Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:44, реферат
В настоящее время «Семья», как малая социально-психологическая группа и особый социальный институт, подвержены серьезным изменениям и модернизации. Трансформируется ее структура, усложнились функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации и мотивы заключения брака, формируется современная семейная политика.
Введение……………………………………………………………….…3-4
1. Молодая семья как объект социальной работы……………………..5-9
2. Структура и задачи социальной работы с молодой семьёй……….9-15
3. Формы и методы социальной работы с молодой семьёй………...15-19
Заключение…………………………………………………….………20-21
Список использованной литературы……………………
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДОЙ СЕМЬЁЙ
Содержание
Введение…………………………………………
1.
Молодая семья как объект
2.
Структура и задачи социальной
работы с молодой семьёй……….9-
3. Формы и методы социальной работы с молодой семьёй………...15-19
Заключение……………………………………
Список
использованной литературы…………………………………….22
Введение
В социальной работе семьей принято называть основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обязанностями по отношению друг к другу [1].
В
настоящее время «Семья», как
малая социально-
Сочетание
внешних по отношению к семье
социально-экономических
Практика показывает, что юридические акты и финансовые меры, которыми пытаются поддержать отдельные стороны и функции отдельных типов семей, оказываются неэффективными, не в последнюю очередь потому, что наличие даже четко фиксированного права не гарантирует его доступность; кроме того, сложности семей далеко не сводятся только к материальным затруднениям.
Общепризнанной системой такой помощи, к которой Российская Федерация прибегла по опыту других стран, является организация социальной работы в рамках всего государства и общества, осуществляемая на профессиональной основе, специально подготовленными людьми, относящимися к особым структурам.
В
результате глубокого социально-
В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом. Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи в жизни общества. Это необходимо видеть и понимать при определении ее инновационного потенциала, стиля жизни и деятельности. Проблемы молодой семьи необходимо рассматривать с позиции не только настоящего, но и будущего во всех сферах жизнедеятельности общества.
В разделе Закона «Основные направления государственной молодежной политики в РФ», опубликованном в «Российской газете» дано определение «молодой семьи»: «Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста».
По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи, в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.
Оценка
состояния современной
Молодая
семья как коллективный клиент социальной
работы имеет сложную объектно-
Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность [6, C.35]
Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак – 20-22 года для девушек и 23-28 – для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского). При изучении успешных и неуспешных браков (к успешным относятся те, где оба супруга удовлетворены своими отношениями и считают свой брак прочным) выяснилось, что в группе успешных семей только 43% женщин вступили в брак до 21 года, в неуспешных – 69%. По данным Н. Г. Юркевича, у мужчин в возрасте до 21 года включительно процент распавшихся браков в 2.2 раза больше процента заключенных.
Уровень нравственного сознания молодых людей – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними.
Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависят от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Но здоровье приобретается не за один день, а в течение всей предшествующей жизни. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности и стрессовые ситуации, которые порой возникают в семейной жизни.
Молодые люди, создавая семью, конечно, думают о материальных и жилищных проблемах. По данным многочисленных исследований фактор материальной и жилищной обеспеченности на стабильность семьи непосредственно не влияет. Однако плохие материальные условия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам. Выборочные социологические исследования показывают, что 44% молодоженов собираются жить совместно с родителями (причем у 37% молодых людей были установлены нечеткие представления относительно мнения родителей об их браке). Другие молодожены предполагают жить в общежитии, на частной квартире, в отдельной квартире, в комнате коммунальной квартиры. При этом ответы жениха и невесты не совпадают в 23% случаев. В целом, современной молодежи свойственно стремление к раздельному проживанию с родителями, хотя зависимость молодых людей от родителей еще велика. Например, около 80% всех вступающих в брак по данным тех же исследований предполагают получать материальную помощь от родителей, что указывает на экономическую и социальную несамостоятельность молодежи.
Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%. Без сильного чувства, без сердечного влечения, по рассудку создают семью 15-20% молодоженов. Около 5-10% создают семью по материальным соображениям (один из будущих супругов имеет машину, отдельную благоустроенную квартиру, хорошо оплачиваемую должность и т.п.).
Психологическая готовность к созданию семьи – это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется [4, C.98].
Данные социологических исследований свидетельствуют: развод родителей в три раза увеличивает вероятность развода у детей, в то время как вероятность развода детей из полной семьи составляет 5 из 10.
Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют. Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.
Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Решение возникающих в молодой семье социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для молодежи.
Социальная
работа среди молодежи оказывает
большое влияние на становление
молодых семей. Она рассматривается
как обеспечение наиболее благоприятных
социально-экономических условий развития
каждого молодого человека, способствующая
социальному становлению личности, обретение
ею всех видов свобод и полноценного участия
индивидов в жизни общества.
Смысл социальной работы - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционировании.