Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение основных направлений социальной политики государства и качества жизни современной России.
Задачи курсовой работы – изучить понятие, механизмы и уровни социальной политики; определить правовые основы и организацию управления государственной системы социальной защиты; охарактеризовать пути модернизации социальной политики России.
Введение
1. Социальная политика государства
1.1 Понятие социальной сферы
1.2 Механизм социальной защиты населения
1.3 Социальная политика и ее уровни
2 Государственное регулирование социальной защиты населения
2.1 Правовые основы государственной системы социальной защиты
2.2 Организация управления в области социального обеспечения
3 Модернизация социальной политики России
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
|
Тема |
Социальная политика государства в России |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение ……………………………………………………………………………… |
3 |
1.
Социальная политика |
5 |
1.1 Понятие социальной сферы ……………………………………………………... |
5 |
1.2
Механизм социальной защиты |
6 |
1.3
Социальная политика и ее |
9 |
2 Государственное регулирование социальной защиты населения ………………. |
13 |
2.1 Правовые основы
государственной системы |
13 |
2.2 Организация управления
в области социального |
15 |
3 Модернизация социальной политики России ……………………………………. |
21 |
Заключение …………………………………………………………………………… |
31 |
Глоссарий
……………………………………………………………………………. |
32 |
Библиографический список …………………………………………………………. |
34 |
Смена экономического и политического строя в России, преобразование институтов власти, переход к рыночной экономике и становление свободной конкуренции как в производственной, так и в непроизводственной сфере не могли не отразиться на социальном климате в стране. Естественность этого процесса объясняется тем, что, несмотря на провозглашение приоритетов решения социальных задач, с точки зрения текущей ситуации, они являются ресурсопоглощающими. При резком падении производства на современном этапе эти ресурсы у государства и у населения уменьшились, что и сказалось на ухудшении социального климата [13, C. 488].
Социальная защита - важнейшая функция государства во взаимоотношениях с населением, будь то в условиях нормального развития экономики или в кризисный период. Но в последнем случае ее значение резко возрастает. Под социальной защитой в широком смысле понимается система общественных отношений по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других объективных обстоятельств [14, C. 465].
В современной России анализировать качество жизни - спорное занятие. Страна только начинает выходить из глубокого трансформационного спада. Какой бы показатель качества жизни мы ни взяли, он имеет пока негативную динамику.
В настоящее время становление социальной структуры общества в России идет не по западноевропейскому типу, характеризующемуся высокими стандартами жизни для всех, многочисленным средним классом и умеренной дифференциацией в доходах, а скорее по латиноамериканскому образцу, для которого типичны массовая бедность, между нищетой и супербогатством очень узкого круга лиц и семей.
Достижение стратегических задач модернизации социальной сферы может быть осуществлено только в результате проведения государством активной социальной политики с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Долгосрочная социальная политика в широком смысле выражает отношения между социальными группами, классами по поводу достижения ими своих интересов, улучшения своего положения в обществе, прежде всего качества жизни. В этом плане в сфере ее воздействия должны находиться занятость населения, условия труда, уровень доходов, образования, квалификации, состояние здоровья, доступность культурных ценностей, жилищные и бытовые условия граждан, экологическая обстановка, личная безопасность и т.д. Решение указанных проблем в полном объеме под силу только хорошо развитому демократическому государству с высокоэффективной экономикой и полноценными гражданскими институтами, ставящему перед собой цель содействовать всестороннему развитию человека и общества в целом.
При практическом осуществлении социальной политики государство оказывается перед дилеммой. С одной стороны, необходимо финансировать меры социальной защиты, с другой - нужны затраты на стимулирование предпринимательства и совершенствование инфраструктуры с целью обеспечения экономического роста. Государство подчиняется требованиям мобильности рыночного развития, сохранения условий стабильности общества. Государственные чиновники понимают, что вмешательство в систему распределения социальных выплат (компенсаций) с целью ее корректировки только тогда не вызывает ответной реакции со стороны привилегированных групп, когда оно (вмешательство) осуществляется за счет прироста общественного продукта и не затрагивает распределения уже имеющегося богатства. В противном случае это может вызвать серьезные социальные конфликты и потрясения, грозящие развалом государства.
Цель курсовой работы – изучение основных направлений социальной политики государства и качества жизни современной России.
Задачи курсовой работы – изучить понятие, механизмы и уровни социальной политики; определить правовые основы и организацию управления государственной системы социальной защиты; охарактеризовать пути модернизации социальной политики России.
1.1 Понятие социальной сферы
К социальной сфере относят ряд отраслей экономики и видов деятельности государства, оказывающих непосредственное воздействие на человека и семью. Оно связано с обеспечением благосостояния людей, созданием условий для их развития, поддержанием населения в период испытываемых им временных трудностей, установлением социального мира в обществе.
К социальной сфере относятся отрасли социально-культурного комплекса: образование, культура и здравоохранение, а также наука. Большую роль в этой сфере играет жилищно-коммунальное хозяйство.
Важное место принадлежит государственному регулированию трудовых отношений, занятости и миграции населения, осуществлению социальной защиты и социального обеспечения населения.
Ресурсы социальной защиты складываются из:
а) общих налогов, уплачиваемых в госбюджет;
б) единого социального налога в части обязательного государственного социального страхования;
в) частных средств - расходов предприятий на социальные нужды своих работников и благотворительности.
Одной из закономерностей развития человеческого общества, особенно четко проявившейся во второй половине XX в. является возрастание расходов из ВВП, прежде всего из государственного бюджета на развитие социально-культурных услуг - образования, здравоохранения и культуры.
