Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 10:47, реферат
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.
Традиционными сферами социальной политики считаются: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги
Так же по поводу неравенства в доходах населения высказался В.В.Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России». Он отметил, что На фоне общего повышения уровня доходов слишком медленно сокращается разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населения. В нашей стране дифференциация доходов соответствует США и существенно выше, чем в Западной Европе. Определенная степень дифференциации доходов естественна для зрелой рыночной экономики, однако избыточный разрыв воспринимается как несправедливость и служит источником социальной напряженности. Поэтому важнейшая задача - уменьшение материального неравенства. Как за счет более адресной и эффективной социальной политики, так - и в первую очередь - за счет возможности каждому зарабатывать, обеспечить себе достаточный уровень доходов.
Нефтегазовые доходы «протекают» внутрь экономики неравномерно. Увеличивать перераспределительные мощности государства уже некуда. Путин выразил уверенность что только по мере роста новых секторов, развития обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, современных транспортных и интеллектуальных услуг мы будем воспринимать нашу страну как более справедливую. Где каждый зарабатывает своим трудом и талантом.
§3. Люмпенизация населения.
В августе прошлого года правительственные эксперты представили промежуточный доклад, в котором фактически признали социальную и экономическую политику правительства несостоятельной.
Доклад называется «Новая модель роста — новая социальная политика» и предлагает осуществить маневр за счет высокого качества человеческого капитала, а не только за счет природных ресурсов и большого внутреннего рынка. Такой маневр подразумевает изменение системы экономических стимулов, изменение макропараметров, но главное — обновление социальной политики.
Новая социальная политика должна поддерживать не только незащищенные группы населения, но и те, что способны к инновациям, т. е. средний, или, как его называют эксперты, креативный, класс, доходы и социальные установки которого позволяют выбирать модели трудового поведения и потребления. Это не означает отказа от борьбы с бедностью — нужно сохранять социальную стабильность.
Новая модель роста должна
быть ориентирована на
Новая социальная политика должна опираться на самодеятельность профессиональных сообществ. Инженеры, ученые, учителя, врачи, юристы выступают гарантом качества социальных и государственных услуг, профессионального уровня производства. В этом десятилетии правительство должно передать профессиональным сообществам контрольно-надзорные полномочия и оценки качества, дать им шанс участвовать в выработке и оценке политики.
В России отсталая организация среды — урбанистика, экология, транспорт, информпространство, медицина, социальная помощь, ЖКХ; нужны города, удобные для жизни. Среда должна способствовать проявлению инициативы у людей, а не убивать ее.
Страны будут конкурировать за людей больше, чем за природные или финансовые ресурсы, учат эксперты, сейчас Россия неосмотрительно растрачивает себя, будучи поставщиком идей и мозгов.
Успешное развитие человеческого капитала несовместимо с унификацией и уравнительностью. Невозможно решать проблемы местных сообществ из центра, поэтому надо усиливать региональные и местные власти.
Чтобы изменить социальную политику, нужны деньги, признают эксперты: потребуется увеличение бюджетных расходов на 4% ВВП к 2020 г. Но чтобы сохранить макроэкономическую стабильность, можно на 2% ВВП сократить другие статьи расходов. Поэтому наращивание затрат может вылиться в 2% ВВП.
Экономические преобразования
без пенсионной реформы
Сейчас пенсионная система не приспособлена для удовлетворения потребностей среднего класса, он выполняет фактически роль донора — администрируемая государством пенсионная система охватывает работников с доходами ниже 463 000 руб. в год. В программах добровольного пенсионного обеспечения на индивидуальной, не корпоративной основе участвовал 1% трудоспособного населения, говорится в докладе.
Кажется, будто средний класс сам накопит себе на пенсию, но в большинстве своем он не располагает финансовыми ресурсами для этого. Даже в относительно благополучные экономические периоды в среднедоходных социальных группах доля домохозяйств, имеющих сбережения, составляла 30-40% (для всего населения — 20%).
Тарифы взносов в пенсионную систему надо снижать с 26 до 20%, а персонифицированный взнос на страховую и накопительную части пенсии — с 16 до 14%.
Около трети работников небюджетных секторов, имеющих право на досрочное назначение пенсии по старости, трудятся в нормальных условиях, пишут стратеги. Список профессий, имеющих право на досрочную пенсию, надо сокращать.
От повышения пенсионного возраста никуда не деться, констатируют эксперты, это главный ответ на демографический вызов старения населения. Уже сейчас на 1000 работников приходится почти 600 пенсионеров. Высока (около трети) и растет доля работающих пенсионеров. Получается, что реальной утраты трудоспособности с достижением общеустановленного и досрочного пенсионного возраста не происходит. Эксперты предлагают формулу: повышение пенсионного возраста до 63 лет для обоих полов к 2030 г. и соответствующее повышение нормативного стажа работы.
Пенсионную реформу надо проводить комплексно, пишут эксперты: нельзя повышать только тарифы и не налаживать работу института негосударственного пенсионного накопления.
