Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:31, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение социальной политики в современном мире. В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи: изучение основных аспектов и функций социальной политики; анализ современной социальной политики Республики Беларусь; ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства; характеристика уровня жизни населения и его основных показателей.
Устойчивому развитию отрасли
способствует стабильная оплата труда
работников. Так, в феврале текущего года
среднемесячная зарплата в учреждениях
образования составила 583 тыс. руб., в том
числе учителей - 691 тыс., профессорско-преподавательского
состава - 1239 тыс. руб.
Дальнейший путь развития общеобразовательной
школы связан с необходимостью заботы
о состоянии здоровья школьников; с повышением
качества образования; пересмотром учебных
планов и программ, упрощением учебников
с целью недопущения излишней перегрузки
учащихся; сохранением профильных классов
на старшей школьной ступени; с разработкой
четких целей и требований к программе
развития каждого общеобразовательного
учреждения.
Особое внимание следует уделить
сельской школе: организации в ней дифференцированного
обучения, повышению его качества и конкурентоспособности,
созданию условий для получения сельскими
учащимися образования, равноценного
уровню городского.
Главной целью развития системы
здравоохранения является обеспечение
населения доступной и качественной медицинской
помощью.
Система здравоохранения в
январе-марте 2008 г. демонстрировала устойчивую
положительную динамику основных показателей
деятельности организаций здравоохранения.
Сохранилась тенденция к снижению материнской
смертности (с 18 случаев в 2007 г. до 3,5 в 2008
г. на 100 тыс. живорожденных). Рост числа
родившихся отмечается во всех областях
республики. Показатель младенческой
смертности за 2 месяца 2008 г. составил 4,2%
на 1000 новорожденных (2007 г. - 5,7%) и является
одним из самых низких уровней среди стран
СНГ.
Вместе с тем ряд проблемных,
требующих решения вопросов связан с медико-демографической
ситуацией, а также финансированием отрасли.
Согласно рекомендациям ВОЗ, финансирование
отрасли на уровне менее 5% ВВП чревато
негативными последствиями для охраны
здоровья населения. По данным Министерства
статистики и анализа, объем аккумулированных
в бюджетной системе республики финансовых
расходов на здравоохранение в январе-феврале
2008 г. в консолидируемом бюджете составил
660,1 млрд руб., или 4,1 % ВВП (за аналогичный
период 2007 г. он также составил 4.1% ВВП),
в том числе за счетреспубликанс кого
бюджета -- 104,4 млрд (0,6% к ВВП), местного
бюджета - 555,7 млрд руб. (3,5% ВВП).
Продолжалась работа по совершенствованию
оплаты труда работников здравоохранения.
Среднемесячная заработная плата в феврале
2008 г. в организациях здравоохранения
составила 610,4 тыс. руб. (284 долл. США), что
на 10,7% больше, чем в феврале 2007 г., в том
числе врачей - 1046 тыс. руб., среднего медицинского
персонала - 599 тыс. руб., младшего медицинского
персонала -372 тыс.. руб. Однако она не достигла
среднереспубликанского и среднего по
промышленности уровня оплаты труда и
составила 69,3 и 80,1% соответственно.
В январе-феврале 2008 г. к уровню
аналогичного периода 2007 г. темп роста
объема платных медицинских услуг, оказанных
населению через все каналы реализации,
в сопоставимых ценах составил 126,4%. Темп
роста экспорта услуг - 123.1%. импорта - 62,5%.
На 10,7% возросли тарифы на платные медицинские
услуги, что послужило одной из причин
низкого уровня их потребления. Изменился
и стал равным 108,3% индекс цен на медикаменты.
Основной задачей в области
здравоохранения на данном этапе является
улучшение состояния здоровья населения,
для чего необходимо: активизировать работы
по проведению целевой диспансеризации
населения; увеличить виды и объемы высокотехнологичной
медицинской помощи: укрепить материально-техническую
базу лечебных учреждений; повысить эффективность
использования финансовых и материальных
ресурсов.
Современная Беларусь занимает
достойное место в мировом спортивном
сообществе. В республике культивируется
132 вида спорта. Страна с 10-миллионным населением
в период суверенитета постоянно входит
в состав двадцати сильнейших среди более
200 спортивных держав мира, принимающих
участие в Олимпийских играх.
В 2008 году белорусскими спортсменами
на Олимпийских играх, чемпионатах, первенствах,
в розыгрышах кубков мира и Европы завоевана
401 медаль, в том числе 107 золотых.
