Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследование основных направлений, целей и принципов социальной политики, проводимой в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи :
- Исследовать сущность и содержание современной модели социальной политики государства
- Проанализировать основные цели и принципы социальной политики

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность и основные направления социальной политики…...4
2. Механизм и система социальной защиты населения…………...
3. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике………………………………………………………………….....
4. Государственное регулирование занятости населения и развитие социального партнерства……………………………………….
Заключение……………………………………………………..
Библиографический список…………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа!.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Меры по социальной защите населения могут быть активной и пассивной формы. Примерами активной формы могу т служить подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест и др. Пассивные формы сводятся в основном к выплате соответствующих пособий и дотаций.

К определению  минимального потребительского бюджета сложились два подхода: нормативный и генетический. Нормативный подход основывается на установлении нормативов минимально допустимого потребления основных видов благ и услуг. Генетический, или статистический, подход состоит в расчете минимальной величины расходов на питание в соответствии с биологическими требованиями. Удвоение суммы затрат на питание дает полную величину прожиточного минимума. При этом следует отметить, что в условиях постоянного роста цен величина прожиточного минимума должна корректироваться ежемесячно. Кроме того, денежная величина прожиточного минимума приобретает абстрактный характер, когда при ее определении исходят из набора дешевых и доступных товаров, а потребителю приходится сталкиваться с их дефицитом и покупать более дорогие товары.

Величина  прожиточного минимума служит ориентиром при определении минимальной заработной платы, различных пособий, в том числе и по безработице. Нужно учитывать, что прожиточный минимум касается всех членов общества, в том числе и не работающих, а минимальная заработная плата должна быть формой вознаграждения за труд и быть выше прожиточного минимума. Установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума дискредитирует труд как источник получения дохода, теряются экономические стимулы к труду, что может привести к люмпенизации определенной части общества

 

 

 

 

                           

                             Минимальный размер оплаты труда.

 

      Страна

 

Валюта

 

2009

 

2010

 

2011

      Россия

Бельгия

Великобритания

Греция

Ирландия

Испания

Люксембург

Рубль

Евро

Евро

Евро

Евро

Евро

Евро

4330

1388 

1054

840

1462

728

1662

____

1388

1123

863

1462

739

1704

4611

1429

1112

870

1462

748

1758


 

Росту материальной заинтересованности в труде и  повышению уровня жизни способствует развитие потребительского кредита. Использование потребительского кредита для некоторой части населения создает единственную возможность приобретения товаров длительного пользования, способствует преодолению тенденций к затовариванию, смягчает проблемы, связанные с недостатком наличных денег.

К бедным, или  малообеспеченным, группам населения относят тех граждан, доходы которых по не зависящим от них причинам ниже установленных в обществе границ, ниже прожиточного минимума. В некоторых странах "порог бедности" составляет 40 — 60 % от уровня среднего дохода взрослого человека. К малообеспеченным принадлежат такие социально уязвимые группы населения, как молодежь, женщины, имеющие детей, пенсионеры, лица, имеющие малооплачиваемую работу или работающие неполный рабочий день. Экономические, правовые и организационные меры государства в отношении этой категории граждан направлены на обеспечение их прожиточного минимума.

 

Социальная  защита малообеспеченных проявляется  в виде денежных выплат, предоставлении благ 'и услуг в натурально-вещественной форме, различных льгот, пособий, помощи на дому больным и престарелым, полной отмены или частичной оплаты коммунальных услуг, счетов за квартиру, проезда в общественном транспорте и т.д.

Выплаты из общественных фондов потребления — это в основном пенсии, стипендии и различные пособия. Пенсия — это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии, что он отработал определенное число лет по найму. Пенсия не только решает проблему гуманности, но и является стимулом к лучшей работе в трудоспособном возрасте. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.

К трудовым пенсиям  относятся пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца и за выслугу лет.

Право на пенсию в России по возрасту имеют мужчины по достижении ими 60 лет и женщины по достижении ими 55 лет. Некоторым категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях. К ним относятся лица, ранее работавшие в районах Крайнего Севера или в особых' условиях труда (тяжелые, вредные для здоровья, опасные), многодетные матери, родители инвалидов с детства.

 

 

 

 

 

Пенсии по инвалидности назначаются при наступлении инвалидности в результате трудового увечья, профессионального заболевания или вследствие общего заболевания.

Пенсии по случаю потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Пенсии за выслугу лет устанавливаются  тем категориям граждан, которые заняты на работах, ведущих к утрате трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту. Право на пенсию за выслугу лет имеют работники авиации, локомотивных бригад, водители грузовых автомобилей, шахтеры, геологи, моряки и др.

Соотношение размеров пенсий и городских доплат до социальной нормы с 1 ноября 2009 года

 

  1. Социальные пенсии лиц, не выработавших стаж для назначения трудовой пенсии (11 тыс. чел.)
  2. Пенсии детям, потерявшим одного из родителей (3 тыс. чел.)
  3. Пенсии детей-инвалидов, инвалидов с детства I и II групп (35 тыс. чел.)
  4. Пенсии по Закону РФ"0 государственном пенсионном обеспечении", кроме

 

социальных  пенсий и пенсий по случаю потери кормильца 
(11 тыс. чел.)

