Социальная политика государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение основных направлений социальной политики государства и качества жизни современной России.
Задачи курсовой работы – изучить понятие, механизмы и уровни социальной политики; определить правовые основы и организацию управления государственной системы социальной защиты; охарактеризовать пути модернизации социальной политики России.

Содержание

Введение
1. Социальная политика государства
1.1 Понятие социальной сферы
1.2 Механизм социальной защиты населения
1.3 Социальная политика и ее уровни
2 Государственное регулирование социальной защиты населения
2.1 Правовые основы государственной системы социальной защиты
2.2 Организация управления в области социального обеспечения
3 Модернизация социальной политики России
Заключение
Глоссарий
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная политика государства в России Курсовая.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

4. Стратегия жилищной политики. Реформирование жилищного сектора (а в нем в настоящее время более 60 % частного жилищного фонда по сравнению с 33 % в 1990 г.) преследует цель повысить эффективность строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, постепенный перевод ЖКХ на режим безубыточного функционирования путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей.

Что касается обеспечения граждан доступным жильем, то в настоящее время в стране чрезвычайно велик фонд жилья, не отвечающего современным стандартам проживания. Жилищная проблема остается одной из наиболее острых. Покупка современного жилья доступна лишь 7 – 10 % наиболее обеспеченным гражданам [14, C. 471].

К стратегическим целям  государственной жилищной политики относятся:

- создание условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище (Конституция Российской Федерации, ст. 40);

- гарантия полных прав собственности в жилищной сфере;

- создание условий формирования эффективных рынков жилья, земельных участков под застройку жилья, стройматериалов.

Строительство жилья  обладает высоким мультипликативным эффектом, вовлекает в этот процесс большое число сопряженных отраслей, позволяет создавать много новых рабочих мест и повышать платежеспособный спрос населения. Увеличение платежеспособного спроса на жилье играет первостепенную роль в формировании рынка доступного жилья, увеличения объемов жилищного строительства.

Основными направлениями  решения этой комплексной проблемы являются следующие. Прежде всего, это развитие института долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования, включения стоимости доступного жилья в заработную плату. Не менее важным является создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, в числе которых внедрение открытых конкурсов на предоставление застройщикам прав собственности на сформированные земельные участки, усиление антимонопольного контроля в этой сфере. Особого внимания заслуживает определение порядка предоставления жилья на условиях социального найма, расширения мер по оказанию адресной помощи тем категориям граждан, которые нуждаются в особой поддержке, в том числе молодым семьям. Наконец, следует обеспечить повышение эффективности функционирования рынка жилья, в том числе за счет сокращения административного вмешательства, оптимизации налогообложения.

В результате реализации указанных направлений должен быть создан эффективный жилищный сектор, функционирующий на рыночной основе.

Что касается развития жилищно-коммунального  хозяйства, то основными целями его  развития должны стать повышение  качества коммунальных услуг, обеспечение их доступности для населения.

В рамках преобразований в жилищно-коммунальной сфере предстоит  разделить в муниципальном секторе выполнение функций собственника жилищного фонда и функций по управлению и обслуживанию этого фонда. Это позволит совершенствовать систему договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе, в том числе обеспечить переход к системе договоров, заключаемых органами местного самоуправления с коммунальными предприятиями. Прогнозируется перейти к преимущественно конкурсному отбору подрядных организаций для выполнения работ по обслуживанию, ремонту и управлению муниципальным жилищным фондом. Намечается разграничить полномочия уровней власти в части регулирования оплаты жилья и коммунальных услуг, упорядочить предоставление льгот.

