Социальная работа в учреждениях психиатрической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на свободное передвижение, на свободу совести и вероисповедания, на свободу мысли и слова, на труд, на социальное обеспечение и бесплатную медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду.

Вложенные файлы: 1 файл

Третий вариант.doc

— 749.00 Кб (Скачать файл)

Задачами социального работника в психиатрических учреждениях являются: обеспечение рационального питания, установление контроля за фармакологическим лечением, проведение медико-реабилитационных мероприятий (лечебно-стимулирующей физкультуры, терапии занятостью, трудотерапии, культурную терапию). Он должен способствовать формированию здорового образа жизни пациента, искоренению его вредных привычек (курения, злоупотребления алкоголем).

Также функцией социального работника является прививание правильного отношения больного к тому, что он болен. Необходимо помнить, что, заболевая, человек обычно и на уровне самосознания берет на себя роль больного. У больного возникает подсознательное стремление увидеть в ней преимущества для себя. То есть пациент начинает привыкать к новому статусу. Происходит пересмотр социальных ролей, дезадаптация, вырабатывается искаженный образ жизни, появляется угнетающее чувство зависимости от окружающих, неуверенность, тревожные опасения. В конечном итоге ярлык «больного», «инвалида» психологически принимается как самим индивидом, так и его близкими и социальным окружением.

То есть на микроуровне основными задачами социального работника являются обеспечение физиологической адаптации в учреждении, физиологическая реабилитация, а также недопущение привыкания больного к его статусу и появления искажённого образа жизни.

Мезоуровень отражает состояние социального функционирования больного. Он охватывает ближайшее окружение пациента и его социальные контакты — семью, сообщество, в котором он проживает, учится или работает. Реабилитационный процесс организуется в форме как индивидуальной, так и групповой работы.

Цель работы на этом уровне — преодоление болезненных расстройств, функционального дефицита и решение проблемных ситуаций. К ней приступают по завершению обострения психического состояния, на стадии выздоровления, при угрозе или наступившей инвалидизации больного.

Социальный работник работает с подопечным как с личностью и как с членом общества. Для успешной ресоциализации больного, восстановления его социальной ценности особое значение приобретает выявление компенсаторных возможностей, исследование взаимовлияния больного и его окружения. Эти знания станут основой для последующей психосоциальной помощи.

Высокой эффективностью в социальной реабилитации отличаются различные виды индивидуальной и групповой психотерапии, тренинга социальных и коммуникативных навыков. Социальные тренинги, ролевые игры способствуют повышению компетенции в исполнении социальных ролей (супруга, родителя, друга, работника). Психосоциальные воздействия положительно влияют на личностный рост больного, его социальную компетенцию, способствуют самоутверждению, формированию новых коммуникативных возможностей, социальных контактов, умению противостоять стрессовым факторам.

В задачи социального работника входят организация жилья, обеспечение помощи по восстановлению трудоспособности и трудоустройству больного, по получению им возможного образования, по созданию условий для удовлетворения его потребности в творчестве и общении. Следует соответствующим образом обустроить квартиру, снабдить ее техническими средствами, помогающими больному в передвижении и самообслуживании.

К реабилитации должны активно привлекаться члены семьи или сообщества, в котором находится больной. В качестве такого сообщества могут выступать: трудовой коллектив, друзья, соседи, группы аналогичных больных. Социальный работник в этом случае выступает как связующее звено между больным и этими сообществами, он должен быть координатором в их взаимоотношениях.

К макроуровню относятся общество и те барьеры, которые стоят перед пациентами, чтобы войти в это общество. Этот уровень наиболее труден для организации социальной работы специалистом. Социальный работник должен быть хорошо осведомлен о тех проблемах, которые возникают у его подопечного с обществом.

В задачи социального работника на макроуровне входят облегчение нахождения больного в обществе, развитие социальных служб поддержки и помощи. При организации необходимо вовлечение в реабилитацию не только лиц с психическими расстройствами, но и людей из других категорий инвалидов, а также здоровых людей. Это обязательное условие для того, чтобы  выздоровевшие пациенты не начали усиленно группироваться и изолироваться.

