Социальная организация. Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 00:16, контрольная работа

Краткое описание

1.Социальная организация, как особый тип общности людей.
2.Политический режим, как обобщенная характеристика политической системы.
3.Вспомните причины индивидуальной и групповой мобильности. Приведите конкретные примеры (из отечественной и зарубежной истории) под каждую причину групповой мобильности.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология_Политология.docx

— 35.57 Кб (Скачать файл)

                      

Вопрос  №1: Социальная организация, как особый тип общности людей.

Характеризовать: Понятие  социальная организация, структуру  и функции социальной организации. Производственные организации. Основные стили управления производственными  организациями. Роль бюрократии.

 

Вопрос  №2: Политический режим, как обобщенная характеристика политической системы.

Характеризовать: Определение  понятия политический режим. Критерии для определения типа политического  режима. Тоталитарный режим. Как работает политическая система тоталитарного  режима. Тоталитаризм как феномен  XX века. Авторитарный режим и его отличие от тоталитарного. Демократический режим. Общая характеристика отношения власти и общества при демократическом режиме.

 

Практическое  задание №3: Вспомните причины индивидуальной и групповой мобильности. Приведите конкретные примеры (из отечественной и зарубежной истории) под каждую причину групповой мобильности. Примеры запишите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №1: Социальная организация, как особый тип общности людей. Характеризовать: Понятие социальная организация, структуру и функции социальной организации. Производственные организации. Основные стили управления производственными организациями. Роль бюрократии.

 

Термин "организация" употребляется в нескольких значениях. Его употребляют, когда говорят 1) об организованной, определенным образом упорядоченной деятельности людей; 2) о степени внутренней упорядоченности, согласованности частей единого целого (например, деятельность цехов одного завода; 3) об определенном элементе социальной структуры общества. Именно третье значение данного термина чаще всего употребляется в социологии.

В социологии принято деление  организаций на формальные и неформальные. Под неформальными организациями понимается система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу без соотнесенности с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей (товарищеская компания, объединение по любительских интересам и т.п.) В наибольшей степени социологов интересуют формальные организации. Существенные признаки формальной организации состоят в следующем:

  1. Наличие определенной цели действия данной организации.
  2. Совокупность   функциональных   положений,   занимаемых 
    членами данной организации, воплощаемых   в свойственных им социальных статусах (должностях) и ролях.
  3. Конкретное воплощение соотношения этих статусов (позиций) через распределение отношений власти и подчинения.
  4. Совокупность  правил  и  норм,  регулирующих отношения 
    между людьми, занимающими определенные статусы в данной организации и выполняющими определенные роли в ней.
  5. Формализация значительной части целей функций данной 
    организации и нормативная регуляция поведения, отношений между 
    членами данной организации (устав предприятия, например).

Формальная организация  обладает определенной структурой. Социальная структура организации определяется тремя основными факторами:

  1. целями и функциями;
  2. ценностно-нормативными стандартами;
  3. иерархической упорядоченностью социальных статусов и ролей.

В процессе своего функционирования социальная организация вырабатывает два ряда требований: один из них – требования организации к входящим  в ее состав индивидам, а другой - требования к организации.

Требования организации  к индивидам состоят в следующем:

  1. активная и эффективная деятельность, направленная на успешное достижение цели, стоящей перед организацией;
  2. требования к индивидам формулируются безотносительно к их личностным особенностям, т.е. как безличностные (университет, например, предъявляет свои требования к студентам, независимо от особенностей личности каждого из них);
  3. требования предъявляются к индивидам, как к членам определенной социальной общности (скажем, требования к студентам определенного вуза, определенного факультета, определенного курса и т.п.).

Требования со стороны  индивида к организации таковы:

  1. обеспечение устойчивости социального положения данного индивида;
  2. возможность самоутверждения индивида в обществе как члена данной организации (члена партии, религиозной общины, футбольного клуба и т.д.);
  3. обеспечение условий (социальных, бытовых, культурных и т.п.) для его саморазвития как личности.

От взаимодействия и взаимоудовлетворения этих требований зависит устойчивость данной организации, динамика и эффективность ее деятельности 

Формальная организация  обладает характерными чертами (особенностями). Суть их такова: формальная организация:

  • рациональна, т.е. формируется и действует в соответствии с принципами целесообразности, рациональности, сознательного движения к цели;
  • нейтральна к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на их взаимоотношения, устанавливаемые по составленной программе (например, отношения между солдатами и офицерами в армии, между директором, инженерами, бухгалтерами, рабочими на заводе и т.д.);
  • предусматривает и регулирует только служебные отношения;
  • подчинена в своей деятельности и  во взаимодействии с внешним миром, а также во взаимодействии своих членов функциональным целям;
  • обладает (в большинстве случаев) административным персоналом, ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.

Все изложенное дает основание для определения рассматриваемой социальной общности.

Социальная организация - это такая общность людей, которая складывается в определенную систему отношений и взаимодействий индивидов для достижения определенных целей  посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил сотрудничества в процессе функционирования системы управления.

