Социальная работа и психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть (исследовать) взаимосвязь социальной работы и психологии в теории.
Цель определяет следующие задачи:
- определить систему социальной работы;
- изучить психологические аспекты социальной работы;
- рассмотреть психологические методы и приемы, используемые социальным работником в работе с клиентом;

Содержание

Введение
Глава 1 Система социальной работы
1.1 Особенности социальной работы как вида деятельности
1.2 Формирование системы социальной работы в РФ
Глава 2 Взаимосвязь психологии и социальной работы
2.1 Психологические аспекты социальной работы
2.2 Использование психологических методов в социальной работе при взаимодействии с клиентом
2.2.1 Психологические приемы в работе с клиентом социальной службы
2.2.2 Психологические теории, применяемые при работе с клиентами
2.3 Применение психологических технологий в практике социальной работы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводительному труду и вовлекать его в такой труд; создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы. В обществе должны быть созданы условия – экономические, организационные, правовые финансовые и др. – для формирования самосознания, системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защите своих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектами и социальной защиты.

Глава 2 Взаимосвязь психологии и  социальной работы

                          2.1 Психологические аспекты социальной работы

Возникновение социальной работы как науки и специфической  социальной деятельности было обусловлено  обострением социальных коллизий в  Х1Хв. в связи с бурным развитием  капитализма в западных странах - индустриализацией и урбанизацией и как следствием резким ростом безработицы, преступности, алкоголизма и т.п.

Уже изначально в процессе становления и институциализации  социальной работы было ясно, что органическая составляющая её - психологическая  деятельность социальных работников и психологов, психосоциальная работа с индивидом и группой.

В рамках социальной работы возникла социальная индивидуальная психотерапия, поэтому в первый период социальная работа даже сводилась к социально-психологической  работе.

Непосредственную методологическую основу психологической практики социальной работы составляют, бесспорно, фундаментальные общепсихологические учения о личности, ее структуре; типологии и развитии, теории темперамента и характера, потребностей и мотивации поведения, концепции психологии группы и общения, конфликта и девиации. Однако данные психологические концепции и теории формировались и разрабатывались их авторами чаще всего (хотя и далеко не всегда вполне осознанно), в свою очередь, под влиянием тех или иных философских и социологических учений о природе и сущности человека. Следует отметить, что многие из философско-антропологических и социологических идей сами по себе имеют прямое отношение к поведению личности и вполне могут быть использованы в практике социальной работы. Среди философско-социологических учений и идей важнейшее методологическое значение для практики социальной работы имеют концепции о сущности и природе человека, о соотношении социального и биологического в человеке и его развитии, о смысле его жизни, о социальном действии, о взаимодействии личности и общества и другие.6

Многие подходы к  социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для  диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них – о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса). Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.

И социальная работа, и  психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления:7

1. Психодиагностика –  отрасль психического знания, связанная  с постановкой психологического  диагноза (актуальна для социального  прогнозирования, консультирования и психотерапевтической помощи и др.).

2. Психологическое консультирование  – оказание помощи психически  нормальным людям для достижения  ими каких-либо целей, более  эффективной организации поведения.

Современная психология представляет большие возможности использования социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др.8

Если как практика социальная работа возникла раньше научного периода в  психологии - примерно в 70-х гг. XIX в., то теоретическое осмысление ее результатов и развитие навыков шло под большим влиянием и параллельно с развитием теории психоанализа (вплоть до конца 1940-х гг. психодинамический и Эго-психологический подходы были доминирующими в индивидуальной социальной работе, т. е. в работе с одним клиентом, а не с группой; «social casework») и позже теории социальной психологии, теории научения, теории стресса и других психологических концепций.9

Таким образом, социальная работа не мыслима без знания основ психологии. Среди других общественных наук связь социальной работы и психологии является наиболее значимой. Теоретические основы психологии ложатся в основу социальной работы с клиентом.

2.2 Психологические  методы и их использование  в социальной работе при взаимодействии с клиентом

В социальной работе активно  используются психологические методы познания, прогнозирования и регулирования  социального взаимодействия. Они  направлены на решение задач социализации личности и совершенствование социума. 
    Психологические методы регулирования социального взаимодействия, применяемые в социальной работе, также принято делить на индивидуальные и групповые. 
    Существенные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решающие многочисленные задачи изучения социально-психологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений. 
    В социальной работе широко применяются методы оказания психологической помощи. Одним из самых простых и доступных в понимании методов оказания психологической помощи является психологическое консультирование.  
    Психологическое консультирование – это вид психологической помощи, заключающейся в разъяснении клиенту его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения человека, активизации его внутренних ресурсов для личного развития и решения психологических проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуациях. Изучение клиента социальной работы начинается в конце XIX столетия. Классовые подходы к личности нуждающегося постепенно уступают естественнонаучным подходам. Серьезное влияние на развитие методов, а также на научную рефлексию социальной работы оказали исследования в области психиатрии, психотерапии и психологии личности. К теории и практике социальной работы применяются методы психоанализа, гуманистической психотерапии. Школы и направления социальной работы при объяснении индивидуальных поступков человека, его поведения, эмоциональных реакций и т.д. опираются на концепции и идеи З. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Эриксона и других психологов и психиатров. Различные подходы к психологии личности, разработанные этими и последующими исследователями, находят отражение в подходах к феномену клиента социальной работы, определяют ту или иную стратегию взаимоотношений с ним, позволяют сформировать различные интерпретационные инструментарии к проблемам и ситуациям клиентов. Особое влияние на подход к клиенту в теории и практике социальной работы оказали психодинамические, гуманистические и системные психологические концепции.10

Социальному работнику необходим  определенный уровень психологической  грамотности для результативного  выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб.

