Профессиональное
консультирование включает в
себя изучение профессиональных
интересов, повышение мотивации
к труду, выявление психологических
и психофизических особенностей
личности, предоставление рекомендаций
по наиболее приемлемым для клиентов
сфере деятельности, направлению профессионального
обучения.
Профессиональное
консультирование можно подразделить
на индивидуальное и групповое. Индивидуальное
консультирование проводится в изолированном
помещении при соблюдении полной конфиденциальности.
В процессе индивидуального консультирования
можно получить исчерпывающую информацию
о различных сферах деятельности, пройти
тестирование с целью выявления своих
возможностей. Групповое консультирование
в большей степени носит информационный
характер. Его цель – дать безработным
наиболее полную информацию об услугах,
оказываемых службой занятости.
Личностная консультация
проводится, если психолог чувствует,
что что-то мешает клиенту принять
решение. Препятствием могут быть
как внешние факторы, о которых
консультируемый почему-то умалчивает,
так и особенности его характера
(высокая тревожность, неуверенность,
нерешительность и т. д.), что выявляется
путем диагностики и использования
различных методов и приемов.
Профотбор проводится
в целях выявления лиц, способных
успешно работать по той или
иной специальности. С помощью
тестирования на психофизиологических
приборах или компьютере, а также
с использованием бланковых психологических
методик определяются возможности,
личностные качества, способности
безработного и соотносятся с
требованиями, предъявляемыми профессией
к человеку. Анализ результатов
по определенным критериям позволяет
сделать вывод о том, может
ли человек успешно работать
по данной профессии.
Существует определенный
перечень проблем, с которыми
клиент центра занятости может
быть направлен к психологу: неадекватная
самооценка; неуверенность в собственных
силах; конфликтное поведение; неприятие
статуса безработного; потребность
в поддержке и сочувствии; профессиональное
самоопределение; расхождение запрашиваемой
профессии со специальностью
по диплому; выбор профиля переобучения;
вопросы профессионального становления
и т. д.
Профориентация, являясь
приоритетным направлением государственной
политики содействия занятости
населения, позволяет снизить общий
уровень социальной напряженности,
повысить степень социальной
адаптации населения к современным
условиям жизни и уровень социально-профессиональной
активности граждан.
Таким образом,
государственная служба занятости
является одним из основных
гарантов получения консультации,
профессиональной подготовки и
переподготовки различных групп
и категорий индивидов в соответствии
с интересами и потребностями
общества.
Особо следует
отметить роль социальной защиты
в системе занятости населения.
Это соответствующая политика
государства по обеспечению прав
и гарантий в области уровня
жизни: право на минимально достаточные
средства на жизнь, на труд
и отдых, на социальное обеспечение
по старости, болезни и в случае
потери кормильца, для воспитания
детей, на защиту от безработицы,
охрану здоровья, образование, жилище
и т. п.
В мире сложилось
две модели социальной защиты,
различающихся в зависимости
от степени вмешательства государства
в экономику:
• модель социально-демократической
ориентации с высокой ролью
государства в обобществлении
доходов и существенным значением
общенациональных социальных механизмов
управления (шведская модель);
• неолиберальная
модель (американская) с меньшей
степенью государственного вмешательства
в социально-экономические процессы.
С учетом исторической
и национальной компоненты социальная
защита обусловливается большим
числом разнообразных факторов.
Она зависит от уровня экономического,
политического и культурного
развития общества, от переживаемого
им конкретного состояния.
В числе ресурсов
социальной защиты можно назвать:
налоги, уплачиваемые в госбюджет;
взносы на обязательное государственное
социальное страхование; частные
средства – расходы предприятий
и организаций на социальные
нужды своих работников и частная
благотворительность. Относительный
недостаток ресурсов приводит
к избранию определенной организационной
модели социальной защиты. Государство
стремится поддерживать только нетрудоспособных
и бедных и в основном не косвенными способами
(активная политика занятости, поддержка
национального производителя и т. д.), а
прямыми – различными пособиями на цели
выживания: на детей в семьях с доходами
ниже прожиточного минимума; прямая выплата
по бедности в местной социальной службе;
ограниченное по прожиточному минимуму
пособие по безработице; ограничивающий
коэффициент в исчислении пенсий и т. п.
