Социальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:09, контрольная работа

Краткое описание

Контрольная работа содержит ответы на такие теоретические вопросы: понятие, компоненты и типы социальной коммуникации

Содержание

Введение
1. Понятие и компоненты социальной коммуникаци
2. Типы социальной коммуникации
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социальная.docx

— 40.01 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 2

1. Понятие и компоненты социальной коммуникации 3

2. Типы социальной коммуникации. 7

Заключение 15

Список использованных источников и литературы 16

Введение

 

В современном мире созданы  предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор  для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует  развития коммуникативных возможностей человека. Социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все сферы жизни.

Способность общаться во времени  и пространстве чрезвычайно расширилась  в последнее время с приобретением  письменности, печати, электронной  связи - интернета, телефона, и средств массовой коммуникации, а так же механизации транспорта.

То есть коммуникационный процесс представляет собой необходимую  предпосылку становления и функционирования всех социальных систем. Потому что, как  известно, именно он обеспечивает связь  между людьми и их общностями. Он делает возможной связь между  поколениями, обеспечивает накопление и передачу социального опыта, его  обогащение, трансляцию культуры. С  его помощью выстраивается организация  совместной деятельности. В данной работе я ставлю следующие задачи: дать характеристику понятию социальная коммуникация; дать характеристику классификации социальной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и компоненты социальной коммуникации

 

Коммуникация (лат. communicatio — способ сообщения, передачи). Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы. Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками. Поэтому существует большое количество определений коммуникаций. Рассмотрим лишь некоторые примеры с позиции социологии. Коммуникация – это взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера.1 Коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, навыков и т. п. посредством символов - слов, картин, графиков и др. Коммуникация - это механизм, посредством которого реализуется власть. Современный «Большой энциклопедический словарь» указывает два значения: 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку, - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем). Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.2 Коммуникация необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т. д. 3

В современной науке социальная коммуникация изучается под разными  углами зрения; подход к ней зависит  от принадлежности ученого к определенной научной традиции, школе или некоторому направлению. Соответствующие понимания  коммуникации можно условно разделить  на три группы. Это понимания, сформированные на 1) социальной, 2) языковой и 3) собственно коммуникативной основе. Понятие «социальная коммуникация» охватывает все эти три истолкования. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств ради их применения (реализации социальных функций коммуникации); второй подход связан с проблемами межличностной коммуникации; третий - с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.

Основными компонентами социальной коммуникации являются:

1) субъекты коммуникационного  процесса - отправитель и получатель  сообщения (коммуникатор и реципиент);

2) средства коммуникации - код, используемый для передачи  информации в знаковой форме  (слова, картинки, ноты и т. д.), а также каналы, по которым  передается сообщение от коммутатора  к реципиенту (письмо, телефон, радио,  телеграф и т.д.);

3) предмет коммуникации (какое-то  явление, событие и т.п.) и отражающее  его сообщение (статья, радиопередача,  телевизионный сюжет и т.д.);

4) эффект коммуникации - последствия  коммуникации, выраженные в изменении  внутреннего состояния субъектов  коммуникационного процесса, в их  взаимоотношениях или в их  действиях.

А.В. Соколов предлагает следующее научное определение социальной коммуникации: социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается. 4

Коммуниканты и реципиенты преследуют три цели:

  • познавательная - распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений;
  • побудительная - стимулировать других людей к каким-либо действиям или получить нужные стимулы;
  • экспрессивная - выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.

В зависимости от материально-технического оснащения, т. е. от применяемых каналов, Соколов предлагает различать три  рода социальной коммуникации:

1. Устная коммуникация, использующая, как правило, одновременно и  в неразрывном единстве естественные  невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эстетическое воздействие  может быть усилено за счет  использования таких художественных  каналов, как музыка, танец, поэзия, риторика. К устной коммуникации  относятся путешествия с познавательными  целями - экспедиции, туризм.

2. Документная коммуникация, применяющая искусственно созданные  документы, первоначально - иконические  и символьные, а впоследствии  письменность, печать и различные  технические средства для передачи  смыслов во времени и пространстве.

3. Электронная коммуникация, основанная на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной  технике, оптических устройствах  записи5.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления  решает три основных взаимосвязанных  задачи:

1) интеграцию отдельных  индивидов в социальные группы  и общности, а последних - в единую и целую систему общества;

2) внутреннюю дифференциацию  общества, составляющих его групп,  общностей, социальных организаций  и институтов;

3) отделение и обособление  общества и различных групп,  общностей друг от друга в  процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы социальной коммуникации.