Важно научиться сотрудничать с социальными и правоохранительными органами, координировать свою деятельность с альтернативными службами и правильно распределять нагрузки. Социальный работник на данном уровне должен обладать навыками дипломата и менеджера. Ему необходимо поддерживать связь с различными секторами социального обслуживания, обеспечивать правовую защиту своих подопечных, организовывать рабочие места для инвалидов [9].

Как правило работа на макроуровне осуществляется уже не только социальными работниками, работающими в учреждении психиатрической помощи, а теми кто работает во внебольничных учреждениях: в общественных организациях, центрах реабилитации и т.д. То есть задача социального работника, работающего в учреждениях психиатрической помощи, на данном уровне сводится к направлению бывшего пациента в эти учреждения, предварительно закрепив у него правильный настрой, желание снова вступить в общество, которое, в идеале, достигается на мезоуровне. А осуществление задач макроуровня уже переходит на плечи социальных работников из других организаций.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Основными задачами социального работника в учреждениях психиатрии являются: обеспечение оптимальных бытовых условий на время пребывания пациента в учреждении психиатрии, адаптация пациента в новых условиях и в новом статусе, последующая ресоциализация пациента.

На социального работника возлагаются серьёзная функция – не допустить того, чтобы пациент привык к этому образу жизни, стремился к излечению и последующему возвращению в общество. Всё это требует от социального работника серьёзных знаний и умений в области медицины, психологии и менеджмента. Только в этом случае будет виден смысл пребывания социального работника в учреждениях психиатрии, а также видна реальная польза не только для больных, но и для всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной курсовой работы является анализ проблем и перспектив социальной работы в учреждениях психиатрической помощи.

Исходя из цели работы, можно сказать, что в социальной работе в учреждениях психиатрической помощи на сегодняшний день ещё очень много проблем. Самой главной на мой взгляд является не чёткая определённость в задачах, которые должен выполнять социальный работник, а также его место в системе учреждения.

В данной работе были определены главные задачи, которые должен выполнять социальный работник в организациях психиатрической помощи являются: 1)материальная поддержка; 2) помощь дома, в трудоустройстве; 3) оформление документов и госпитализация пациентов; 4) оказание психологической поддержки семьям, имеющим психически больного;

5) проведение информационно-образовательных  школ среди отдельных социальных  групп населения, 6) работы со средствами  массовой информации;

7) установление связей и взаимодействия  психоневрологического диспансера с территориальными социальными и другими учреждениями, имеющими отношение к социальным проблемам психически больных людей; 8) организация ухода и надзора за пациентами, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий; 9) организация отдыха и досуга лиц, проживающих в интернате.

В перспективе развития социальной работы должны появиться другие задачи: 1) социальная и правовая защита; 2) решение вопросов опеки; 3) проведение социально-реабилитационных программ; 4) осуществление контроля за соблюдением прав и свобод пациентов; 5) представительство пациента; 6) оказание юридической помощи пациентам, родственникам и врачам. Важно помнить, что все эти функции не противоречат законодательству.

То есть в перспективе развития социальной работы должны происходить усложнение форм, технологий и методов социальной работы. Место и важность социального работника также должно возрасти от минимальной психологической помощи и организации надзора за пациентами, до оказания полноценной юридической помощи и проведения многоэтапной реабилитации.

Основной формой реализации всех этих задач является реабилитация. Она осуществляется в 3 этапа: 1) восстановительная терапия, включающая в себя предотвращение формирования дефекта личности, развития госпитализма;

2) психосоциальные воздействия  на больного. Важное место здесь  отводится трудовой терапии с  приобретением новых социальных  навыков; 3) полное восстановление прав больного в обществе, создание оптимальных отношений его с окружающими, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве.  Основной формой работы является психосоциальный подход, который заключается в том, что бы уравновесить отношения между внутренним миром и общественными связями, а также их сохранение. При соблюдении принципов реабилитации, законодательства и правильно вычисленной проблеме социальная реабилитация будет очень полезной технологией, которая поможет пациентам адаптироваться в учреждении, более легко пройти курс лечения, а также более быстро адаптироваться в обществе после выписки. При этом нужно помнить, что социальная работа с психически больными, особенно если она проводится во внебольничных условиях, по возможности должна охватить все сферы его жизни и на всех социальных уровнях. Специалист по социальной работе должен уметь организовывать реабилитационный процесс, а именно проводить обследование, планировать, оказывать помощь, защиту, поддерживать связь с лечебными учреждениями, проводить тщательное наблюдение, и объективно оценивать эффективность реабилитационных воздействий.

