Социальная политика современного Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, на-правленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исхо¬дят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная, региональная, корпоративная. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нель¬зя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного пони¬мания этого социального явления.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...….3
1. Социальная политика современного Российского государства ……....…4
2. Основные направления социальной политики государства …………....…7
3. Правовая база реализации социальной политики…………….……………11
4. Социальные программы - как механизм реализации социальной политики в Российской Федерации………………………………………………………..17
Заключение ……………………………………………………………….…..…30
Список использованной литературы ……………………………….……..…..31

Вложенные файлы: 1 файл

политика-соц..doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

8)  инвалиды;

9)  дети-инвалиды.

Кроме того, за предоставлением  набора социальных услуг вправе обратиться лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

 

4. Социальные программы - как механизм  реализации социальной политики в Российской Федерации.

Механизмом  реализации социальной политики страны являются –социальные программы. Социальные программы - это  вид правительственных  программ для защиты граждан от различных  экономических  рисков и возможного ухудшения уровня и условий жизни. Социальные программы  отражают степень активного вмешательства государства в жизнь общества и служат методом достижения определенного  социального результата.

Социальные  программы  можно условно разделить  на три основных  направления: [ 8,С.111-115 ]

- программы  социального благосостояния и обеспечения;

- социально  – демографические  программы;

- программы  в области социального здравоохранения; 

Все виды социальных программ могут выполнять следующие  функции, которые на практике пересекаются, но обычно доминирует одна из них:

- развитие различных  социальных общностей, семей и индивидов;

- обеспечение  социальной защищённости определенных  социально-экономических, социально-демографических  или социально-доходных групп  населения.

Федеральные целевые  программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.  Бюджетная целевая программа - реализуемая субъектом бюджетного планирования (подведомственной ему федеральной службой или федеральным агентством) федеральная целевая программа, подпрограмма федеральной целевой программы или ведомственная целевая программа.

Ведомственные целевые  программы могут формироваться  в двух  видах:

- утверждаемая ведомственная  целевая программа (или целевая  программа ведомства) - утверждаемый  субъектом бюджетного планирования  комплекс взаимоувязанных мероприятий,  направленных на решение конкретной  тактической задачи, стоящей перед  главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования;

- аналитическая ведомственная  целевая программа (или аналитическая  программа ведомства) - выделяемая  в аналитических целях при  подготовке доклада о результатах  и основных направлениях деятельности  субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами.

Федеральные программы  разрабатываются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года, в редакции ФЗ от 09.07.1999 года №159-ФЗ.[2].

Государственные целевые  программы общенационального, регионального и местного уровней представляют собой важную составную часть системы государственного регулирования экономики, что позволяет форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции. Они выступают важнейшим инструментом реализации государственного стратегического плана.

Программы, разрабатываемые  на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать:

а) перечень основных, решаемых ею задач;

 б) совокупность  и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется;

в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов  используемых при осуществлении  этих мероприятий ресурсов;

г) распределение заданий  по срокам и исполнителям.

Особое место в системе программ, разрабатываемых в процессе стратегического планирования, занимают целевые комплексные программы. Программы - это адресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, задач, наиболее эффективными путями и в установленные сроки. Таким образом, в качестве стержня, ядра программы выступает цель, вокруг которой группируется комплекс разнообразных мероприятий, составляющих основное «тело» программы, ее содержание. Единая цель программы развертывается в совокупность задач, решение которых осуществляется с помощью системы мероприятий, реализуемых исполнителями при определенном ресурсном обеспечении. Эта связанность и представляет собой существо программы.

Так как цель программы  заключается, в конечном счете, в  удовлетворении определенных назревших  потребностей путем соответствующего преобразования ресурсов, то программный цикл охватывает обычно все стадии воспроизводственных процессов, включая производство, распределение и потребление программного продукта. Поэтому взаимосвязанность задач и мероприятий в программе обусловлена не только единством цели, но и такими важными видами связей, как общность конечной продукции, технологии, сырьевых ресурсов, производственной базы, потребителей, территории, транспорта. Программы рисуют картину будущего состояния экономики и путей, способов, средств достижения этого состояния. Программа должна иметь четко выраженный целевой характер, строго ориентироваться на полное решение поставленной проблемы, характеризоваться определенными конечными (целевыми) результатами (показателями).

Целевые программы являются одним из средств реализации социальной политики государства, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального и регионального уровней.

Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального  и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом концентрации ресурсов для решения  неотложных, первоочередных проблем.

