Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:07, курсовая работа
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на свободное передвижение, на свободу совести и вероисповедания, на свободу мысли и слова, на труд, на социальное обеспечение и бесплатную медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду.
Гипомнезия – ослабление памяти. Как правило, при гипомнезии страдают все составные части памяти. Больным трудно запомнить новые имена, даты, при прочтении книги люди с гипомнезией часто теряют общую линию сюжета. Причиной гипомнезии зачастую является сосудистая патология мозга, в частности атеросклероз. Однако нужно упомянуть и о существовании функциональной гипомнезии, например, при переутомлении [18].
Нарушения мышления. К ним относятся: 1) ускорение мышления, которое характеризуется ускорением темпа речи, скачкой идей, которые при значительной выраженности темпа не успевают быть высказанными; 2) замедление мышления. Уменьшение количества ассоциаций и замедление темпа речи, трудность в подборе слов и формированием общих понятий и умозаключений; 3) ментизм - наплыв мыслей; 4) шперрунг - "закупорка" мыслей, воспринимается пациентом как обрыв мыслей, внезапная пустота в голове, замолкание.
К расстройствам мышления по содержанию относится аффективное мышление, эгоцентрическое мышление, параноидное, бредовое мышление [19].
Часто встречаются различные расстройства личности. Они проявляются в раннем возрасте. Признаком является дисгармония личности, возникают конфликты в незначительных случаях.
Формы нарушения личности: 1) непостоянный психопат (нуждается в разнообразии, новых впечатлениях, условиях); 2) неконтролируемый психопат (неспособность себя контролировать, затормаживать); 3) истерический (нуждается во всеобщем внимании, заботе); 4) параноидальный (недоверие и сомнения, любит писать жалобы); 5) астенический (отсутствие психических и физических возможностей, работоспособности, быстро устает, эмоциональный, тихий); 6) психоастеничный (сомневающийся, не может решить что ему делать, встречаются фобии); 7) депрессивный (во все видит негатив, нет эмоций, попытки и мысли о самоубийстве); 8) ипохондрик (чрезмерно беспокоится о своем здоровье, может быть параноиком); 9) шизоидный (закрывается в своем внутреннем мире, отделяется от других, черты аутизма); 10) цикличный (напоминает маниакально-депрессивный психоз, меняющиеся настроение, активность, психический тонус) [19].
В заключение можно сказать, что психических заболеваний гораздо больше нежели описано в этом параграфе (как уже было сказано, ВОЗ выделяет только 99 типов, каждый из которых делится на различные разновидности данной болезни), и со многими из них социальному работнику придётся столкнуться. Однако если знать особенности протекания болезни, то выполнить обязанности по социальной терапии, реабилитации и адаптации будет гораздо легче.
Также эти знания могут понадобиться при общении с родственниками больных. Не смотря на то, что лечение не входит в обязанности социального работника и однозначно не сможет дать заинтересованным лицам чёткую и ясную информацию о болезни, её лечении. Однако этими знаниями необходимо обладать на случай незапланированных событий, на случай работы с родственниками (для их успокоения или при объяснении юридических нюансов). В связи с этим я считаю, что социальному работнику необходимо обладать минимальными знаниями о болезнях.
Кроме знания основных болезней социальный работник также должен знать о системе учреждений психиатрической помощи, об основных видах этих учреждений, а также о функциях, которые они выполняют. Это необходимо для более чёткого понимания собственных обязанностей и возможности более полезного применения своих навыков на благо пациентов.
Основной организационной формой
психиатрической помощи являются психоневрологические диспансеры (ПНД). Психоневроло
Ещё одной формой организации психиатрической помощи являются психиатрические больницы, которые состоят из ряда лечебных отделений различного профиля, диагностических лабораторий, сада для прогулок больных, клуба, где проводятся культурно-массовые мероприятия, библиотеки, дневных стационаров. В больницы стационируются в основном больные с острыми заболеваниями, нуждающиеся в активных методах терапии.