Для успешного выполнения всех этих задач социальный работник должен обладать серьёзными юридическими и психологическими знаниями, а также серьёзными навыками менеджмента. Необходимо обладать и налаживать связи со сторонними учреждениями (и не только медицинскими или реабилитационными) для того, чтобы пациент смог успешно ресоциализироваться. Также обладание связями необходимо для развития всей социальной работы в данном направлении. Т.к. к сожалению данная тема является мало освещённой: мало научных трудов, а  те что есть затрагивают социальную работу в учреждениях психиатрической помощи только вскользь, законы, которые затрагивают вопросы психиатрической помощи необходимо серьёзно дорабатывать. И передача практической информации, умении вносить предложения может пойти на пользу не только социальным работникам, но и всей системе учреждений психиатрии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно правовые акты

  1. ФЗ от 2.07.1992 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав при её оказании»
  2. Постановление правительства РФ от 25.05.1994 №552 «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами»
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
  4. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"
  5. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
  6. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ

Литература

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург; М., 1995.
  2. Лукьянова И.Е. Инновационная реабилитация – приоритетное направление медико-социальной работы / Сигида Е.А. // Социальные технологии, исследования, 2006, №2, с.56-61.
  3. Зозуля, Т. В. Основы социальной и клинической психиатрии: Учебное пособие для вузов
  4. Палмад Г. Психотерапия – 11-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с. – (Серия «Концентрированная психология»).
  5. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М., 2002. - 192 с.
  6. Русских О.А. Бронников В.А. Организация деятельности службы клинической психологии в условиях центра комплексной реабилитации инвалидов // Современные подходы и инновационные технологии медико-социальной реабилитации инвалидов 2012. – 196 с.

 

Интернет источники

  1. Социальная работа в психиатрии и права пациентов. И.В. Назарьин, А.Б. Богданов [электронный ресурс] (http://www.npar.ru/journal/2003/2/social.htm). Проверено: 14.05.2013
  2. V Международный классификатор болезней 10-го пересмотра ВОЗ [электронный ресурс] (http://www.ros-med.info/mkb/about.php?klass=2366&action=mkb1). Проверено: 14.05.2013
  3. Психиатрия, Система психиатрической помощи [электронный ресурс]  (http://www.medichelp.ru/posts/view/7265). Проверено: 14.05.2013
  4. Социальная психиатрия [электронный ресурс]  (http://bibliofond.ru/view.aspx?id=35447#1). Проверено: 14.05.2013
  5. Нарушение восприятия [электронный ресурс]  (http://nodrink.me/glossary/narushenie-vosprijatija/). Проверено: 14.05.2013
  6. Бородулин В.И., Ланцман М.Н. Справочник: Болезни. Синдромы. Симптомы, 2009 г. [электронный ресурс]  (http://vocabulary.ru/dictionary/977/word/amnezija). Проверено: 14.05.2013
  7. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПб.: Питер, 2001. - 656 с [электронный ресурс]  (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/drugin/index.php). Проверено: 14.05.2013
  8. Самохвалов В.П. Психиатрия. Учебное пособие для студентов медицинских вузов [электронный ресурс] (http://bookap.info/genpsy/samohvalov/gl27.shtm). Проверено: 14.05.2013
  9. Тиганов А. С., Снежневский А. В., Орловская Д. Д.  Руководство по психиатрии / Под ред. академика РАМН А. С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — Т. 1. — 712 с. [электронный ресурс] (http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/112108/Rukovodstvo_po_psihiatrii._Tom_1.pdf).

Информация о работе Социальная работа в учреждениях психиатрической помощи