Каждая страна на конкретном этапе своего развития самостоятельно находит компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Поиску такого компромисса способствуют здоровые взаимоотношения между государством, обществом и экономическими структурами, оптимальная система государственного регулирования экономики с участием гражданского общества, наличие институционального механизма выработки и соблюдения общеприемлемых решений, высокий уровень политической и социальной ответственности власти и других участников экономических отношений [16, C. 37].
С большими трудностями финансирования социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения столкнулась Россия. Шоковые реформы вызвали системный кризис, из которого страна не смогла выйти в течение всех 90-х гг.
В переходный период положение социальной сферы ухудшилось. Социально-культурный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство оказались на грани выживания. Появилась огромная задолженность по заработной плате, особенно у работников бюджетной сферы, выплатам пособий по безработице, пособий на детей, резко ухудшилось пенсионное обеспечение. Только с 2000 г. положение стало несколько улучшаться. Это было связано с оживлением в материальном производстве, прежде всего в промышленности, которое привело к росту ВВП, улучшению собираемости налогов и наполняемости государственного бюджета. Существенное влияние оказал внешний фактор - рост цен на экспортируемые энергоносители, что позволило привлечь в бюджет дополнительные ресурсы, повысить заработную плату и пенсии. Однако острота проблемы финансирования социальной сферы сохранилась [14, C. 462].
В современной России суть этой проблемы состоит в совершенствовании работы органов государственного управления всех уровней в целях придания общественному развитию социальной направленности. Государство осуществляет присущую только ему деятельность по макроэкономическому регулированию и развитию современной социальной сферы.
1.2
Механизм социальной защиты
Существование безработицы выдвигает на первый план проблему социальной защищенности населения, которой в настоящее время во всем мире уделяется огромное внимание. Дело в том, что в рыночной системе совершенно отсутствуют гарантии постоянной занятости рабочей силы. И трудность вовсе не в том, что «ученые еще не придумали» механизма этих гарантий. Безработица - имманентное рынку явление. В то же время и сами работники, занятые на производстве, иногда болеют, учатся, более того - рожают и воспитывают детей. С другой стороны, наемная рабочая сила, получая достойную оплату за свой труд, имеет разный количественный состав семьи, жилищные условия и т. д., что даже при соблюдении принципа «равная оплата за равный труд» ставит людей в совершенно различные условия.
Сказанное объективно обусловливает возникновение и формирование развитой компенсационной системы, или системы социальной защиты. И такую систему создает государство, которое гарантирует эффективное ее функционирование. О значении системы социальной защиты говорит тот факт, что в индустриально развитых странах население через социальные выплаты получает до одной трети своих личных доходов. Через социальные фонды - четверть. Таким образом, система социальной защиты практически обеспечивает уровень доходов населения, превышающий 50 % их общего объема [12, C. 490].
Как правило, на Западе государством формируются три степени социальной защиты: социальное страхование, государственное вспомоществование и система «универсального обеспечения». Все эти системы формируются за счет государства, предпринимательских фирм и самих работников. За счет этих фондов осуществляется пенсионное обеспечение, выплачиваются пособия по безработице, по старости, по уходу за детьми, на медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей, на содержание временно нетрудоспособных граждан и т.д.
В переходной России система социальной защиты, естественно, носит переходный характер - находится в процессе становления. Создан единый пенсионный фонд страны. У нас самый низкий в мире возрастной ценз получения пенсии: для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 при 25-летнем трудовом стаже. Если же трудовой стаж больше установленного законом срока, то к пенсии добавляются соответствующие суммы денег по специальным коэффициентам. В среднем в России размеры пенсий колеблются от 30 до 80 % средней заработной платы, из чего можно сделать вывод, что даже социальная защита дифференцирована для различных слоев населения.
Государственное вспомоществование (полностью формируется за счет госбюджета) оказывается лицам, официально признанным людьми без средств к существованию, т.е. находящимися за чертой бедности. Черта бедности для каждой страны определяется сугубо индивидуально, исходя из ее конкретных социально-экономических и исторических условий.
«Универсальное обеспечение» гарантируется абсолютно всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, независимо от того, где, сколько и кем работал человек и какие доходы имел. Формируется за счет специального налога на работающих. Однако в условиях реформируемой России сказанное не обеспечивает, тем более не гарантирует приемлемую эффективность и безотказность системы социальной защиты. Необходимо социальную защиту сделать более адресной для конкретных, наименее защищенных групп населения. Адресность достигается через развитую, строго дифференцированную систему дотаций, льгот и специальных выплат.
Особую роль в социальной защищенности российских граждан может сыграть установление минимальной заработной платы не в денежном ее выражении (120 или 360), а на уровне прожиточного минимума.
Эффективная социальная защита населения является важнейшим показателем уровня социально-экономического развития страны, где каждый гражданин должен быть уверен, что может рассчитывать на поддержку общества, сограждан в неблагоприятных для него социально-экономических условиях. Особенно он должен быть уверен в обеспеченной старости.
Важное место в организации социальной защиты занимают профсоюзы, чья роль в переходной российской экономике резко изменилась. Из послушных проводников идей партии они постепенно превращаются в настоящих борцов за повышение уровня заработной платы, улучшение условии труда, совершенствование пенсионного обеспечения и т. д.
Профсоюзы от имени трудовых
коллективов заключают
Информация о работе Социальная политика государства в России