Целевые программы являются одним из средств реализации политики государства, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального и регионального уровней. Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Все сказанное  позволяет утверждать, что механизм социальной политики имеет солидное правовое обеспечение. Актуальная задача состоит в том, чтобы данный механизм работал без сбоев.

В социальной сфере  в настоящее время реализуются  национальные приоритетные проекты  «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Здоровье», «Образование». Они стали приоритетными потому, что эти отрасли социальной сферы в значительной степени затрагивают интересы людей, определяют качество их жизни. От их состояния зависит социальное развитие общества. Государственная социальная политика и развитие отраслей социальной сферы опираются на федеральные целевые социальные программы  [3, С.99-121].

Так, например, в 2011-2013 гг. действуют федеральные  целевые социальные программы: культура России, русский язык, социальное развитие села, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями, развитие физической культуры и спорта, жилище, развитие образования, развитие внутреннего и въездного туризма. Социальная составляющая содержится в федеральных целевых программах по социально-экономическому развитию регионов и народов. К ним относятся программы развития Дальнего Востока и Забайкалья, Курильских островов (Сахалинская область), Юга России, Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Калининградской области, российских немцев.

Социальные вопросы  решаются в рамках национального приоритетного проекта «Развитие агропромышленного комплекса», поскольку в нем предусмотрено развитие производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Это, в свою очередь, предполагает создание новых рабочих мест и рост доходов сельских жителей. Например, Программа «Социальное развитие села до 2013 года».[6, С.214-218  ]

 Для развития  экономического потенциала аграрного  сектора и реализации приоритетного  национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

В настоящее время  делаются попытки  реформирования пенсионной системы для предотвращения кризиса, повышения надежности. Основное в  содержании реформы переход от всеобщей распределительной системы к  смешанной, со значительной долей накопительных элементов. Всего предполагаются три вида пенсионного обеспечения:

- государственное пенсионное  страхование (по трудовому стажу) - финансирование осуществляется  за счет взносов в бюджет  Государственного пенсионного фонда;

- пенсионное обеспечение для не имеющих необходимого трудового стажа и для военнослужащих - финансирование будет осуществляться за счет федерального бюджета;

- дополнительное пенсионное  страхование, как добровольное, так  и обязательное для тех, кто  идет на досрочную пенсию.

Она включает статистическое обследование контингента, уточнение  применения индивидуальных коэффициентов, эксперименты по накопительному пенсионному  страхованию, по внедрению профессиональных пенсионных систем. Разработаны проекты  федеральных законов «Об основах пенсионной системы в РФ», «О государственных пенсиях», «О профессиональных пенсионных системах».[11,С.78-83 ]

Социальная  доплата к пенсии связана с  предоставлением пенсионеру денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на российской территории, не осуществляющего работу или иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

В области здравоохранения  и социального страхования государством обеспечиваются всеобщая доступность  базовой программы государственных  гарантий бесплатной медицинской помощи, хорошее качество лечебных услуг  на основе выбора пациентами врачей и лечебных учреждений.  Федеральные целевые программы становятся важными экономическим институтом, и позволяет сконцентрировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность выбора целей. Целевые программы - программы, имеющие социальную направленность по наиболее острым социальным проблемам. Эти программы также финансируются из государственного бюджета. В настоящее время реализуются следующие программы: «Дети России», «Жилище», «Сахарный диабет», «Развитие образования» и многие другие.

В целях создания условий  для повышения качества жизни  и здоровья детей была утверждена федеральная целевая программа  «Дети России» на 2007-2010 годы, включающая подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья» [6, С.45-49].

Целью Программы являлось создание благоприятных условий  для комплексного развития и жизнедеятельности  детей, а также государственная  поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Среди основных задач  Программы были определены: обеспечение  безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей  и подростков; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей; профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов; профилактика социального сиротства.  В соответствии с основными приоритетами и мерами по реализации Национального проекта в состав ФЦП «Жилище» на 2011 – 2015 годы включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предполагающая предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса.

В условиях рыночной экономики это один из эффективных способов повысить возможности финансирования социальной политики при ограниченности государственных финансовых средств. При этом необходимо повысить доступность и качество социальной помощи.

В связи со сложившейся  неблагоприятной демографической ситуацией в стране актуальное значение приобретает проблема охраны семьи и детства. Выплачивается пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; единовременное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие при передаче ребенка семье. В число выплачиваемых пособий входит единовременное пособие беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет. В области охраны семьи и детства осуществляются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Для их реализации существует материнский (семейный) капитал, который представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые, в бюджет Пенсионного фонда на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Право на них возникает с 1 января 2007 г. при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего российское гражданство, у российских граждан независимо от места их жительства:

Информация о работе Социальная политика современного Российского государства