Наша страна вырастила 68 олимпийских
чемпионов. Спортивные подвиги трехкратного
победителя Олимпийских игр Александра
Медведя, четырехкратных обладателей
олимпийского золота Ольги Корбут и Елены
Беловой, пятикратной олимпийской чемпионки
Нелли Ким, шестикратного олимпийского
чемпиона Виталия Щербы, олимпийской чемпионки
Афин в беге на 100 метров Юлии Нестеренко,
чемпионки Пекинской олимпиады Оксаны
Меньковой и многих других прославленных
белорусских спортсменов золотыми буквами
вписаны в олимпийскую историю.
Сегодня в республике создаются
необходимые условия для развития спорта
высших достижений и новых олимпийских
побед. Международным стандартам соответствуют
главные базы подготовки национальных
команд по зимним и летним видам спорта
- ”Раубичи“ и ”Стайки“. За последние
годы в республике значительно укреплена
материально-техническая база физической
культуры и спорта.
Только в 2008 году введены в строй
такие крупные спортивные сооружения,
как многофункциональный комплекс ”Бобруйск-Арена“,
спортивный комплекс Полесского государственного
университета, ледовые дворцы в городах
Солигорске и Березе, тренировочная хоккейная
арена Республиканского центра олимпийской
подготовки по зимним видам спорта ”Раубичи“,
крытый каток возле Дворца спорта в г.Минске,
спортивный комплекс в г.Смолевичи, стадион
и спортивный комплекс с плавательным
бассейном и игровым залом в г.Орше, велодром
многопрофильного культурно-спортивного
комплекса ”Минск-Арена“ и другие.
С каждым годом возрастает количество
крупных международных спортивных мероприятий,
проводимых в нашей стране, что способствует
укреплению авторитета Беларуси в мировом
спортивном сообществе.
В календарь международных
спортивных организаций в 2008 году были
включены и проведены на высоком организационном
уровне 58 спортивных соревнований, среди
которых финал кубка мира по стендовой
стрельбе, чемпионат мира по танцам на
инвалидных колясках, чемпионаты Европы
среди юниоров по прыжкам в воду, самбо
и другие.
Все это свидетельствует о признании
Беларуси на международном уровне не только
как спортивной страны, но и как государства
со стабильным социально-экономическим
положением.
В 2008 году проведено 504 республиканских
и обеспечено участие белорусских спортсменов
в 929 международных спортивных мероприятиях.
На первенствах мира и Европы
среди юниоров в 2008 году завоевано 195 медали,
что подтвердило конкурентоспособность
белорусского детско-юношеского спорта.
В неофициальном командном зачете (сумма
медалей по категориям юниоров) в летних
видах спорта, включенных в программу
Олимпийских игр, Республика Беларусь
заняла 18-е место в мире.
В жилищном строительстве в
соответствии с утвержденными параметрами
прогноза социально - экономического развития
республики на 2008 год задание по вводу
в эксплуатацию жилья установлено в объеме
5200 тыс. квадратных метров общей площади,
что почти на 11% больше, чем в предыдущем
году. Примерно третью часть предусмотренного
объема, или 1584,5 тыс. квадратных метров,
намечается построить в сельских населенных
пунктах и малых городских поселениях.
В I полугодии 2008 г. на строительство
жилых домов использовано 2,9 трлн. рублей
инвестиций, что составило 20,3% к их общему
объему и 122,3% к уровню I полугодия 2007 г.,
построено 30,9 тыс. новых квартир общей
площадью 2722,6 тыс. квадратных метров, что
на 15,2% больше, чем за аналогичный период
прошлого года. Прирост ввода общей площади
жилья обеспечен, главным образом, за счет
средств населения (1324,2 тыс. квадратных
метров, или 48,6% от общего ввода жилья)
и льготных кредитов банков (соответственно
1021,4 тыс. квадратных метров и 37,5%).
В январе 2014 г. на строительство
жилья использовано 1,9 трлн. рублей инвестиций
в основной капитал, что составляет 21,2%
к общему объему инвестиций и 110,5% к уровню
января 2013 г. Организациями всех форм собственности
построено 5,6 тыс. новых квартир (в январе
2013 г. – 4,9 тыс.). Введено в эксплуатацию
448,5 тыс. квадратных метров общей площади
жилья, что составляет 9% к предусмотренному
заданию на год и 110,1% к уровню января 2013
г.
Для граждан, состоящих на учете
нуждающихся в улучшении жилищных условий,
введено в эксплуатацию 205,4 тыс. квадратных
метров общей площади, или 45,8% от общего
объема введенного жилья.
Из общего объема введенного
жилья для граждан, состоящих на учете
нуждающихся в улучшении жилищных условий,
построено: с использованием государственной
поддержки – 166,5 тыс. квадратных метров,
в многоквартирных жилых домах в городах
– 151,3 тыс. квадратных метров
В сельских населенных пунктах
введено в эксплуатацию 84,3 тыс. квадратных
метров общей площади жилья, или 18,8% от
общего ввода по республике (в январе 2013
г. – 23,8%).
Как видно, сегодня государство
делает все возможное для качественного
улучшения жизни своих граждан, стабильности
в обществе.
ГЛАВА 2 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ
2.1 Уровень
и качество жизни населения
Под уровнем жизни понимается
уровень потребления материальных и духовных
благ в сравнении с исторически обусловленными
социальными нормативами потребления.
Существует верхний уровень
потребностей, который исторически подвижен,
поскольку зависит от знаний, уровня культуры
и так или иначе обусловлен развитием
производства, науки и техники.
Одновременно существует низший
уровень необходимых потребностей, в качестве
которого может быть задан минимум средств
существования, обеспечивающих жизнедеятельность
человека в конкретных исторических условиях.
Набор потребительских товаров
и услуг, обеспечивающих удовлетворение
потребностей человека, называется потребительским
бюджетом.
В зависимости от состава потребностей
и нормативов потребления различают оптимальный,
рациональный и минимальный потребительские
бюджеты.
Под минимальным потребительским
бюджетом понимается стоимостная величина
расходов на приобретение благ, структура
и уровень потребления которых необходимы
для полного воспроизводства неквалифицированной
рабочей силы.
Рациональный потребительский
бюджет определяется на основе таких норм
потребления различных благ, которые общество
признает разумными, учитывая достигнутый
уровень развития экономики в той или
иной стране.
Оптимальный потребительский
бюджет предполагает такой состав благ
и такие нормы их потребления, которые
максимально возможны в связи с достигнутым
уровнем развития науки и техники в мировом
обществе.
Потребительские бюджеты рассчитываются
в среднем на семью или на душу населения.
Кроме того, минимальные потребительские
бюджеты разрабатываются для пенсионера
и пенсионерки, студента и студентки, мужчины
в трудоспособном возрасте, женщины в
трудоспособном возрасте, а также мальчиков
и девочек в разных возрастных группах.
Натурально-вещественная структура
потребительских бюджетов формируется
на основе системы потребительских корзин.
Потребительская корзина - это
научно обоснованный набор товаров и услуг,
удовлетворяющих конкретные функциональные
потребности человека.
Потребительская корзина минимального
потребительского бюджета в Республике
Беларусь содержит следующее:
питание, включая хлеб и хлебопродукты,
мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты,
яйца, сливочное масло, рыбу и рыбопродукты,
картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное
масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, др. продукты;
одежду, белье, обувь;
лекарства, предметы санитарии и гигиены;
мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
жилье и коммунальные услуги;
культурно-просветительские мероприятия и отдых;
бытовые услуги, транспорт, связь;
содержание детей в дошкольных учреждениях.
Значительно более сложным
для оценки является показатель качества
жизни населения. Речь идёт о таких сложных
для количественных оценок показателей,
как условия и безопасность труда, состояние
среды обитания, наличие и возможность
использования свободного времени, физическая
и имущественная безопасность граждан.
Здесь требуется интегральные социологические
оценки, имеющие скорее качественную,
чем количественную определённость.
Таким образом, любые сравнения
уровня и качества жизни, особенно в международном
аспекте, должны непременно учитывать
вышеприведённые обстоятельства.
В этом плане заметим, что Белоруссия
еще, по крайней мере, десятилетие будет
находиться в достаточно сложном положении,
когда социальные ожидания населения
существенно завышены по сравнению с экономическими
возможностями общества. Отсюда велика
опасность острых социальных конфликтов.
Поэтому выбор направлений и механизмов
реализации социальной политики для Белоруссии
имеет сейчас особо важное значение.
Но я думаю, что эффективное
и рациональное использование имеющихся
у нас возможностей и ресурсов, последовательная
реализация необходимых мер позволят
обеспечить высокий уровень и качество
жизни всех граждан страны.
2.2 Доходы
населения. Номинальные и реальные
доходы. Расходы населения
Доходы населения - средства,
поступающие в распоряжение людей от общества
и его институтов согласно результатам
функционирования принадлежащих им факторов
производства: труда, капитала, земли,
предпринимательства.