5. Создание условий для роста доходов населения и снижения бедности. Одним из важнейших факторов экономического роста является постоянное повышение качества трудовых ресурсов, которое обеспечивается прежде всего за счет роста доходов населения. Низкий уровень доходов и высокий уровень бедности стали одной из причин кризиса российской экономики в 90-е гг. XX в. и слабой конкуренции ее продукции (за исключением продукции топливно-энергетического комплекса) как внутри страны, так и на мировом рынке. Это в настоящее время сдерживает экономический рост

Главной составляющей в  структуре доходов работников является заработная плата, которая представляет собой форму выражения стоимости и цены рабочей силы. До XX в. государства регулировали максимальную величину заработной платы. Но этот механизм сдерживал рост производительных сил. Поэтому в начале XX в. сначала Великобритании, а затем и другие государства стали переходить на регулирование минимальной заработной платы, законодательно установив ее величину. В основу минимальной заработной платы положен прожиточный минимум (стоимостная оценка потребительской корзины, обязательные платежи и сборы), обоснованный экономической наукой и подтвержденный практикой многих стран. Он позволяет обеспечить жизнедеятельность работника и его семьи на уровне не ниже простого воспроизводства.

Для решения более  сложных хозяйственных задач  устанавливалась более высокая оплата труда, позволяющая работнику повышать свою квалификацию, общеобразовательный и профессиональный уровень и прилагать дополнительные усилия для повышения производительности труда, качества и конкурентоспособности производимой продукции. Этот путь обеспечил научно-технический прогресс и вывел большую группу стран в число лидеров мирового развития, создавших условия для устойчивого повышения качества труда и жизни большинству своих граждан.

Прожиточный минимум, рассчитываемый в настоящее время в России, представляет собой сильно урезанный  бюджет, обеспечивающий лишь физиологическое выживание здорового и имеющего жилье человека. Но устанавливаемая государством минимальная заработная плата, даже после ее очередного повышения, как правило, не превышает 25 – 30 % величины прожиточного минимума. При такой минимальной заработной плате и формируемой на ее основе средней заработной плате, едва превышающей два минимальных прожиточных минимума, невозможно воспроизводить качественную и конкурентоспособную рабочую силу, нельзя рассчитывать и на конкурентоспособную продукцию, эффективную экономику. Заработная плата, особенно оплата труда работников бюджетной сферы, нуждается в коренном реформировании. Требует актуализации сама потребительская корзина, уточнение ее отдельных составляющих.

В результате пенсионной реформы в Российской Федерации сложилась пенсионная система, включающая три вида пенсий: базовую, дифференцированную (страховую) и накопительную. Из 20 % единого социального налога, направляемого в бюджет Пенсионного фонда, 6 % идет в базовую пенсию, 8 % (с 2006 г.) будет направляться в страховую часть, а 6 % - в накопительную часть пенсионной системы. Необходимо привести минимальный размер пенсии в соответствие с прожиточным минимумом пенсионера. Следует и дальше совершенствовать пенсионную систему, создавать условия для развития добровольного пенсионного обеспечения населения, для введения профессиональных пенсионных систем на основе накопительных принципов финансирования за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых работодателем.

Существуют проблемы общего характера, отражающие состояние социального положения российского населения сегодня:

- остающийся значительным уровень бедности;

- недопустимо высокая дифференциация населения по доходам.

Важным механизмом реализации эффективной социальной политики является определение минимального размера оплаты труда (МРОТ). Основная функция МРОТ - установление гарантий в области оплаты труда. Очевидно, что такие гарантии достигаются только в том случае, если МРОТ равен прожиточному минимуму или превосходит его, при этом нет существенной разницы в том, почасовой он или ежемесячный. В статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации четко определено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Фактически МРОТ в  настоящее время выполняет антисоциальную функцию, способствуя тому, чтобы работодатели выплачивали заработную плату работникам ниже прожиточного минимума. И дискуссия о том, насколько необходимо переходить от установления месячного МРОТ к почасовому, только уводит от решения проблемы точно так же, как и озвученное намерение приблизить МРОТ к прожиточному минимуму в 2011 году.

Необходимо реформировать  институт законодательного установления МРОТ с тем, чтобы последний перестал выполнять «якорные» функции в установлении размеров оплаты труда.

Вместо законодательного установления МРОТ требуется перейти  к его определению в рамках отраслевых соглашений. Предоставление права устанавливать МРОТ правительству РФ, или попытка делать то же самое в рамках подготовки Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений генеральных соглашений не будут в нынешних условиях принципиально отличаться от действующего порядка установления МРОТ путем принятия соответствующего закона.