Так как на лечебных отделениях психиатрической больницы проходят лечение больные в недобровольном порядке, находятся больные на принудительном лечении и больные с агрессивными тенденциями.
Больные, неспособные жить самостоятельно, нуждающиеся в постоянном уходе, при отсутствии родных, способных этот уход осуществлять, переводятся для дальнейшего проживания и лечения в психоневрологические интернаты (ПНИ) системы социального обеспечения.
Кроме обычных психиатрических больных существуют специализированные психиатрические стационары, осуществляющие лечение непсихотических психологических: 1)наркологические больницы - в них проходят лечение и реабилитацию больные с зависимостями от различных психоактивных веществ (ПАВ); 2) стационары для лечения пограничных психических заболеваний.
Исходя из функций этих двух видов учреждений, можно сказать, что функции социального работника в них будут заключатся в оформлении документов, решении вопросов опеки, контроль за соблюдением прав и свобод больных, родственников и врачей, оказание психологической и юридической поддержки родственникам.
Учреждения внебольничной помощи психически больным и реабилитации. К ним относятся дневные и ночные стационары, лечебно-трудовые мастерские, спецучастки или спеццеха на промышленных предприятиях, общежития для больных с психическими расстройствами.
Лечебно-трудовые мастерские. В целях привлечения больных, которые по своему состоянию не могут работать на предприятиях и нести полную трудовую нагрузку, к посильному труду, для обеспечения надзора за ними и необходимого лечения организуются лечебно-трудовые мастерские (при психоневрологических диспансерах и иногда при больницах). Предназначены для выработки или восстановления трудовых навыков для инвалидов 2-й или 3-й группы. Они получают вознаграждение за свой труд, что в сумме с пенсионным обеспечением дает возможность чувствовать себя относительно независимым в материальном плане. Часть больных имеют возможность перейти на работу в спеццеха или спецучастки, организованные для инвалидов на промышленных предприятиях.
Дневные стационары существуют для больных, состояние которых улучшилось настолько, что пребывание их в больничных условиях больше не является необходимостью, но трудоспособность их еще временно снижена. Больные живут дома, а утром приходят в стационар, где в течение нескольких часов выполняют легкую работу, получают лечение и питание. Учреждения такого характера способствуют более быстрой и полноценной реадаптации больных к их прежней среде .
Общежития для психически больных с уже отзвучавшим процессом и подготовленным к выписке создаются в тех случаях, когда пациенты в течение болезни утратили прежние социальные связи, в том числе место проживания [15].
В данных организациях у социального работника больше возможностей и обязанностей.
Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что главными организационными задачами социального работника в условиях организации психиатрической помощи являются: 1)организация различных форм социальной поддержки пациентов (материальной, в виде льгот); 2) обеспечение социальной помощи больным и их семьям (помощи по хозяйству, в воспитании детей, патронажа, трудоустройства, социальной и правовой защиты); 3) оформление документов и госпитализация пациентов; 4) решение вопросов опеки;
5) проведение социально-реабилитационных программ; 6) оказание психологической поддержки семьям, имеющим психически больного;
7) обеспечение психологической коррекции самих больных и их родственников; 8) проведение информационно-образовательных школ среди отдельных социальных групп населения, работы со средствами массовой информации;
9) установление связей и взаимодействия психоневрологического диспансера с территориальными социальными и другими учреждениями, имеющими отношение к социальным проблемам психически больных людей.
Виды учреждений где возможно оказание психиатрической помощи разнообразны, они включают и специализированные медицинские учреждения, и учреждения, занимающиеся помощью пациентам после прохождения лечения. Также это могут быть учреждения, которые совмещают и медицинскую помощь, и последующую социальную поддержку.
