Социальная работа как профессиональная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Для более точного определения социальной работы необходимо определить место и роль социальной работы в системе профессий социальной сферы. Поэтому, целькурсовой работы - проанализировать особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы.
Цель курсовой работы достигается через решение следующих задач:
- определить место и роль социальной работы в современном мире
- рассмотреть историю становления социальной работы как профессии
- выделить основные характерные особенности социальной работы как профессии.

Содержание

Введение
1 Понятие социальной работы и ее содержание
1.1 Социальная работа как общественное явление
1.2 История становления и развития социальной работы как профессии в мире и в России
1.3 Основные концепции и теоретико-методологические подходы к изучению социальной работы как профессии
2 Социальная работа как профессиональная деятельность
2.1 Место и роль социальной работы в системе профессии социальной сферы
2.2 Специфические черты социальной работы как профессии
2.3 Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ГЕНА КУРСАЧ!!!!.docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

Введение

1 Понятие социальной работы  и ее содержание

1.1 Социальная работа как общественное  явление

1.2 История становления и развития  социальной работы как профессии  в мире и в России

1.3 Основные концепции и теоретико-методологические  подходы к изучению социальной  работы как профессии

2 Социальная работа как профессиональная  деятельность

2.1 Место и роль социальной  работы в системе профессии  социальной сферы

2.2 Специфические черты социальной  работы как профессии

2.3 Характеристика профессионального  социального работника как субъекта  социальной работы

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующими соображениями. С 1990-х гг. XX в. по настоящее время макросоциальные институциональные изменения в российском обществе потребовали адекватной теоретико-методологической основы их объяснения. Интенсивный характер изменений, их деструктивные формы (кризисы, социальные и духовные потрясения, социальные конфликты и т.д.), разноплановые последствия привели к сосуществованию различных теорий общественных изменений и их инструментальному использованию. К числу таковых относятся теории модернизации, глобализации, виртуализации, циклическая концепция, активистско-деятельностная парадигма, теория самоорганизации. Независимо от теоретической трактовки институциональных изменений, они, сами по себе, создали принципиально новые поля для исследователей. Одним из таковых, несомненно, актуальным для современного российского общества, является проблема профессионализации социальной работы.

Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Смысловое  и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе элементы смежных профессиональных областей (педагогики, психологии, социологии, юриспруденции  и т.д.) на основе взаимообмена информацией, технологиями, инструментарием. И это  особенно актуально в ситуации, когда  практически в любой профессиональной области быстро происходит смена  труда без перемены места, а специалисты  должны овладевать родственными или  смежными профессиями. Социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой общественные организации и различные государственные  структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения  и пр.). Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов, содействовать в  решении конкретных проблем, помогать в нужде, горе и одиночестве. В  связи с этим компетентность в  разных областях - главное, что характеризует  способность социального работника  помогать людям в современном  обществе.

Для более точного определения  социальной работы необходимо определить место и роль социальной работы в  системе профессий социальной сферы. Поэтому, целькурсовой работы - проанализировать особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы.

Цель курсовой работы достигается  через решение следующих задач:

- определить место и роль  социальной работы в современном  мире

- рассмотреть историю становления  социальной работы как профессии

- выделить основные характерные  особенности социальной работы  как профессии.

Методологические подходы и теоретические предпосылки к пониманию проблем социальной работы в системе профессий социальной сферы заложены в фундаментальных классических и современных работах М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Р. Мертона др. а также отечественных ученых: В. Иванова, Л. Ионина, В. Радаева, А. Филиппова, В. Ярской. Вопросы истории российской социальной работы активно разрабатывают М. Фирсов, В. Лыткин, П. Нещеретный. Проблемами теории социальной работы занимаются Е. Холостова, Л. Гуслякова, А. Панов, П. Павленок, И. Зайнышев, Е. Студенова и др.

Объектом исследования выступает социальная работа как вид профессиональной деятельности. Предмет исследования - особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы.

Научная новизна исследования раскрывается в следующих положениях:

- социальная работа рассматривается  как подсистема в рамках системы  профессий социальной сферы;

- определены факторы, влияющие  на становление социальной работы  как профессии;

- выявлены и систематизированы  основные подходы к пониманию  специфики социальной работы  как профессии социальной сферы.

Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Социальная работа как общественное явление

В обыденном сознании с социальной работой зачастую связаны представления, которые не соответствуют действительности, но они, тем не менее, очень живучи. Возьмём, к примеру, вопрос об истоках  социальной работы. Нередко можно  услышать мнение, что социальная работа - это просто современный светский вариант религиозной благотворительности, уходящей корнями в средневековье. На самом деле благотворительность  и социальную работу объединяет лишь общая альтруистическая установка. По всем прочим основным параметрам - целям, методам и структуре, которые  связаны с особой подготовкой  работников-исполнителей, - они существенно  различаются.

Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга и  стремление делать добро, обычно проистекающие  из веры в бессмертие души. Акцент делался  в данном случае на человека, творящего  добро, а вклад его измерялся  величиной и долгосрочностью  оказываемой помощи. Современный  же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием  профессионального успеха.

Процесс, посредством которого этого  пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте. Для этого будущих социальных работников обучают разбираться в индивидуальной психологии клиентов, в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приёмам развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Можно сказать, что благотворительность как вид социальной активности ставит во главу угла стремления помогающих и их убеждения. В социальной работе центральной фигурой является клиент, а целью - освобождение его от нужды в социальных работниках.

Социальная работа - это профессия  для тех, кто хочет помогать людям, улучшить условия жизни и изменить общество. Социальные работники помогают людям действовать лучшим образом  в своем окружении, строить свои отношения с другими людьми, решать семейные и личные проблемы.

Социальные работники традиционно  работали в двух уровнях помощи людям: микроуровень непосредственной работы с людьми и макроуровень, который включает гражданскую активность, программирование общественной деятельности и развитие социальной политики. Социальные работники зачастую стараются оказывать воздействие на политику правительства путем непосредственной работы в правительстве или путем общественных выступлений с тем, чтобы улучшить экономические и социальные условия жизни маргинальных слоев общества. Эти группы могут включать пожилых людей, детей, малообеспеченные семьи, расовые и этнические меньшинства, а также инвалидов. Социальная работа как профессия служит «открытого общества» посредством борьбы за социальную и экономическую справедливость, чтобы с помощью этих усилий направить людей на борьбу за создание более справедливого и гуманного общества.

Социальные работники часто  работают с клиентами, страдающими  от заболеваний, опасных для жизни, либо от социальных проблем. Эти проблемы могут быть следствием неудовлетворительных жилищных условий, безработицы, недостатка профессиональных навыков, финансовых затруднений, серьезных заболеваний, инвалидности, насилия, нежелательной  беременности и др. Социальные работники  также помогают семьям с серьезными внутренними конфликтами, включая  насилие над детьми или супругами.

1.2 История становления и развития социальной работы как профессии в мире и в России

Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому  обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в  различной форме помогать выживать. Данная модель помощи определяется уровнем  развития общества, его культурой  в конкретно-исторический период. Самые  первые формы социальной помощи - милостыня. С появлением государства процесс  оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание  помощи, регламентация процесса и  т. п.).

Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение  христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует  в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных  категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл.

Пересматривается само понимание  таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной  активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.

Во второй половине XIX в. активное участие  в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего - благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.

Государственная система помощи и  поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран  появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.).

В отличие от государства общественные организации оказывают помощь тем  категориям населения, с которыми государство  не может взаимодействовать в  силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке).

Социальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться  в сфере таких знаний как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а  это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания.

На современном этапе развития общества социальная работа уже не имеет того единого вида, который  можно было наблюдать в конце  прошлого века. Сегодня эта профессия  подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача социальной работы сегодня - помочь клиенту в  решении жизненно важных проблем.

Институт современной социальной работы в России возник как результат  деятельности определенных социальных групп, элементы которых представляют собой достаточно активных субъектов, обладающих социальным мышлением и  ответственностью Албегова И.Ф. Институционализация социальной работы в России: теория и практика. - Ярославль: ЯрГУ, 2004.. Несомненно, данный институт имеет свою социальную базу, основу возникновения которой заложили естественное и социальное неравенство, социальная дифференциация общества в целом.

Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение - основные, специфические понятия  отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась  в условиях цивилизационного своеобразия  России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т. п.).

Выделение основных этапов дореволюционной  деятельности по призрению и благотворительности  связано с характером участия  в ней различных сил: церковь, государство, общественность.

Так, первый этап: X - сер. XVIII вв. - отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся.

Появляются действенные формы  и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам  и т. д. Различаются два типа призрения: «закрытое» - в специально созданных  для этого учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т. п.), «открытое» - вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.

Второй этап: сер. XVIII - сер. XIX вв. - функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении  занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной  базы призрения (открытие приказов общественного  призрения); развитие системы закрытого  призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного  призрения (создание общественных благотворительных  обществ таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т. п.).

Информация о работе Социальная работа как профессиональная деятельность