Подобная идеология защитной политики
государства обусловлена экономико-социальными
итогами, сложившимися в обществе в реформенный
период.
Социальная защита
как любая действующая общественная
система имеет правовые, организационные
и финансово-экономические основы
своей деятельности, позволяющие
ей работать на население. Наиболее
фундаментальные права человека
в области уровня жизни, требующие
социальной защиты, формулируются
Конституцией и федеральным законодательством.
В их числе: право на заработанный доход
не ниже минимальной заработной платы,
на государственную помощь при отсутствии
прожиточного минимума, на социальное
обеспечение и социальное страхование
по возрасту, болезни, утрате кормильца
и рабочего места, в случае рождения и
воспитания детей, а также право на жилище,
на охрану труда и здоровья, на основное
общее и среднее профессиональное образование.
Следует назвать
некоторые наиболее важные разделы
социально ориентированного законодательства:
– по труду
и заработной плате (Трудовой
кодекс, законы о занятости, об
охране труда, о размерах минимальной
оплаты и др.);
– по доходам
(о прожиточном минимуме, об индексации,
о восстановлении сбережений
и др.);
– по пенсионным
делам (закон о государственных
пенсиях, о порядке их индексации
и назначения и др.);
– по социальному
страхованию (основы социального
страхования, по медицинскому страхованию,
страхованию здоровья на производстве,
о негосударственных пенсионных
фондах и др.);
– по детям (о
пособиях граждан, имеющих детей,
о поддержке многодетных семей,
семейный кодекс и др.);
– по системе
социального обслуживания населения
(законы об образовании, охране
здоровья, социальному обслуживанию
населения, инвалидов и пенсионеров);
– по жилью
и коммунальным услугам (жилищный
кодекс, государственное регулирование
цен на энергоносители и др.)
и пр.
Права, прописанные
в этих актах являются обязательными на
всей территории страны и не могут быть
снижены или ограничены в регионах. Если
конституционные и другие федеральные
права определены и имеют реально обеспеченный
механизм их соблюдения, то они приобретают
новое качество и выступают как гарантии.
Подобные механизмы включают в себя ряд
структурообразующих аспектов:
• организационные
и функциональные структуры управления
по реализации гарантий (госслужбы
социального блока и специализированные
учреждения, оказывающие социальные
услуги);
• финансово-экономические
рычаги и институты (налоги, страховые
платежи, бюджеты, фонды и т. п.);
• специализированные
регулирующие юридические нормы,
уточняющие характер, форму и
порядок действий каждой гарантии
или их комплекса, распределяющие
ответственность по системе управления.
Отношения по гарантиям
регулируют действия участников: стороны,
которая предоставляет гарантию (гарант)
и стороны, которая получает гарантию
(контингент, клиент, получатель, объект
и пр.).
Определяющей
стороной является гарант, однако
в своих действиях он не
свободен: они зависят от объективных
возможностей гарантодателя (донора)
и от состояния и потребностей
гарантополучателя.
В настоящее
время действуют три основных
вида социальных гарантий:
1) выплаты (минимальная
заработная плата, единая тарифная
сетка бюджетников, социальные трансферты
– пенсии, пособия, стипендии);
2) льготы (скидки
по квартплате, лекарствам, транспорту
и т. п.);
3) бесплатные услуги
(образование, здравоохранение, услуги
социальных учреждений).
Организационными
институтами реализации государственных
гарантий являются органы управления
социального блока – федеральные
и региональные. Возглавляет федеральные
органы социального управления
Министерство труда и социального
развития. На местах за эти
вопросы отвечает один из заместителей
главы администрации, который действует
через соответствующие местные
органы социальной защиты, занятости,
различные специализированные комиссии
и комитеты (по молодежи, по опеке
и т. д.). Функциональными учреждениями,
непосредственно осуществляющими социальную
защиту являются: территориальные центры
социальной помощи семье и детям, реабилитационные
центры для несовершеннолетних, службы
срочной социальной помощи, дома инвалидов
и престарелых, отделения социальной помощи
на дому и т. д.
