основана социальная защита населения как система, пронизывающая  все уровни государства oi федерального до местного.

Для создания эффективной  системы социальной защиты населения  важнейшим условием является структурное  совершенствование на различных  уровнях управления социальной работой. Всего можно выделить три уровня управления14:

  1. верхний, институциональный, уровень - это Российская Федерация и автономная республика;
  2. средний, управленческий, уровень - это регион, то есть органы исполнительной власти субъектов РФ, в органы социальной защиты   краев,   областей,   автономных   образований,   городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов;
  3. низовой   уровень   -   это   социальные   организации,   различные негосударственные         (благотворительные)         общественные организации.

На каждом из этих уровней  управления социальной работой осуществляется в рамках трех ветвей власти:

1. законодательной, в лице органов системы представительной власти,

2. исполнительной,  в лице  Президента РФ  и  его  властных  структур, органов регионального управления и органов местного самоуправления:

3. судебной.

Основным государственным  органом в области социальной защиты населения в РФ является Министерство труда и социального развития, в функции которого входит15:

разработка положения  по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной  помощи;

- анализ и прогнозирование уровней жизни "различных категорий населения;

-   подготовка рекомендаций для разработки различных программ по:

1. организации обслуживания и обеспечения пособиями;

2.  социальному обслуживанию;

3.  медико-социальной    экспертизе,    реабилитации    инвалидов    и оказанию протезно-ортопедической помощи;

4.  социальной помощи семье и детям;

5.  внешнеэкономическому и международному сотрудничеству.

Исполнительными органами  управления  социальной  работой  на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, комитетов управления, отделы департаментов социальной защиты населения в составе местных администраций) являются такие учреждения социального обслуживания, как:

1)центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;

2)центр или отделение, осуществляющее социальную помощь на дому, отделение дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов;

3)центр,           осуществляющий           социальную           реабилитацию несовершеннолетних; центр помощи детям, оставшимся без родителей; социальные гостиницы и т.д.

Управление социальной защитой  населения по линии законодательной  власти осуществляется Государственной  Думой РФ, областными думами и думами автономных республик, законодательными собраниями на различных местных уровнях самоуправления.

В социальных организациях (предприятиях, вузах и т.д.) имеются  различные организационные структуры  по оказанию социальной помощи населению: администрация, профсоюзы, различные  органы самоуправления трудовых коллективов.

Социальная помощь населению  оказывается также по линии негосударственных  организаций: частных и благотворительных.

К числу факторов, снижающих  эффективность действующей модели реформирования социальной сферы, следует  отнести и недоучет региональной специфики, определяющей исторически  сложившиеся предпочтения населения  по поводу форм и методов хозяйственной  деятельности и занятости.

Главное, на что следует  обратить внимание, - это нечеткость принципов разграничения полномочий в социальной сфере между законодательной  и исполнительными ветвями власти на федеральном, региональном и местном  уровнях; между государством, с одной  стороны, и неправительственными организациями  и частными лицами, с другой стороны. Это прямой результат недостаточной  проработанности законодательной  базы, отсутствие общности подхода  ко всем субъектам Федерации и равных политико-правовых возможностей для их взаимодействия с центром.

Развитие договорных отношений  между центром и субъектами Федерации  в известной степени позволяет  преодолеть указанные проблемы.

Один из возможных вариантов  социальной защиты  в переходный период - региональный.   Речь  идет о  предоставлении  всем  субъектам, подписавшим   Федеральный  договор,   самостоятельности   в   разработке, финансировании и реализации программ социальной защиты населения.

Информация о работе Социальная защита семьи в малом городе