Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение основных направлений социальной политики государства и качества жизни современной России.
Задачи курсовой работы – изучить понятие, механизмы и уровни социальной политики; определить правовые основы и организацию управления государственной системы социальной защиты; охарактеризовать пути модернизации социальной политики России.
Введение
1. Социальная политика государства
1.1 Понятие социальной сферы
1.2 Механизм социальной защиты населения
1.3 Социальная политика и ее уровни
2 Государственное регулирование социальной защиты населения
2.1 Правовые основы государственной системы социальной защиты
2.2 Организация управления в области социального обеспечения
3 Модернизация социальной политики России
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства России от 30 июня 2004 г. № 321 [4], Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативном правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы:
- организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа;
- медицинской помощи и медицинской реабилитации;
- фармацевтической деятельности;
- качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
- санитарно-эпидемиологического благополучия;
- уровня жизни и доходов населения;
- демографической политики;
- медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда;
- медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;
- курортного дела;
- оплаты труда;
- пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения;
- социального страхования;
- условий и охраны труда;
- социального партнерства и трудовых отношений;
- занятости населения и безработицы;
- трудовой миграции;
- альтернативной гражданской службы;
- государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда);
- социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости и Федерального медико-биологическое агентства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства России от 30 июня 2004 г. № 322 [5], Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Данная служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Возглавляет ее руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра здравоохранения и социального развития.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, управление данной Службы по субъекту Российской Федерации является ее территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства России от 30 июня 2004 г. № 323 [6], Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Эта служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Возглавляет ее руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством России по представлению министра здравоохранения и социального развития.
Территориальными органами Росздравнадзора являются:
- управления Федеральной службы
по надзору в сфере
- межрегиональное инспекционное
управление Федеральной службы
по надзору в сфере
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства России от 30 июня 2004 г. № 324 [7], Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
В систему Роструда входят:
- территориальные органы
по вопросам занятости
- территориальные органы по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации;
- территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров - девять управлений по урегулированию коллективных трудовых споров;
- государственные учреждения службы занятости - центры занятости населения.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства России от 11 апреля 2005 г. № 206 [8], Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов по пилотируемым программам, проведении водолазных и кессонных работ) и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая медико-санитарное обеспечение работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, оказание медицинской и медико-социальной помощи, предоставление услуг в области санаторно-курортного лечения, организацию проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, донорство крови, трансплантацию органов и тканей человека.
Перечни организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, утверждены распоряжением Правительства России от 21 августа 2006 г. № 1156-р [9] и в настоящее время включают 343 организации и 50 территорий.
Территориальными органами ФМБА России являются региональные и межрегиональные управления Федерального медико-биологического агентства, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов по пилотируемым программам, проведении водолазных и кессонных работ) и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством России.
Кроме федеральных служб и
Рассмотрим основные элементы социального развития Российской Федерации, социальной политике, направленной на реформирование социальной сферы.
1. Совершенствование образования. Образование играло и играет исключительно важную роль в жизни общества, в развитии экономики, особенно в эпоху информатизации и глобализации. На него возлагается большая надежда в обеспечении успеха всех реформ, укрепления национальной безопасности, осуществления модернизации общества и экономики, выхода в ряд государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Более конкретно можно сказать, что сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, поскольку более половины выпускников высших учебных заведений не находит работу по специальности, что, в свою очередь, сокращает приток квалифицированных кадров в реальный сектор экономики. В этих целях осуществляется совершенствование самого образования.
Вот почему приоритетными
направлениями в деятельности правительства
на среднесрочную перспективу
Учитывая, что образование
для большинства студентов
Одно из важнейших направлений - формирование эффективных механизмов передачи своеобразного социального заказа системе образования и ее финансирование. Государственные приоритеты в профессиональном образовании будут обеспечиваться путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного заказа на подготовку специалистов определенного профиля. Будет осуществлен постепенный переход на нормативное подушевое финансирование на всех уровнях профессионального образования, введены новые формы финансового обеспечения образовательных учреждений, в том числе системы образовательных кредитов.
Намечается в рамках разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления осуществить передачу учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Федерации при сохранении за федеральным центром функций программно-методического обеспечения и развития информационной и учебно-лабораторной базы учреждений.
2. Повышение доступности и качества медицинской помощи. Стратегической целью политики государства в сфере здравоохранения должна быть забота о здоровье населения. За годы предшествующих реформ (90-е гг.) состояние здоровья населения ухудшилось. И хотя здесь не все зависело от здравоохранения, положение в этой отрасли усложнилось. Медицинские услуги стали фактически платными для населения и недоступными для его значительной части, особенно живущей за чертой бедности.
В целях повышения доступности и качества медицинской помощи необходимы: законодательное установление государственных гарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи, разработка порядка предоставления гражданам высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи; в том числе за счет средств соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования; обеспечение доступности лекарственных средств для широких слоев населения.
Важное значение в системе мер по реформированию здравоохранения придается внедрению эффективных механизмов финансового обеспечения здравоохранения. Необходимо по каждому заболеванию выработать и утвердить стандарты медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств. Детализация стандартов дает возможность подсчитать реальную стоимость этих услуг и перейти от сметного принципа содержания медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи. Причем такая оплата должна производится в соответствии с принципами обязательного медицинского страхования.
3. Политика в сфере культуры. Следует выделить три стратегические цели культурной политики государства. Во-первых, сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности российской культуры при поддержке многообразия культурной жизни. Во-вторых, обеспечение единства культурного пространства. В-третьих, ориентация личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества. Для реализации указанных целей предполагается наращивание бюджетного финансирования культуры, в том числе в течение ряда лет - опережающими темпами по отношению к росту ВВП. Однако на практике это не выдерживается.
Информация о работе Социальная политика государства в России