Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики, ее теоретических и практических аспектов, изучение социальной политики в развитых странах
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
• Изучение проблемы бедности и ее особенностей в различных странах, а также регулирования заработной платы как основного источника доходов трудоспособного населения.
• Изучение социальной политики на примере Республики Беларусь .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ,ПРИЧИНЫ, ЦЕЛИ И МЕТОДЫ…………………………………………………………………………… 5
2 СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ……. 10
3 КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………………….. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!!.docx

— 108.98 Кб (Скачать файл)

В соответствии с социально-экономическим  курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения.

Рост  денежных доходов населения и  заработной платы в Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего  потребительского спроса. В 2000 – 2004 гг. осуществлялась политика ускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 1,2 раза реальные денежные доходы выросли в 1,7 раза, реальная заработная плата – в 1,6 раза. Приоритетными направлениями политики нашей страны в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности.

Для достижения поставленных целей в  области оплаты труда необходимо:

обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям  воспроизводства рабочей силы;

формирование  рыночных механизмов регулирования  оплаты труда, усиление стимулирующей  роли заработной платы в повышении  производительности труда и эффективности  производства;

поэтапное приближение государственных минимальных  социальных стандартов в области  оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к  минимальному потребительскому бюджету;

совершенствование структуры заработной платы, повышение  доли оплаты труда по тарифным ставкам  и окладам;

регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и  социально-культурных отраслях бюджетной  сферы;

развитие  социального партнерства на всех уровнях управления;

усиление  законодательной защиты прав наемных  работников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов  и оплаты труда предусматривается  увеличение реальных денежных доходов  в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда  при некотором снижении численности  занятых в экономике.

Минимальная заработная плата является минимальным  социальным стандартом в области  оплаты труда. Дальнейшее ее повышение  в Республике Беларусь следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение  ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 – 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.

Борьба  с бедностью является важнейшим  приоритетом социальной политики. Для  устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы  и среднедушевых денежных доходов  предполагается, что доля населения  с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г.

Пенсионное  обеспечение – важнейшее направление  социальной политики. На нынешнем этапе  развития национальная пенсионная система  Республики Беларусь столкнулась с  целым рядом внутренних и внешних  проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности  поддержания достаточного уровня пенсионного  обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние  оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров  при сокращении численности занятых  в экономике.

Основной  целью социальной политики Республики Беларусь в области пенсионного  обеспечения является повышение  уровня жизни пенсионеров через  создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

Стратегической  задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и  накопительные механизмы. В перспективе  в соответствии с социально-экономическими программными документами в республике предусматривается:

проведение  организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;

развитие  государственного пенсионного страхования  как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и  норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости  размера пенсии от страхового стажа  и заработка;

совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании  в целях наиболее полного сбора  страховых платежей и учета накопленных  пенсионных прав;

обязательное  пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.

Важной  составляющей повышения уровня и  качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие в Республике Беларусь необходимо направить  на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой  заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации системы  социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска  для различных категорий работников; добиться справедливого распределения  ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение  государственной поддержки нуждающихся  групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

В ближайший период в республике предусматривается  завершить реформирование системы  социальной защиты граждан, направленной на

реализацию  принципа адресности, обеспечить доведение  государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости  жизни, продолжить совершенствование  системы социальных пособий и  выплат, механизмов защиты доходов  населения от инфляции. Важным направлением является создание комплексных территориальных  центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения.

В комплексе мер по обеспечению  устойчивого развития в республике должна быть повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной  социальной политики по отношению к  инвалидам должно стать реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных  видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К причинам неравенства в распределении  доходов, кроме отсутствия условий  для получения дохода, относятся  различия в способностях, уровень  образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья  и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении  доходов, они носят как объективный, так и субъективный характер.

Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько  методов. Для определения степени  неравенства в доходах используется кривая М. Лоренца. Для оценки дифференциации доходов широко используется такой  показатель, как децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Стремление к равенству доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности, Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной имущественной дифференциации общества.

Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между "социальной справедливостью" и "экономической эффективностью"

Таким образом, социальная политика государства  в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной  стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению  социальной напряженности, а с другой -- никоим" образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.

Рыночная  экономика неизбежно связана  с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой  бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной  экономики, ставящий на первое место  не темпы экономического роста, а  рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется  активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры  общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как  друг с другом, так и с обществом  в целом.

Массовая  бедность как социальное явление  возникла в обществе, когда обозначилось явное неравенство в распределении  богатств. Сегодня проблема бедности имеет глобальный характер. СПИД, преступность, наркотики, разрушение окружающей среды  не знают государственных границ, как не знают их терроризм, войны  и голод. Бедные есть как в высокоразвитых, так и в развивающихся странах. Глобальная проблема бедности напрямую связана с уровнем экономического развития стран мира. Оценки бедности предполагают существование некоторого предопределенного и четко установленного уровня жизни - черты бедности, достижение которого необходимо, чтобы человек не считался бедным. Существуют уровни потребления различных товаров (продуктов питания, одежды, жилища), ниже которых в более или менее долгосрочной перспективе ставится под вопрос выживание человека. Кроме того, в большинстве обществ, включая беднейшие, понятие "бедность" выходит за рамки абсолютного минимума, необходимого для выживания.

Бедность  в развитых странах, где борьба с  нею ведется уже несколько  десятилетий, существенно отличается от развивающихся стран, в которых  такие программы находятся в  зачаточном состоянии либо отсутствуют  вовсе.

Первостепенной  социальной задачей политики государства  на современном этапе является борьба с бедностью как с наиболее опасным проявлением деградации общества, угрозой его социально-демографической  безопасности.

Главным источником доходов населения и  важнейшим стимулом трудовой активности является заработная плата. С точки  зрения социально-демографической  безопасности основными целями совершенствования  механизма оплаты труда являются создание основ экономики эффективного спроса, активизация человеческого  фактора, повышение благосостояния граждан.

Социальная  защита населения включает систему  мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость  предоставления медицинских услуг  и пособий семьям с детьми.

Важным  вопросом является источник финансирования социальных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. В  странах с развитой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система, в которой участвуют государство, работодатель и получатель этих средств.

Информация о работе Социальная политика государства