Законодательство Российской Федерации, касающееся психиатрической помощи состоит главным образом из ФЗ от 2.07.1992 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». В статье 2 данного закона указано, что психиатрическая помощь в РФ кроме настоящего федерального закона также регулируется законами субъектов, нормативно-правовыми актами Правительства РФ, а также нормативно-правовыми актами исполнительной власти субъектов.
Как указано в федеральном законе, психиатрическая помощь в РФ осуществляется из осознания ценности здоровья и психического здоровья в частности. Также осуществление психиатрической помощи признаётся неотъемлемым правом человека. В качестве гарантии осуществления этого права Российская Федерация в настоящем Федеральном законе устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации [1].
Сущность психиатрической помощи в РФ, а также основные принципы её оказания указаны в статье 1 федерального закона [1].
Ценность данной статьи для социального работника состоит в указании на медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. То есть одной из задач социального работника по работе с лицами с психическими расстройствами является организация их социальной реабилитации, а также их социальное и бытовое устройство. В ней также указано, что психиатрическая помощь гарантируется государством. Осуществление контроля за исполнением принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина также является задачей, которую должен осуществлять социальный работник.
Если конкретно, то в задачи социального работника в психоневрологических учреждениях входят: 1) материально-бытовое обеспечение и создание наиболее адекватных по возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;
2) организация ухода и надзора за пациентами, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий; 3) организация отдыха и досуга лиц, проживающих в интернате; 4) осуществление контроля за соблюдением прав и свобод пациентов; 5) осуществление реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера;
Что касается реабилитации, как функции, к которой надо подходить наиболее ответственно, то она заключается в стимуляции социальным работником потенциальных психических возможностей и привитии навыков по самообслуживанию и социальному функционированию с целью подготовки больного к жизни и во внебольничных условиях [8].
Основным видом реабилитации к которой может прибегнуть социальный работник, я думаю, можно считать трудовую терапию. Она приобретает особое значение для реабилитации психически больных с выраженными психическими расстройствами, которые надолго изолируются от общества и близких.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами» задачей учреждения психиатрической помощи кроме лечения также является трудовая терапия лиц, страдающих психическими расстройствами. Она выражается в трудовом обучении и переобучении, в трудовом устройстве лиц прошедших лечение в учреждениях психиатрической помощи (на правах рабочих и служащих), не имеющих возможности трудоустройства на обычном производстве по медицинским показаниям и иным обстоятельствам [2]. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства [11].
Данная задача выполняется посредством заключения договоров с потребителями продукции (работ, услуг), в том числе с государственными органами и поставщиками материально - технических ресурсов. С лицами, направленными на предприятие учреждением, оказывающим психиатрическую помощь, и подавшими заявление о приеме на работу, администрация предприятия заключает трудовой договор о работе в качестве рабочего или служащего. На указанных лиц ведутся трудовые книжки, им выплачивается заработная плата, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, время их работы на предприятии включается в общий трудовой стаж. Они подлежат государственному социальному страхованию. Лица, страдающие психическими расстройствами, работающие на предприятии, обеспечиваются бесплатным одноразовым горячим питанием [2].
Также к задачам социального работника в учреждениях психиатрической помощи можно причислить охрану прав лиц, страдающих психическими расстройствами. Данные права указаны в статье 5 федерального закона [1].
Исходя из этой статьи, можно сказать, что задачей социального работника является представительство пациента перед учреждением психиатрической помощи с целью защиты и должного осуществления его прав, указанных в статье 5. В соответствии со статьёй 7 ФЗ защиту прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи может осуществлять адвокат, а также работник государственного юридического бюро или иное лицо, уполномоченные государственным юридическим бюро оказывать бесплатную юридическую помощь. Лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Администрация учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, обеспечивает возможность приглашения адвоката, работника или уполномоченного лица государственного юридического бюро (при наличии), оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" [3]. В качестве этого работника может выступать социальный работник.
Информация о работе Социальная работа в учреждениях психиатрической помощи