Если исходить из положения  о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит  индивидуальной работе с клиентом. Часто социальный работник сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.

Нередко в помощи социального  работника нуждаются люди, которые  не могут решить свои проблемы из-за физического состояния (престарелые, одинокие, больные, инвалиды). У них, как правило, наблюдаются и своеобразные тенденции в сфере психики: агрессия, депрессия, аутизм и т.д.

Кроме того, к социальной помощи прибегают люди, которые не умеют или не знают, как выбрать путь для решения своих проблем, найти силы для реализации своих намерений. Объектом деятельности социального работника являются и лица, находящиеся в измененном (но в границах нормы) душевном состоянии, где чаще всего ведущая роль принадлежит психологической составляющей.11

2.2.1 Психологические  приемы в работе с клиентом  социальной службы

 

Варианты психологической  помощи человеку разнообразны. Но они  только тогда эффективны, когда применяются  в сочетании теории, методологии  и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы.

Согласно мировой практике, относительно использования психологических методов при оказании помощи человеку существуют две точки зрения. Одни считают, что психологической практикой могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинское образование. Например, Американская психоаналитическая ассоциация допускает в число своих членов только дипломированных врачей. Другие считают, что требования к практикующим психологам не должны быть такими строгими. Так, в Великобритании каждый третий психоаналитик не имеет медицинского образования. В большинстве западных стран роль социального работника в оказании психологической помощи населению постоянно возрастает. Да и в США сейчас число социальных работников, занятых в сфере охраны психического здоровья, превосходит общее число психиатров и психоаналитиков, работающих в этой области. Развитие сети психологических служб, как показывает опыт, имеет и важное экономическое значение. По оценкам западных специалистов, один рубль, вложенный в развитие системы психологической помощи населению, позволяет избежать вложения десяти рублей в развитие медицинской психиатрической службы.

Социальная помощь населению  оказывается по тем же направлениям практической психологии:12

- сообщение клиенту  объективной информации о его  расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение о ее использовании;

- психологическая коррекция,  с помощью которой для клиента  разрабатывается индивидуальная  программа определенного вида  деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.) в соответствии с общими требованиями;

- психологическое консультирование, цель которого — помочь индивиду  найти как можно больше вариантов  поведения, мыслей, чувств, поступков  для активного взаимодействия  с людьми и социальными группами внутри социума;

- психопрофилактическая  работа, направленная на то, чтобы  заблаговременно предупреждать  возможные нарушения в развитии  индивида, создавая условия для  полноценного психического развития  на каждом возрастном этапе.

Важным направлением является психотерапия - организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется социальными работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия.13

Таким образом, при работе с клиентом социальному работнику  зачастую приходится использовать различные  психологические приемы. Это обусловлено  тем, что социальному работнику  в первую очередь приходится работать с личностью клиента. Особенно это прослеживается в индивидуальной работе.

2.2.2 Психологические  теории, применяемые при работе  с клиентами

Психодинамическая практика базируется на психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, такие же, как и между пациентом и врачом. Вот почему в психоаналитических подходах клиент, просящий помощи, определяется как пациент. Первоначально данный метод жестко определял установки пациента и необходимые процедуры, тем самым выстраивались, как и в медицинской практике, директивные принципы взаимоотношений. Позднее З. Фрейд приходит к заключению, что взаимоотношения между аналитиком и пациентом являются частью терапевтического контакта и они могут мешать или помогать решению проблем пациента.

Поведенческая практика работы с клиентом отличается от других типов терапии, в ее основе лежит  поведение, а чувства и мысли  клиента, даже несмотря на эмоциональный  фон, вторичны. Поведенческая терапия  направлена на обучение клиентов позитивным моделям поведения.

Р. Дастин (R. Dustin) и Р. Джордже (R. George) выделяют такие основные принципы поведенческой терапии.

1. В центре внимания  терапевта - поведение клиента.

2. Концептуализация терапевтических  поведенческих целей.

3. Развитие процедуры лечения, построенной на поведенческих проблемах клиента.

4. Объективная оценка  терапевтических целей, выполненных  в процессе лечения.

Поведенческая терапия  позволяет не только рефлексировать, но и измерять изменения, происходящие с клиентом, обеспечивать продвижение клиента к поставленным целям. В этой связи поведенческая терапия дает возможность клиентам:14

- изменять поведение;

- включаться в процесс  принятия решения;

- предотвращать возможные  проблемы, формировать необходимое  поведение.

Личностно-ориентированная  терапия направлена на самоактуализацию клиента, осознание им своего отношения  к самому себе, к окружающему миру, своему поведению. Она развивает  творческий потенциал личности, ее способность к самоусовершенствованию.

В основе ее лежит понимание, что люди способны решить любые конфликты, но они ограничены в знании о самих себе. Конфликты возникают в результате несоответствия собственного организмического оценочного процесса с оценочной ценностной позицией окружающей среды.

Клиенты способны преодолеть препятствия восприятия как внешнего, так и внутреннего опыта, сформировать о себе представления как о полноценно функционирующей личности, самоактуализирующемся индивиде, если терапевт обладает необходимыми личностными качествами. Создание атмосферы отношений с клиентом - одно из главных условий терапевтического процесса. Если эти условия соблюдены, то клиенты могут достичь самоактуализации, решить конфликт, приобрести положительные ценности, увеличить тенденцию положительного личностного роста.15

Информация о работе Социальная работа и психология