Финансовой основой
государственной социальной защиты
являются:
• налоги с
юридических и физических лиц
и иные поступления в государственный
бюджет (таможенные сборы, деньги
от приватизации);
• страховые
взносы в фонды обязательного
социального страхования, взимаемые
с фондов заработной платы, индивидуальной
оплаты труда и некоторых других
видов доходов;
• гуманитарная
помощь зарубежных государств, а
также связанные с этим кредиты
Мирового банка на социальные
трансформации.
Субъектами
отношений по адресной социальной
помощи выступают: малообеспеченная
семья (одиноко проживающий гражданин)
и территориальный орган социальной
защиты; объект отношений – нуждаемость
в материальной и иной поддержке
в трудной жизненной ситуации,
из которой семья не может
выйти самостоятельно. Главный критерий
оказания социальной помощи –
отсутствие дохода на уровне
официально признанного на данной
территории прожиточного минимума;
порядок предоставления – заявительный,
временный, бесплатный и при условии
контроля над доходами, когда
каждый заявитель сообщает о
своем материальном положении
по официально установленной
форме, и сообщенные им сведения
могут быть проверены. Виды социальной
помощи – денежное пособие
по бедности, другая материальная
помощь (продукты питания, промтовары,
средства гигиены, обслуживание
на дому и т. д.).
Таким образом, социально-защитная
функция государства должна исходить
из необходимости поддержки реального
содержания потребительских доходов и
содействия их росту как основного средства
преодоления падения уровня жизни, главного
способа борьбы с бедностью и другими
социальными негативами переходного периода.
Таким образом,
основными направлениями и формами
системы социальной защиты может
стать:
• социальное
обеспечение и социальная помощь.
Социальное обеспечение направлено
на содержание нетрудоспособных
членов общества: престарелых, инвалидов,
потерявших кормильца, детей. Это
содержание осуществляется в
соответствии с законом из
двух источников: бюджета и фондов
социального страхования. За счет
бюджета обеспечиваются категории
нетрудоспособных, не застрахованных
в обязательном порядке (престарелые,
не имеющие трудового стажа, дети и т. п.),
или имеющих профессиональные особенности
трудовой деятельности и положения (военнослужащие
и приравненные к ним категории и пр.).
За счет страховых средств выплачиваются
трудовые пенсии и пособия застрахованным.
В систему социального обеспечения за
счет бюджета входит и социальное обслуживание
пожилых, детей, дома престарелых и инвалидов,
различные центры пребывания, реабилитации
и т. д.;
• предоставление
льгот (скидок и субсидий). Льготой
называется особое по сравнению
с общим действующим порядком
преимущество, распространяемое на
отдельную группу населения (бесплатные
и со скидкой лекарства для
инвалидов, участников Великой Отечественной
войны, бесплатный и льготный
проезд на транспорте пенсионеров;
скидка на детей по подоходному
налогу и т. д.);
• индексация
доходов населения. Это меры по
повышению реального содержания
основных доходов населения (заработной
платы, пенсий, пособий, стипендий) в
связи с ростом цен. По закону
«Об индексации доходов и сбережений
населения» (1991 г.) индексация должна
проводиться либо путем прямых
пересчетов и компенсаций, либо
путем изменения минимальных
размеров заработной платы (на
них ориентированы все социальные
трансферты) и минимальных размеров
пенсий;
• обеспечение
минимальных социальных гарантий
по доходам (среди них главная
– прожиточный минимум);
• регулирование
социальной сферы с помощью
государственных минимальных стандартов
и нормативов. (Это минимальные
расходы бюджета на образование
и здравоохранение, жилье, социальное
обслуживание нетрудоспособного
населения и т. п. В настоящее
время эти нормативы действуют
в бюджетном планировании и
регулировании на фактически
сложившемся уровне, который не
отражает минимальные потребности
указанной сферы);