Выделяют несколько типов  социальной коммуникации:

  1. По характеру аудитории:
  • межличностная (индивидуализированная)
  • специализированная
  • массовая
  1. По источнику сообщения:
  • официальная (формальная)
  • неформальная
  1. По каналу передачи:
  • вербальная
  • невербальная
  1. По содержанию:
  • новационная (сообщающая новые сведения)
  • ориентационная (помогающая ориентироваться в жизни, ценностях и информации)
  • стимуляционная (актуализирующая мотивации).

Рассмотрим каждую группу типов социальной коммуникации в  отдельности.

1.1 Межличностная коммуникация понимается как процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Для нее характерен целый ряд особенностей, отличающих ее от других видов коммуникации. Межличностная коммуникация может осуществляться в различных формах, специфика которых определяется числом участников, их социоролевым статусом, коммуникативной установкой, особенностями пространства и времени коммуникации. Идеальным образцом межличностной коммуникации является неформальная беседа двух человек. Характерными чертами этого вида коммуникации являются частая смена тематики, доминирование одной стороны в силу ее большей активности и подчинение другой, смена коммуникативной установки, возможность вернуться к прежней тематике, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятельствами.6 К главным ее функциям относятся информационная, прагматическая, социальная и экспрессивная функции. Помимо того, межличностная коммуникация может приводить к изменению личных установок и мнений всех ее субъектов. Межличностная коммуникация может осуществляться в форме интервью, дебатов, публичных или судебных слушаний. Это так называемые структурированные формы, каждая из которых имеет свои особенности, обусловленные специфическими функциями и коммуникативной ситуацией.

1.2 Специализированная коммуникация осуществляется в различных организациях, фирмах, предприятиях, то есть местах, где собраны люди с общими профессиональными интересами. Для руководителей специализированная коммуникация является одним из основных инструментов управления. В качестве специализированных видов коммуникации Ф.И. Шарков выделяет: а) коммуникации в малых группах, б) коммуникации в организациях, в) офисные и маркетинговые коммуникации. Рассмотрим их по порядку, обращая внимание на существенные черты, особенности и функции этих видов коммуникации.7

а) Коммуникация в малой группе имеет важное значение, поскольку человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. Члены малой группы имеют возможность высказывать собственные суждения, что повышает возможность раскрытия их потенциальных способностей.

Обычно малой группой  называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и взаимодействующих  между собой. Исходя из этого, признаками малой группы являются: контактность, целостность, стабильность состава, устойчивость взаимодействия, наличие внутренней структуры, удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Таким образом, малая группа – это немногочисленная по составу общность людей, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Коммуникация в малой  группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание самой группы. К числу таких функций относят: формирование согласия, общей картины мира; обеспечение согласованных действий; формирование особой групповой культуры (языка, норм и правил поведения, традиций и ритуалов, системы санкций и т.д.).

б) Коммуникации в организации – это информационные взаимодействия, в которые вступают люди при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций. Особенности данного вида коммуникации состоят в следующем:

  • одновременно осуществляются сверху вниз, снизу вверх и горизонтально;
  • коммуникация является функцией управления, которая при правильно организованной передаче информации обеспечивает надежное соединение всех подсистем организации и их взаимодействие.
  • разделение труда внутри организации существенно упрощает коммуникации в организациях. Однако параллельно со структурированной сетью коммуникации образуется неформальная сеть, которая может либо способствовать, либо затруднять функционирование структурированной сети.

Знание принципов и  правил коммуникации в организациях способствует повышению эффективности  управления. Коммуникация является главным  инструментом выполнения руководителями функции управления по следующим  причинам:

  • они не менее трех четвертей своего времени тратят на организацию взаимодействия как внутри организации, так и вне ее;
  • правильно организованные коммуникации способствуют повышению эффективности управления;
  • коммуникации способствуют утверждению авторитета руководителя;
  • коммуникации повышают эффективность функционирования всех других сфер жизнедеятельности организации.

Можно выделить четыре основные функции коммуникации внутри организации: контроль, мотивация, эмоциональное  выражение, передача информации.

в) К наиболее значительным специализированным коммуникациям относятся офисные и маркетинговые.

Офисные коммуникации – это коммуникации, осуществляемые в офисе и с помощью офиса. Сегодня существенно изменилось отношение к офису, считавшемуся в советское время второстепенным аспектом управленческой деятельности. Многие руководители стали осознавать, что рациональное оснащение офиса и высокий уровень коммуникативности являются факторами роста производительности труда персонала, способствуют снижению конфликтности и улучшают морально-психологический климат в коллективе. Что такое офис? Под эти термином имеется в виду “место, где совершается служба или деловые операции; личное служебное помещение, в котором может быть обеспечена приватность”.

Информация о работе Социальная коммуникация