Также в рамках отраслевых соглашений требуется определить при  необходимости и отраслевые тарифные сетки, что в особенности актуально для отраслей бюджетной сферы.

Для того чтобы устанавливаемый минимальный уровень оплаты труда не минимизировал в реальности уровень оплаты, требуется ратифицировать Конвенцию № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» Международной организации труда, которая обязывает устанавливать МРОТ исходя из стоимости жизни в стране.

Данные меры позволят также значительно поднять роль профсоюзов в регулировании трудовых отношений за счет повышения их ответственности перед работниками, так как им предоставляется возможность от деклараций и намерений перейти к реальным делам.

При продолжении политики экономического роста, включающей очевидные меры государственной поддержки населения, уровень бедности в стране будет снижаться. И на первом плане окажется (и это уже происходит) проблема увеличивающейся дифференциации населения по доходам.

По итогам первого  полугодия 2007 года, по данным Росстата, на долю 10 % наиболее обеспеченного населения приходилось 30,2 % общего объема денежных доходов, а на долю 10 % наименее обеспеченного населения - 2%. Получается, что доходы самой бедной 10-процентной группы населения были в 15,1 раза меньше, чем доходы самых обеспеченных граждан. В 2004 году эта разница составляла 14,8 раза, в 2002 году - 14,3, в 1990 году - 4,4 раза. Таким образом, несмотря на сокращение уровня бедности в стране, неравенство населения по доходам продолжает расти [21, C. 65].

Опасность нарастающего неравенства населения по доходам  заключается в повышении рисков социально-политической нестабильности, в демотивации значительной части населения к высокопроизводительному труду и в результате в торможении экономического роста.

В целях перелома негативной тенденции усиливающейся дифференциации населения по доходам необходимо:

  • повышать зарплату бюджетникам более высокими темпами по сравнению с намеченными планами. Бюджетные сектора экономики продолжают характеризоваться наиболее низкими зарплатами. Традиционное возражение против повышения зарплат в них - увеличивающиеся инфляционные риски - не выдерживает критики. Во-первых, потому, что уровень инфляции зависит не только и не столько от количества денег у населения, а еще и от уровня конкуренции, скорости обращения денег и т.д. Во-вторых, структура потребительских расходов наиболее бедных слоев населения (и бюджетников в том числе) такова, что их дополнительные доходы с гораздо большей вероятностью пойдут на приобретение отечественных товаров, что означает стимулирование производства через увеличение потребительского спроса и в конечном итоге противодействует росту уровня инфляции. Повышение зарплат бюджетникам будет иметь следствием повышение зарплат в небюджетных секторах экономики, в которых уровень оплаты труда также является невысоким. Законы конкуренции будут оказывать соответствующее стимулирующее воздействие;

- довести до конца монетизацию льгот с гораздо более высоким уровнем денежной компенсации. Крайне неудовлетворительно проведенная монетизация льгот привела к росту социальной напряженности, хроническим проблемам с обеспеченностью лекарствами льготников, неэффективному расходованию бюджетных средств. Фактически монетизации льгот как таковой не состоялось. Уровень единой денежной выплаты был недостаточным, натуральные льготы федерального уровня остались в виде так называемого социального пакета, многие регионы оставили в неизменном виде свои натуральные льготы.

Предлагаемые меры направлены прежде всего на повышение доходов наименее обеспеченных слоев населения, а не на уменьшение доходов богатых. Однако их реализация, особенно по оплате труда в негосударственном секторе, будет объективно означать и некоторое снижение доходов богатых.

Возврат к прогрессивной шкале  подоходного налогообложения, введение налога на роскошь являются в среднесрочной перспективе преждевременными. Здесь требуется соблюсти необходимую постепенность с тем, чтобы трудно идущий процесс «обеления» российской экономики не был повернут вспять.

 

 

Заключение

Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей экономики (образование, здравоохранение, культура, наука, жилищно-коммунальное хозяйство) и видов деятельности государства (регулирование трудовых отношений, занятости и миг рации, социальной защиты и социального обеспечения населения), оказывающих непосредственное воздействие на человека.

Информация о работе Социальная политика государства в России