Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:14, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики, ее теоретических и практических аспектов, изучение социальной политики в развитых странах
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
• Изучение проблемы бедности и ее особенностей в различных странах, а также регулирования заработной платы как основного источника доходов трудоспособного населения.
• Изучение социальной политики на примере Республики Беларусь .
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ,ПРИЧИНЫ, ЦЕЛИ И МЕТОДЫ…………………………………………………………………………… 5
2 СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ……. 10
3 КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………………….. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….. 24
В мире нет ни одной страны, в которой в настоящие время не решались бы определенные вопросы социальной политики. Трудность ситуации состоит в том, что в социальной сфере существует разрыв между теорией и практикой.
Принципы и механизмы социальной политики начали формироваться в начале ХIX века и получили развитие в XX в. Проблемами распределения доходов занимался в начале XX в. В.Парето, который установил, что неравенство в доходах присуще всем государствам примерно в одинаковых пропорциях.
Для
определения степени
Соединение долей в суммарном доходе для различного процента семей даст кривую Лоренца (рисунок 2.1), показывающую степень неравенства в распределении доходов. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая, когда 20 % семей располагают 20 % совокупного дохода, 40 % семей - 40 % и т.д. Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.
Абсолютное
неравенство означает, что и 20%, и
40%, и 60%, и т.д. населения не получают
никакого дохода, за исключением одного
единственного, последнего в ряду (линия
OF) человека, который присваивает 100%
всего дохода. Ломаная линия ОЕ
- это линия абсолютного
Рисунок 2.1 – Кривая Лоренца
Если площадь не заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:
где G - показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.
Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джинн, по имени итальянского экономиста и статиста Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.
Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. В России в период с 1991 по 2007 г. децильный коэффициент увеличился с 5,4 до 15.7 в США он равен 6, в Швеции — 3.
В
международном лексиконе и
Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное – 0.
ИРЧП,
равный 1, будет иметь страна, в
которой средняя
ИРЧП,
равный 0, будет иметь страна, в
которой средняя
Концепция развития человеческого потенциала приходит на смену традиционным для Запада теориям экономического развития. Если модели экономического роста строились на базе валового национального продукта, то концепция развития человеческого потенциала вытекает из ориентации на повышение качества жизни человека, расширение его возможностей во всех областях.
Особенность ИРЧП как социального индикатора интегрального назначения состоит в следующем:
Таким
образом, ИРЧП представляет собой средство
измерения имеющихся
Индекс развития человеческого потенциала колеблется в пределах от нуля до единицы и рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН. Логика построения индекса развития человеческого потенциала такова.
Одно
измерение – индекс ожидаемой
продолжительности жизни –
Второе измерение – индекс уровня образования - на 2/3 производно от грамотности среди взрослого населения (от 0% до 100%) и на 1/3 – от совокупной доли учащихся (тоже от 0% до 100%) среди населения в возрасте до 24 лет.
Третье измерение – индекс уровня жизни – зависит от реального душевного ВВП и колеблется в пределах от 100 долларов ППС до 40 тысяч долларов ППС (паритет покупательной способности).
Оценку благосостояния населения можно провести, пользуясь социальными критериями и показателями, представленными на рисунке 2.2
В
любом случае в центре социальной
политики стоит задача преодоления
избыточного неравенства. Конечно,
эта задача не может решаться вне
общего контекста социально-
Денежные доходы и потребление
Социальная защита бедных
Денежные доходы населения
Доходы от накопления богатства
потребление
Оплата труда
Доходы от собственности
Доходы от предпринимательской деятельности
Другие доходы, включая скрытую оплату труда
Расходы на товары непродовольственные
Другие расходы
Доходы от продажи недвижимости на вторичном рынке
Доходы по ценным бумагам
Расходы на питание
дивиденды
Проценты по вкладам
Расходы на услуги
Количественные изменения
Глубина протекания процесса обнищания
Качественные изменения
Денежные доходы бедного населения
Степень бедности
Уровень бедности
Степень нищеты
Уровень нищеты
Порог бедности
Порог нищеты
Масштаб бедности
Масштаб нищеты
Дефицит дохода
Глубина бедности
Острота бедности
Покупательная способность
Рисунок 2.2 - Показатели структуры и элементов показателя «благосостояние населения»
Социальное равенство - идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая политика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.
Неоднозначно
и влияние неравенства на общество.
Стремление занять более высокое
положение на лестнице имущественной
иерархии побуждает людей к повышению
эффективности их деятельности и
социального статуса. Попытки ввести
уравнительное распределение
Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, критериями которой являются:
реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.
Главной
целью социальной политики Республики
Беларусь в долгосрочной перспективе
является обеспечение устойчивого
роста уровня и качества жизни
населения и создание условий
для развития человеческого потенциала.
При этом государство должно предоставить
каждому трудоспособному
Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.