Заинтересованные группы
Социальная политика обеспечивает рейтинги нынешнему тандему и вряд ли его представители смогут кардинально сменить курс, говорит политолог, гендиректор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, всем понятно, что социальные реформы неизбежны, неясен формат. Следующий президент будет вынужден заниматься непопулярными преобразованиями, продолжает Минченко, и Путин демонстрирует внутреннюю готовность к переменам: он уже совершил несколько нестандартных поступков, например создал Общероссийский народный фронт и Агентство стратегических инициатив.
§4. Проблемы и задачи развития социальной политики России
1) Многие граждане не могут
реализовать свои
2) Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности.
3) Население, и в первую очередь
«средний класс», образованные и
хорошо зарабатывающие люди, в
своей массе остается
4) В условиях значительного
Задачи преумножения профессиональных кадров:
Первое. Каждый из профессионалов должен получить возможность не просто работать по специальности, а строить профессиональную карьеру. А значит - постоянно повышать свою квалификацию, обучаться новым прикладным технологиям. При этом надо сделать квалификацию каждого видимой, различимой для работодателей.
Премьер-минстром внесено предложение о том, чтобы Правительство до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны приняло Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций.
Второе. Восстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов - это то, на что вправе рассчитывать общество, пересматривая свои отношения с медицинским, учительским, научным сообществом.
Оплату бюджетников надо соотносить с конкретными условиями регионального рынка труда. При этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Начиная с этого года субъекты Федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона. Выделяя достойных, конкурентоспособных преподавателей, мы обеспечим необходимое обновление кадров высшей школы.
Ресурсы для реализации этой задачи обеспечит государство - через регулярное увеличение нормативного финансирования программ высшего образования. А конкретную ответственность за ее выполнение будут нести ректоры вузов.
В конечном счете заработная плата должна платиться не за факт принадлежности к определенному учреждению, а за реальный вклад в науку, образование, здравоохранение, культуру, в оказание обществу и гражданам конкретных услуг. Для руководителей вузов, медицинских и научных учреждений, финансируемых из бюджета, надо ввести по аналогии с ранее принятыми решениями по государственным корпорациям обязательность декларирования доходов.
Третье. Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями. Такое участие практикуется - например, в Германии в форме так называемых производственных советов. В компетенцию таких советов у нас могла бы входить ежедневная организация труда коллектива - от графиков рабочего времени до составления социального плана в случае закрытия каких-то производств, повышение квалификации работников.
Рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах. Необходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. В России надо воссоздать рабочую аристократию.
Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должна замыкаться внутри отдельных предприятий, как это фактически сложилось в настоящее время. Это увеличит возможности рабочих на рынке труда, повысит их мобильность и в конечном счете - их заработки.
Четвертое. Недостаточно внимания уделяется возможностям, которые рынок труда предоставляет тем нашим гражданам, кто обладает не меньшими, чем другие, талантом и желанием работать и зарабатывать, но кому сложно «вписаться» в стандартные трудовые отношения. Это прежде всего люди с ограниченными возможностями здоровья (колясочники, слабовидящие, слабослышащие и ряд других категорий).
В ближайшие годы надо создать систему, которая помогала бы каждому инвалиду, способному и желающему обучаться и работать - найти свою образовательную и профессиональную траекторию жизненного роста. От специализированной образовательной программы - до адаптированного к его специальным потребностям рабочего места.
Пятое. В российском бизнесе уже есть массовый слой людей, которые настроены на перемены, которые хотят жить по-новому. Это хозяева малого и среднего бизнеса, это менеджеры, те, кто сегодня находится на втором-третьем этажах управления. Эти люди хорошо осознают неэффективность сложившейся модели бизнеса.
Шанс для молодой бизнес-элиты в наступившем десятилетии - это управление частными корпорациями нового типа, которые соберут на российском фондовом рынке деньги десятков и сотен тысяч таких же, как они, граждан. Эти корпорации публичные, они уже не имеют персонального хозяина - и тем самым устойчивы к коррупции, к связкам с чиновничьими интересами.
Пенсии и социальная помощь
Предоставляемыми государством выплатами и льготами пользуются около 60% семей. Нам удалось существенно поднять уровень пенсий, будем повышать их и дальше, чтобы прибавка не съедалась ростом цен. В то же время на первый план выдвигается проблема помощи семьям с детьми.
Абсолютно нетерпимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности. Полностью исключить такую ситуацию - национальная задача на предстоящие 3 - 4 года. Сегодня размеры большей части пособий на детей устанавливаются регионами, и во многих субъектах Федерации они, прямо скажем, постыдно малы.
В.В.Путин предлагает ввести в субъектах Федерации, в которых сохраняются негативные демографические тенденции, специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста - в размере прожиточного минимума ребенка- это будет означать прибавку около 7000 рублей в месяц. Премьер выступает против повышения пенсионного возраста. В то же время он отмечает необходимость учитывать интересы тех, кто намерен продолжить работу по достижении пенсионного возраста.Нужна совершенно новая пенсионная политика для среднего класса. Смысл ее в том, чтобы предоставить людям наиболее широкие возможности ответственного выбора вариантов решения своих жизненных проблем. Решения, которое достигается с помощью государства, в сотрудничестве с государством, но не только силами государства.