  1. Социальные пенсии круглым сиротам (3 тыс. чел.)
  2. Трудовые пенсии при отношении среднего заработка пенсионера к среднему заработку по стране не выше 0,7 (255 тыс. чел.*)
  3. Трудовые пенсии по случаю потери кормильца на детей (59 тыс. чел.)
  4. Трудовые пенсии при соотношении заработков свыше 0,7 (1557 тыс. чел.)

Социальные  пенсии назначаются неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию. Он: выплачиваются инвалидам, мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного возраста, детям в случае потерь, кормильца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Динамика численности пенсионеров, средних размеров пенсий,      прожиточного минимума пенсионера и расходов Пенсионного Фонда         России на выплату пенсий в 2009-2012 годах:

Название  показателей

2009

2010

2011

Численность пенсионеров-всего (млн. чел.)

 

38,5

 

38,5

 

38,5

В том числе по старости

 

29,1

 

29

 

29,6

Средний размер пенсий (руб.)

 

399

 

1380

 

1585

В том числе по старости

 

426

 

1483

 

1634,7

Прожиточный минимум пенсионера (руб.)

 

384

 

1372

 

1588

Отношение среднего размера пенсий к среднему размеру з/п

 

38,0

 

31,3

 

31

Расходы на выплаты гос. пенсий (млрд. руб.)

 

184,1

 

642,7

 

769,1

В том числе на выплату трудовых пенсий

 

1670

 

597,6

 

718


 

Выплата пенсий осуществляется из специальной фонда, который образуется за счет взносов работодателей обязательных страховых взносов граждан, средств государственного бюджета.

Государственные стипендии выплачиваются учащейся молодежи. Размер стипендии периодически корректируется с учетом инфляции и зависит от типа учебного заведения и степени успеваемости учащегося. Отдельные категории студентов получают именные стипендии.

Государственные пособия назначаются семьям, воспитывающим детей; населению, пострадавшему в результате аварии на Чернобыльской АЭС; инвалидам войны, женщинам по беременности и родам и другим категориям граждан.

Кроме того, за счет общественных фондов потребления содержатся учреждения образования, здравоохранения, культуры, жилой фонд, коммунальное хозяйство и др.

Следует помнить, что выплаты из общественных фондов потребления практически лишены связи с трудовым вкладом, а поэтому не обладают стимулирующим воздействием. В то же время их увеличение является одним из основных факторов инфляции. Появление стимулирующей функции в будущем возможно с переходом к социальному партнерству, когда наряду с государством, предприятиями и общественными организациями в образовании социальных фондов будут участвовать их потенциальные получатели. Сегодня при существующей неэффективной системе занятости, низкой доле оплаты труда в национальном доходе и высокой доле малообеспеченных семей такое участие невозможно, так как у основной массы населения нет достаточных доходов, чтобы производить систематические отчисления в фонды страховой медицины, в страховой пенсионный фонд, фонд страхования от безработицы и на другие цели. Поэтому такие пассивные формы социальной политики, каковыми являются выплаты из общественных фондов потребления, должны сочетаться с созданием условий для эффективной работы и получения соответствующих доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике.

 

Главное звено в социальной политики государства занимает политика формирования доходов населения.

Под доходами обычно понимается сумма денежных средств, получаемая за определенный промежуток времени и предназначаемая для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В связи с тем, что в рыночной экономике основная часть потребительских благ и услуг реализуется в качестве товаров, уровень потребления населения определяется главным образом уровнем доходов.

Следует различать  номинальный, располагаемый и реальный доходы. Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и изменения цен. Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход. Реальный доход представляет собой то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. Другими словами, реальный доход — это располагаемый доход с учетом инфляции.

Основными каналами поступления доходов являются:

трудовые  доходы работников, представляющие собой оплату физических и умственных способностей людей, применяемых в процессе производства. Трудовые доходы наемных работников поступают главным образом в форме заработной платы и премий;

предпринимательский доход - это часть прибыли, оставшаяся в распоряжении предпринимателя после уплаты процентов за взятый им кредит. Предпринимательский доход зависит от эффективности хозяйствования и является вознаграждением за предпринимательские способности и предприимчивость предпринимателя;

доходы от собственности в виде процентов  по вкладам, дивидендов, ренты и др.;

социализированные доходы, поступающие независимо от трудового вклада. К ним относятся выплаты из общественных фондов потребления, трансфертные платежи, поступающие от государства, пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и т.д.;

доходы от теневой  экономики, т.е. от совокупности неучтенных и противоправных видов экономической деятельности.

В странах  с развитой рыночной экономикой все  доходы подразделяются на две группы: доходы, полученные от участия в труде и предпринимательской деятельности (заработная плата и прибыль), и так называемые нетрудовые доходы, приобретенные на законном основании (проценты, дивиденды, арендная плата и др.). Особенностью последнего десятилетия является быстрый рост нетрудовых доходов, чему способствовало многократное увеличение числа держателей акций среди различных слоев населения.

В современный  переходный период к рыночной экономике уравнительное распределение доходов, называемое распределением по труду, уступает место рыночным принципам распределения. При этом государство на макроуровне не смогло создать необходимых условий для зарабатывания доходов, произошла легализация значительной части средств из теневой экономики, поэтому наряду со значительным уменьшением уравнительности в текущих доходах населения наблюдается их прогрессирующая дифференциация, которая имеет главным образом незаработанную основу. Сегодня возможность получения более высоких доходов зависит не от непосредственно личных способностей, компетентности и квалификации, а от близости к тому или иному каналу привилегированного распределения, удачного устройства.

Информация о работе Социальная политика государства