Производственная организация, как формальная   организация   предполагает  управленческую деятельность. Наиболее четко принципы последней разработал М.Вебер в своей теории бюрократии. Ее основные пункты таковы:

  1. Задачи организации распределены как официальные обязанности сотрудников.
  2. Занимаемые сотрудниками позиции (должности) организованы в иерархическую структуру власти и подчинения. Такая иерархия имеет форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо ответственно перед выше стоящими как за свои собственные решения и действия, так и за действия своих подчиненных и в которой каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его на служебной лестнице.
  3. Решения и действия должностных лиц управляются формально установленной системой правил и инструкций.
  4. Формальная организация располагает специальным административным штатом, в задачу которого входит обеспечение ее эффективного функционирования.
  5. Должностные лица в своих контактах с клиентами и другими должностными лицами обязаны руководствоваться безличностной ориентацией. Безличность и бесстрастность призваны предохранять 
    рациональность суждений и действий сотрудников при выполнении ими своих обязанностей от влияния личных чувств и настроений.
  6. Наем организацией сотрудника предусматривает его продвижение по службе: при хорошей работе должны создаваться условия и возможности продвижения сотрудника вверх по служебной лестнице.
  7. Формальная организация призвана развивать "корпоративный дух" среди служащих, формировать у них высокую степень лояльности к организации, стремление неуклонно следовать установленным правилам и нормам. Это должно стимулировать интенсивную деятельность сотрудников в интересах организации.

В системе организаций  существуют так называемые сложные  организации, включающие в себя довольно многочисленные и  разнообразные  подразделения, например, Минский автомобильный  завод включает в себя отдел главного технолога, отдел маркетинга, множество разнообразных цехов и т.д. В таких организациях система управления функционирует на различных уровнях.

Американский социолог Т. Парсонс выделил три уровня управления в таких организациях. Руководители низового звена (операционные руководители) осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использование выделенных людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Типичные представители низового звена управления - мастер смены, старшая медсестра, сержант и т.п. Второй уровень управления осуществляется руководителями среднего звена, которые возглавляют подразделения или отделы в организациях. Это - начальники цехов, деканы, руководители отделений, офицеры от лейтенанта и выше. Над ними возвышается слой руководителей высшего звена - директор завода, ректор вуза, генералы, министры.

Эффективность деятельности  организации  в  решающей степени зависит от ее взаимодействия с внешней социальной средой. Эта среда  включает  в  себя  экономические условия,  социальную 
структуру общества, систему образования и подготовки кадров, материальное и духовное благосостояние населения, технологические системы и т.п. Организация не только испытывает влияние внешней среды, но и своей деятельностью способна оказывать обратное влияние на среду, иногда очень существенное.

 

                                                                                                                                                             

 

Вопрос  №2:  Политический режим, как обобщенная характеристика политической системы. Характеризовать: Определение понятия политический режим. Критерии для определения типа политического режима. Тоталитарный режим. Как работает политическая система тоталитарного режима. Тоталитаризм как феномен XX века. Авторитарный режим и его отличие от тоталитарного. Демократический режим. Общая характеристика отношения власти и общества при демократическом режиме.

 

Политический режим –  это конкретные формы и методы реализации власти, определенная структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти. 

В политической науке одно из первых определений политического  режима дал французский ученый М. Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления». Французский политолог Ж-Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в содержание понятия «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.

Основными компонентами политического  режима являются:

  • Принцип легитимности - подразумевает способность власти создавать у населения веру и «убеждение в том, что, несмотря на все их промахи и недостатки, существующие политические институты являются наилучшими, нежели какие-либо другие, которые могли бы быть установлены, и которым следовало бы в результате подчиняться» (Х. Линц). Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, формируется через соответствие этих решений ценностям, которые разделяет большинство общества. Такие ценности отвечают представлениям и требованиям демократии, которая способна сформировать наилучшие институты. Для авторитарных и тоталитарных режимов проблема легитимности не является актуальной.
  • Структура институтов - воля большинства народа осуществляется через систему политических институтов. Наряду с правом, партийной системой, группами давления, неполитическими структурами, обладающими значительным влиянием на общество (церковь, средства массовой информации), самым важным элементом режима является государство. В целом возникновение социальных институтов (а государство одно из них) является отражением появления таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены за счет индивидуальных ресурсов. Ценность институциализации власти, в отличие от личной власти, состоит в ограничении произвола, подчинении власти идее права, выражающей интересы общего блага.
  • Партийные системы - в реализации общественных интересов государство активно взаимодействует с другими политическими силами, которые выражают потребности гражданского общества. Среди них особое значение имеют партии. Они берут свое начало в гражданском обществе и отстаивают интересы его различных групп. Партийные системы определяют сущность политических режимов. До появления партийных систем институты демократии формировались на основе принципа разделения властей, однако с появлением партий ситуация изменилась. Мажоритарные, или доминирующие, партии, т. е. обладающие большинством депутатских мандатов, которые контролируют парламентское большинство и правительство, превращают принцип разделения властей в символ. Они единолично определяют политический курс, способы его реализации.
  • Избирательные системы - взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом (избирателями) устанавливаются на основе конкретных правил, которые называются избирательной системой, или избирательным режимом (их еще называют электоральной системой). Это те правила, с помощью которых подданные назначают правителей, определяют соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. Избирательные системы не являются нейтральными, они оказывают существенное влияние на политический режим.
  • Государство -  является наиболее важным элементом политического режима. Его значимость определяется той максимальной концентрацией власти и ресурсов, которая позволяет эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения. Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни, дифференциации экономических, социальных, культурных интересов и потребностей индивидов и групп, из которых состоит общество. Именно государство обеспечивает единство этой внутренне дискретной целостности благодаря способности концентрированно выражать и реализовывать общественные интересы.

Информация о работе Социальная организация. Политический режим